Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему приходится корректировать изображение

Идеалы

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него – общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал – для него самого. Идеал человека – это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в "век просвещения" в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: "ее истинный идеал – это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб ".193 Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. <...> Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения – отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. <...>

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

 

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: "Можно ли волноваться из-за таких пустяков?" Мы поглощены нависшей над нами угрозой. "Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно". Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; "пустяки" снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, – значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности – от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному – у одних более, у других менее значительному – руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так – и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, – что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится?

Глава XVII ЭМОЦИИ


Эмоции и потребности

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятии, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается с жгучей ненавистью.

Существенными качествами аффективно-эмоциональной сферы, характеризующими положительный и отрицательный полюса в эмоции, являются приятное и неприятное. Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также (как отметил В.Вундт) противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Независимо от того, будут ли они признаны, наравне с приятным и неприятным, основными "измерениями" чувств (как это делал Вундт в своей трехмерной теории чувств), или же напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность будут рассматриваться лишь как органические ощущения аффективного характера (как это имеет место у ряда психологов: О.Кюльпе, Г.Эббингауз, Ж.Дюма), во всяком случае нужно признать, что роль их в эмоциях и чувствах весьма значительна. Наличие напряжения, возбуждения или противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции. Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно так же существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть – меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность. Этим, конечно, тоже не исчерпывается реальное многообразие чувств. В действительности чувства представляют большое многообразие различных качеств и оттенков. При этом эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффективности, как таковой. Эмоциональность, или аффективность, – это всегда лишь одна, специфическая, сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими – пусть специфическим образом – действительность. Эмоциональные процессы, таким образом, никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального. И одни и другие являются в конечном счете зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности индивида, в которой в единстве и взаимопроникновении включены все стороны психики.

Для подлинного понимания эмоций в их отличительных особенностях необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описательной их характеристики.

Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, – с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Соотношение между этими двумя рядами явлений в эмоциях опосредовано психическими процессами – простой рецепцией, восприятием, осмысливанием, сознательным предвосхищением результатов хода событий или действий.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко – в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия – неудовольствия, радости – печали и т.п.; с другой – сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство наше к определенному предмету или лицу – любовь или ненависть и т.п. – формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие – в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого. Вполне раздельное существование функций или способностей эти две формы проявления единого ведут разве только в некоторых учебниках психологии и нигде больше.

В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру, двойственной или, точнее, двусторонней, как увидим, оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности.

Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. Уже у животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь различное и даже противоположное – положительное и отрицательное – значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Еще менее однозначно это отношение у человека.

Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное – как положительное, так и отрицательное – эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабженным противоположным – положительным и отрицательным – эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоциональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не определимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены их местом в структуре личности в целом. Определяясь соотношением хода действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет – а иногда выдает – истинное его существо.

  • by Андрей Журавлев
  • 13/03/2012
  • 12 комментариев

Давайте обсудим вопрос, почему приходится корректировать изображение? Можно привести множество различных доводов, от компенсации технических огрехов съемки до реализации художественного замысла фотографа. «Творческая обработка» — это отдельная, большая и нередко очень грустная история. Давайте отложим ее в сторону и попробуем разобраться, с обычным репродуцированием. То есть, с попыткой просто передать реальность.

Этому есть одна глобальная причина — особенности человеческого восприятия. Но я хочу подойти к ней с разных сторон и выделить две причины «поменьше». Первая — несовершенство технологий репродуцирования.

Мы разберем его на примере динамического диапазона (ДД). Можно было бы рассмотреть и другие параметры, например, цветовой охват, но это было бы более сложно и менее наглядно.

Строго говоря, термин «динамический диапазон» относится только к системам захвата изображения. Он определяет максимальный диапазон яркостей снимаемой сцены, которые могут быть зарегистрированы пленкой или матрицей фотоаппарата. Но я сделаю небольшое упрощение, которое де-факто уже широко распространилось в интернете и литературе, и буду понимать под этим отношение крайних яркостей, которые устройство способно зарегистрировать в реальной сцене (входной ДД), или воспроизвести на ее репродукции (выходной ДД).

Фактически, за термином «динамический диапазон» скрывается более привычное нам понятие «контраст». Оглянитесь вокруг, вы находитесь в некотором окружении, некоторой сцене. Давайте мысленно проведем следующий экспиремент.

Найдем самую светлую и самую темную точки этой сцены и замеряем их энергетические яркости. А теперь разделим яркость самой светлой точки на яркость самой темной. Предположим, для наглядности, что они отличаются в 1000 раз. Далее от получившегося соотношения берем логарифм. Если его взять по основанию 2, на выходе получатся стопы (ступени) экспозиции (обозначаются «EV»). Если взять по основанию 10, получатся единицы оптической плотности (обозначаются «D»).

Вообще-то, мы все это уже проходили в школе, но как показывает опыт очных занятий, не мешает напомнить. Логарифм — это показатель степени, в которую надо возвести основание, чтобы получить исходное число. Для логарифма по основанию 2, единица на выходе означает, что яркости отличались в 2 раза (2 в первой степени). Если на выходе 2, значит, яркости отличались в 4 раза (2 в квадрате). На выходе 3, начальное различие в 8 раз (2 в кубе), и т.д.

То есть, плюс один стоп — это дополнительно увеличение отношения яркостей в 2 раза. Точно так же 1 единица оптической плотности задает различие в 10 раз. В нашем мысленном примере динамический диапазон окружающей нас сцены будет равен 3D или примерно 10EV. А теперь посмотрим на приведенную ниже табличку и разберемся, как меняется ДД по пути от реальной сцены к ее репродукции.

Красным цветом отмечен входной ДД (способность воспринять контраст), синим — выходной ДД (способность передать контраст), черным цветом отмечены характеристики зрительного аппарата человека. Приведенные значения являются приблизительными усредненными величинами. Их основная задача — показать качественное соотношение различных динамических диапазонов.

ДД глаза с полной переадаптацией (1) и ДД только сумеречного и дневного зрения (2) очень велики. Но для нас с вами сейчас практического интереса не представляют, поскольку не могут быть задействованы одномоментно, а требуют переадаптации. Адаптация происходит за счет изменения концентрации светочуствительных белков в рецепторах сетчатки глаза и идет достаточно медленно.

Мы будем рассматривать только установившиеся состояния, когда произошла достаточно полная адаптация. ДД глаза при взгляде на сцену в целом, без мгновенной адаптации по части сцены, (8) составляет 10EV. Это значит, что окинув окружающий нас мир беглым взглядом, не концентрируя внимание на деталях, мы способны воспринять перепад яркости объектов примерно в 1000 раз. Уже немало, но природа пошла дальше.

В каждый момент времени из всего окружающего мира мы видим хорошо и четко только маленький кусочек. А общая картина складывается мозгом как панорама из множества маленьких «фотографий», которые он делает пока глаз обегает все вокруг. Для отдельной «фотографии» можно изменить экспозицию, расширяя и сужая зрачок. За счет этого можно выиграть еще 3 стопа. Динамический диапазон зрения с мгновенной адаптацией по части сцены (5) расширяется до 13 стопов.

А теперь представьте, что на дворе сентябрь, мы с вами во Франции, сидим на веранде ресторана, потягиваем красное вино, неспешно беседуем и любуемся вот таким видом.

В яркий солнечный день полный ДД такой сцены может доходить до 17EV (3). Это очень много и при сильном желании их даже можно намерять, хоть это и отдает помешательством на технических параметрах. Нам не нужны 17EV, однако отведенные природой 13EV (5) наше зрение воспримет.

Плавно покончив с первой и перейдя ко второй бутылке вина, мы решаем, что такой красотой надо обязательно поделиться с друзьями, и достаем камеру. Щелчек затвора звучит как удар гильотины и от 13EV остается 9EV. Поскольку эффективный ДД современных (дорогих) цифровых камер составляет примерно 9EV (11). Технически можно намерять и 12, но эффективных, которые можно реально использовать в работе, около 9.

Таким образом, мы просто отрезаем 4 стопа, теряя часть деталей в светах и тенях. Жалко, конечно, но не смертельно. Однако впереди нас поджидает следующая неприятность — печать. Инструментально замерянный ДД фотобумаги примерно 7EV (13). У какой-то бумаги побольше, у какой-то поменьше, но крутится все вокруг этого значения.



Теперь мы вынуждены делать компрессию, сжимая 9 стопов, которые зафиксировал фотоаппарат, до 7, которые способна передать фотобумага. Это приводит к понижению контраста. Сжать на 2 стопа, значит уменьшить контраст в 4 раза. Жутковато, не правда ли?

Но и это еще не все. При инструментальном замере прибор использует направленный свет, а его датчик защищается от света рассеянного. Мы же смотрим на фотографию именно в условиях рассеянного освещения. В таком случае визуально воспринимаемый контраст фотографии уменьшается и соответствует примерно 5EV (16).



То есть, репродукция выглядит еще менее контрастной. И друзья, которым по возвращении мы показываем фотографии, видят блеклую, плоскую, не насыщенную картинку. Слушая наши восторженные воспоминания, самые откровенные задают вопрос: «И что там такого красивого?»

Основное несовершенство репродуцирования кроется не в параметрах матриц и фотоматериалов. Оно сидит у нас в голове. Когда мы рассматриваем реальную сцену, она задает одновременно и объект просмотра и окружающие условия, в которых происходит этот просмотр. В этом случае зрительный аппарат может проявить все заложенные природой возможности, и мы получаем 13EV.

Репродукцию, неважно фотография это или изображение на экране монитора, приходится просматривать в некотором окружении. Именно влиянием этого окружения объясняется падение визуально воспринимаемого контраста до 5EV. Желающим разобраться более подробно рекомендую прочитать книгу Роберта Ханта «Цветовоспроизведение».

Подводим итоги. В силу несовершенства технологий репродуцирования мы не в состоянии повторить на фотографии реальность. Но в этом и нет нужды, нам достаточно решить другую задачу: вызвать у зрителя при взгляде на фотографию ощущения, максимально близкие к тем, которые он испытал бы, находись на месте камеры.

Для этого перед печатью изображение необходимо изменить, исказить, еще сильнее отдалив его от реальности (с точки зрения инструментальных замеров), таким образом, чтобы зритель глядя на фото испытал ощущения максимально похожие на наши, когда мы решили сфотографировать этот парк. Это первая важная причина, почему приходится корректировать изображение.

Вторая причина состоит в том, что взгляд человека на окружающий мир отличается от «взгляда» камеры.

Как видит мир фотокамера? Оптика проецирует свет с различных направлений на разные участки пленки (матрицы). Пленка на каждом участке регистрирует энергию этого света. Таким образом, мы получаем поле, на котором зарегистрирована информация об энергии света, пришедшего с различных направлений. Когда речь идет о цветной фотографии, можно отдельно говорить об энергии длинно- (Red), средне- (Green) и коротковолновой (Blue) части видимого спектра.

Человек видит мир гораздо более сложно и интересно. Полностью этот процесс не изучен до сих пор, и навряд ли будет изучен в ближайшее время. Но основные особенности физиологии зрительного восприятия известны, и хорошо описаны. Желающие разобраться с его механизмом могут прочитать книгу Дэвида Хьюбела «Глаз, мозг, зрение».

Я же предлагаю вам более простую и наглядную модель, отличающуюся в процессе, но дающую похожий результат. Неплохой моделью нашего зрительного восприятия являются гугловские карты земли.

Как они строились? Спутник отснял Землю в 3 прохода. На 1-м проходе с низким разрешением была сфотографирована вся поверхность. На иллюстрации ниже приведены окрестности Северодвинска. Разрешение низкое, большая часть города закрыта облаками. Но, поскольку мы заказали небольшое увеличение, нам показывают фотосъемку с первого прохода.

После этого на 2-м проходе с более высоким разрешением снимались участки, представляющие хоть какой-то интерес, хоть какую-то значимость вообще – это участки, где живет человек. Если увеличить фрагмент какой-нибудь глухой тайги или тундры, мы увидим, что там все размазано. А на месте городов картинка будет более детализированной.

На следующей иллюстрации кусочек города виден вверху. А в центре хорошо заметно, как наложидись друг на друга фотографии высокого разрешения снятые в разное время. По центру внизу даже остался кусочек фотографии с низким разрешением, снятый в первый проход.

А вот еще большее увеличение. И опять видно совмещение: в море нет интересных объектов, и оно осталось с низким разрешением от 1-го прохода, а на месте города интересные объекты есть, и мы видим заплатки из более детальных фотографий от 2-го прохода.

На 3-ем проходе с самым высоким разрешением снимались участки наиболее интересные создателям системы. Если кто забыл, создателями этих карт была американская разведка: ЦРУ и Пентагон. Поэтому на следующей картинке в самом детальном виде можно рассмотреть северодвинский судоремонтный завод «Звездочка».

Напомню, что в реальности наш глаз все воспринимает за один проход, а все эффекты восприятия возникают из-за особенностей его строения. Но в качестве модели мы можем применить к нашему зрению такой же трехпроходный принцип.

На первом проходе глаз быстро пробегает по имеющейся сцене и запечатлевает ее с низким разрешением, малой резкостью и относительно невысоким контрастом. Таким образом, создается основа изображения, фиксируется общее распределение яркости и цвета.

Второй проход происходит по участкам, содержащим интересную для зрителя информацию, другими словами — по сюжетно-значимым областям. Они запечатлеваются с высоким разрешением, более контрастно и четко.

Третий проход делается по участкам наиболее важным с точки зрения создателей системы под названием «человек». Создателями человека являются изменчивость видов и естественный отбор. Наиболее важными для выживания и прохождения естественного отбора являются контура.

Из огромного количества маленьких снимков, снятых глазом с разной степенью детализации, мозг склеивает большую двухмерную панораму, которую мы и считаем окружающей нас реальностью. Ниже приведен небольшой натюрморт, как его «увидела» камера. Яркость, контраст, насыщеность, резкость — все достаточно равномерно.

А вот как ту же самую сцену увидел бы человек, находись он на месте камеры.

Перечисленные выше особенности зрения приводят к тому, что основной сюжетно значимый объект мы воспринимаем более резким, насыщенным, контрастным по яркости и цвету, чем фон. Соответственно, фон выглядит более размытым, более нейтральным (серым), более однородным по яркости и цвету, чем основной объект. Если яркость фона и объекта примерно одинаковы, то последний мы воспринимаем еще и более светлым. Наше зрение пытается подсветить объект, выделив его тем самым из окружающего фона.

Ничего этого камера делать не умеет. Поэтому, если мы хотим получить кадр, который напоминает взгляд на мир человека, мы должны самостоятельно эти эффекты заложить.

Размытие фона достигается за счет открытия диафрагмы. Уменьшение ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) — это та операция, которую фотограф обязательно должен сделать в момент съемки. Потому что править ГРИП, размывая фон в photoshop или специализированных программах, очень долго. Можно сделать это аккуратно, но каждый раз потребуется вручную рисовать карту глубины. Несколько часов рисования вместо нескольких секунд на изменение диафрагмы — это расточительство.

Управлять остальными характеристиками объекта и фона (яркостью, контрастом, насыщенностью) фотограф может только при помощи света. Нужно поставить свет, либо дождаться такого света, чтобы простое распределение энергетических яркостей, зафиксированное фотокамерой при таком «специальном» свете, выглядело как изображение, воспринимаемое человеком при «обычном» свете.

Есть еще одна особенность восприятия реальной сцены: мы видим ее в динамике. Панорама, которую собирает наш мозг, дополняется информацией о разных состояниях объекта в разные моменты времени. Мы можем отдельно рассмотреть пламя костра (довольно яркое), а потом отдельно изучить лица сидящих вокруг него людей (весьма темные). Даже эти разнесенные по времени наблюдения мозг сложит в одну картину. В фотографии нет «до» и «после», есть только положение и характеристики объектов в момент спуска затвора. И это еще больше усложняет задачу фотографа.

Далеко не всегда передачи всех эффектов зрительного восприятия удается добиться на этапе съемки. Что-то удалось получить, но, открыв изображение, мы понимаем, что неплохо бы усилить. Некоторых эффектов просто в принципе нельзя получить при помощи «чистой» фотографии. Наше восприятие может эти эффекты сделать, а повторить их за счет чистой съемки не позволяют законы оптики.

Во всех перечисленных случаях мы можем прибегнуть к обработке. Чтобы превратить картинку, которую «увидела» камера в то, что увидел бы человек. Либо усилить этот эффект. И это ответ на вопрос: контраст чего нам надо повышать? Мы будем повышать контраст сюжетно значимого объекта. Потому что именно этим занимается наше восприятие: оно улучшает объект, ухудшая окружающий его фон.

Перечисленные выше особенности зрительного аппарата выливаются в эффект одновременного, или как его еще называют симультанного, контраста. Выражается он в следующем: мозг старается сделать объект более контрастным к фону.

Когда объект находится в более светлом окружении, как клетка A, он воспринимается нами как более темный. А находящуюся в более темном окружении клетку B мы считаем светлой. Хотя яркости клеток A и B одинаковые. Не верите? Я специально вырезал их и совместил между собой, положив слева от доски. Это работает одновременный яркостный контраст.

Чтобы полностью избавиться от этого эффекта, необходимо уравнять окружение, то есть закрасить все кроме клеток A и B в один цвет. Но это не интересно, поскольку погубит картинку. Существенно снизить воздействие можно пробросив между клетками мостик. И вот уже по яркости клетки не отличаются так сильно.

На следующей иллюстрации можно наблюдать эффект одновременного цветового контраста. Вызвать его гораздо тяжелее, чем эффект одновременного яркостного контраста, но, все-таки, я попробую. Немного расфокусируйте зрение и посмотрите на границы между серым и зеленым полями. Постарайтесь заметить одновременно оба маленьких серых прямоугольника. Что можно сказать об их цвете?

Левый прямоугольник, находящийся на нейтральном темно-сером фоне, выглядит серым. Правый, помещенный на насыщенный зеленый фон, немного краснит. Если быть точнее, он приобретает пурпурный оттенок, противоположный зеленому цвету поля. В данном случае мозг пытается увеличить цветовой контраст.

Бывает одновременный контраст по насыщенности. На следующей иллюстрации изображен фрагмент рекламного щита телеканала ТНТ с фотографией Кристины Асмус в образе интерна Вари Черноус. На насыщенном фоне кожа выглядит светлой, не загорелой, а местами даже немного бледной. Нормальная кожа европейца, живущего в достаточно высоких широтах, и проводящего больше времени на ночных дежурствах, чем на пляже.

А вот та же самая фотография, помещенная на нейтральный серый фон. Рука выглядит откровенно оранжевой, волосы желтят, лицо становится более румяным и т.д. На нейтральном фоне мозг воспринимает основной объект более насыщенным по цвету.

Очень забавно наблюдать эти эффекты в реальной работе. При изготовлении макета рекламной кампании «Интерны», я сначала обтравил и вырезал из исходного фона фотографии всех персонажей. Везде подставил средне-серый фон и откорректировал все лица до нормального состояния. И только потом пересадил фигуры в заранее подготовленный макет.

Первое ощущение — люди сбежали из туберкулезного диспансера. Настолько серыми и землистыми смотрелись лица на насыщеном фоне. Чтобы привести их к виду, показанному выше, пришлось дополнительно корректировать каждого человека. Если доработанные фигуры опять вернуть на серый фон, их внешний вид лучше всего опишет известное выражение: «морда красная!»

Эффект одновременного контраста в разных своих проявлениях постоянно находится рядом. И мы должны его учитывать в работе, причем учитывать двояко.

Во-первых, человек, наблюдающий реальную сцену, подвержен воздействию этого эффекта больше, нежели зритель, рассматривающий репродукцию этой сцены. То есть, обрабатывая изображение нередко будет полезно усилить имеющийся в нем эффект одновременного контраста.

Во-вторых, при пересадке объекта на новый фон необходимо согласовать его с новым окружением по яркости, цветовому тону и насыщенности. Замечательный пример такого случая приводил на своем семинаре Алексей Шадрин. Это история произошла с его коллегами. Поскольку оригинальных примеров у меня нет, я сделал иллюстрации к ней из имеющихся в свободном доступе материалов.

Делали рекламу Whiskas. Отсняли кота, обтравили, откорректировали. В полном соответствии с наставлениями Маргулиса о коррекции по числам проверили пипеткой — кот серый, можно работать дальше.

Поставили в макет, вывели цветопробу, посмотрели — кот зеленый! Не может быть! Открыли файл, проверили пипеткой — кот серый. Опять посмотрели на цветопробу — кот зеленый!

Потому что на насыщенном пурпурном фоне серый объект всегла будет выглядеть зеленоватым. Чтобы кот воспринимался в таком окружении нейтральным, ему надо придать пурпурный оттенок. Теперь все хорошо.



А вот как новый кот будет выглядеть на сером фоне. Даже на глаз, без всяких пипеток, можно оценить, насколько он малиновый. Сами по себе числа, которые выдает пипетка, еще не являются точной информацией о цвета.

Чтобы оценить визуально воспринимаемый цвет объекта, эти числа надо интерпретировать, учитывая особенности окружения объекта. Как это делать мы обсудим позже.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Юбилейное
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.