Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подбор и подготовка карт к работе




КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ КАРТ

По своему назначению морские карты делятся на навигационные, справочные и вспомогательные.

Навигационные карты являются основными. Они используются при плавании кораблей и судов.

На морских навигационных картах изображаются навигационно-гидрографические элементы:

а) на море:

— рельеф морского дна с помощью отметок, показывающих глубину в данном месте, и изобат, т. е. линий равных глубин;

— грунт морского дна (глина, песок, галька, гравий, валуны, кораллы и т. п.) буквенными знаками;

— подводные и надводные опасности (камни подводные, надводные, осыхающие, скалы, буруны, рифы, банки и т. п.);

— течения постоянные, переменные и приливо-отливные (на некоторых картах), водовороты, сулои и т. п.;

— навигационная обстановка, дневное и ночное ограждение (вехи, буи, баканы, маяки, звуковые сигналы и т. п.), фарватеры, каналы, якорные стоянки;

— склонения магнитной стрелки и магнитные аномалии;

б) на берегу:

— характер берега (скалистый, обрывистый, песчаный, осушной, с мангровыми зарослями и т. п.), определяющий доступность берега с моря и возможность его опознавания;

— береговой рельеф (приметные возвышенности, вершины и т. п.), используемый для опознавания берега и определения места корабля;

9.1. Классификация морских карт 221

— береговая навигационная обстановка;

— молы, волноломы, доки и т. п.;

— предметы и строения на берегу, важные для мореплавателя как ориентиры.

Характерной особенностью морских навигационных карт является применение меркаторской проекции, удобной тем, что путь корабля, идущего постоянным курсом (по неизменному азимуту), показывается на ней прямой линией.

Меркаторская проекция является равноугольной нормальной цилиндрической проекцией. На ней земные меридианы и параллели изображаются прямыми, взаимно перпендикулярными линиями. Линейная величина каждого градуса меридиана постепенно увеличивается по мере удаления от экватора к полюсам. Линейная величина градуса каждой параллели равна линейной величине градуса экватора, т. е. все параллели вытянуты до длины экватора и соответственно растянуты меридианы.

В полученной таким образом проекции масштаб карты на разных широтах неодинаков. Он увеличивается от экватора к полюсам.

Для навигационных карт каждого моря установлена стандартная главная параллель данного моря, вдоль которой соблюдается указанный масштаб карты.

Навигационные карты по назначению, содержанию и масштабу разделяются на общие, к которым относятся генеральные, путевые, частные и карты-планы, а также специальные.

Генеральные карты служат для общего изучения района рейса, предварительной прокладки рейса и различных расчетов, связанных с ним. На них изображены моря, заливы, части океанов, нанесены важнейшие маяки, имеющие большую дальность видимости, навигационные опасности, расположенные на значительном удалении от берега, изобаты глубин 20, 50, 100 и 200 м. Масштаб генеральных карт 1:500 000 и мельче в зависимости от величины изображаемого района. При этом масштаб относится к главной параллели моря.

Путевые карты служат для обеспечения плавания вдоль побережий, иногда вне видимости берегов. На путевые карты нанесены огни, маяки и знаки, обслуживающие плавание вдоль побережья, все навигационные опасности, плавучие средства ограждения, буи, вехи фарватеров, каналов, банок, затопленных судов и других навигационных опасно-


222 Гл- 9- Морские карты и основы навигации

стей, а также изобаты глубин 5, 10, 20, 50 и 100 м. Масштаб путевых карт от 1: 100 000 до 1: 300 000. В заголовке карты указывается, к какой параллели относится масштаб.

Частные карты служат для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов и представляют собой более подробные путевые карты. На них наносятся все огни, маяки и знаки, в том числе внутренние рейдовые и портовые огни, навигационные опасности, плавучие средства ограждения, изобаты глубин 2, 5, 10, 20 и 50 м. Масштабы частных карт от 1: 5 000 до 1:50 000.

Карты-планы — изображения бухт, рейдов, якорных мест и т. п. Они используются при входах на рейд, перемещениях по акватории порта, выборе якорной стоянки и пр. На них наносятся все без исключения навигационные опасности и их ограждения, а также изобаты глубин 2, 5, 10, 20 и 50 м. Масштабы планов от 1:5 000 до 1:25 000.

Специальные карты предназначены для решения специальных задач. К ним относятся карты радиомаяков, радиостанций и др.

На справочных картах изображаются большие пространства— океаны, полушария Земли или почти весь земной шар между параллелями 85° северной и южной широт. Они служат для различных справок, связанных с плаванием судна. На справочные карты нанесены те сведения, для которых данная карта составлена. Навигационные опасности и другие навигационные подробности на них не наносятся. К справочным картам относятся сборные листы, карты течений, ветров, рекомендованных путей, магнитные карты, карты поясов времени и др. Справочные карты составляются в мелких масштабах: от 1:500 000 до 1: 50 000 000.

Морские вспомогательные карты служат для вспомогательных работ. Они строятся обычно в перспективной стереографической или гномонической проекции. Результаты расчетов, выполненных на вспомогательной карте, обычно переносятся на навигационную карту.

9.2. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ МОРСКИХ КАРТ

Для обозначения на морских картах характера берега, рельефа дна, навигационных опасностей, гидротехнических сооружений и других объектов применяются специальные условные знаки, приведенные в приложении III.

9.2. Правила чтения морских карт 223

Глубины и высоты осыхания на морских картах даны в метрах от принятого нуля глубин.

Отметки высот, высоты островов, мысов, надводных скал и камней, надводных свай и т. п. на картах указаны в метрах от принятого нуля высот (как правило, от уреза полной воды для морей с приливами и от среднего для безливных морей).

Высоты ориентиров и несветящихся навигационных знаков на морских картах обозначены дробью: в числителе — высота от принятого нуля высот до вершины сооружения; в знаменателе — высота от основания до вершины сооружения.

За береговую линию на морских картах, как правило, приняты:

— урез полной воды для морей с приливами;

— урез воды при среднем уровне для безливных морей. За недостоверную береговую линию принята береговая

линия, заснятая приближенно или нанесенная по устаревшим данным. Береговая линия, четко не прослеживаемая в заболоченных или каменистых берегах, берегах с мангровыми зарослями, на картах изображена точечным пунктиром.

Наименьшая глубина — самая малая глубина на банке, рифе, баре и других возвышениях дна, а также на фарватере, канале.

Отличительная глубина — глубина, отличающаяся в большую или меньшую сторону от окружающих глубин (не менее чем на 10% при ровном рельефе и на 20%, при неровном рельефе дна).

Гарантированная глубина — наименьшая глубина в канале или на речном фарватере, которая поддерживается в течение всей навигации.

Подводное препятствие — различные затопленные или затонувшие предметы, представляющие опасность для навигации.

Огни средств навигационного оборудования на морских картах масштаба крупнее 1: 1 000 000 изображены окружностями, дугами и «рожками», краска которых соответствует действительному цвету огней. Белый, желтый и оранжевый огни показаны желто-оранжевым цветом, в характеристиках желтых и оранжевых огней помещены условные сокращения «жл» и «ор».

Огни средств навигационного оборудования на картах масштаба 1: 1 000 000 и мельче независимо от их цвета


224 Гл- 9- Морские карты и основы навигации

изображены «рожками» желто-оранжевого или красного цвета.

На линиях створов даются прямые и обратные направления (истинные азимуты): первое направление створа даио с берега; второе — с моря. Ходовая часть навигационных створов показана сплошной линией; неходовая часть — точечным пунктиром.

Буи независимо от формы их корпуса на картах изображены одним условным знаком. Цвет окраски буев показан условными сокращениями.

Отдельные условные знаки (растительности, грунтов, характера берега и др.) на картах могут применяться в сочетании с другими.

Карты подбираются в соответствии с поставленными задачами. Как правило, вначале пользуются генеральными картами для общего изучения заданного района, а затем соответствующими путевыми, частными картами и картамипланами. В общем случае при планировании и осуществлении высадки морского десанта следует применять карту заданного района самого крупного масштаба, составленную по самым современным данным.

Перед тем как пользоваться морской картой, необходимо прочитать все имеющиеся на ней надписи. Особое внимание следует обратить на время составления карты (проведения описи): чем позже составлена карта, тем большего доверия она заслуживает. Сведения о дате проведения описи помещаются на карте справа, под ее нижней рамкой. Если карта составлена по иностранным источникам, эти сведения указываются там же. Если карта корректировалась, то ставится дата последней корректировки.

Подобранные для рейса карты подготавливают в следующей последовательности:

а) уточняют главный масштаб карты и определяют частный масштаб в нужных районах;

б) намечают ориентиры на карте, которыми можно пользоваться; при наличии рисунков или фотографий береговых ориентиров наклеивают их на свободном поле карты;

в) наносят дуги дальности видимости маяков и других береговых ориентиров для высоты глаза наблюдателя;

г) наносят опасные для плавания районы;

9.4. Основы навигации 225

д) намечают кружком искусственные створы, которыми нужно пользоваться; если нет искусственных, проводят на карте естественные с соответствующими надписями;

е) направление и скорость постоянных течений, указанных на карте, очерчивают карандашом;

ж) при наличии приливных явлений в данном районе на свободной поверхности карты составляют табличку с основными элементами прилива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.