Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило 22




Не долженствует монах, или монахиня оставляти свой монастырь, и отходити во иный. Аще же случится сие, то странноприимство явити ему необходимо, а приимати его без воли игумена его не подобает.

Правило 21.

Правило 20.

Определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Аще же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовати, то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входити в женский монастырь: ибо сим благоугождается, Бог. Α обретающиеся доныне двойные монастыри, да будут управляемы по правилу святого отца нашего Василия, и по заповеди его, законополагающей тако: да не живут во едином монастыре монахи и монахини: потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею, или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине. И когда вещи потребныя для жизни, со стороны мужеской приносятся к монахиням: за вратами оные да приемлет женского монастыря игумения с некоею старою монахинею. Аще же случится, что монах пожелает видети некую родственницу: то в присутствии игумении с нею да беседует, не многими и краткими словами, и вскоре от нее да отходит.

(Трул. 47; VII Всел. 18, 22).

Василий великий в свое время подробно установил все то, что касается устройства монастырей и жизни, как монахов, так и монахинь, и в частности: каково должно быть отношение между монахами и монахинями, и что в одном монастыре не могут жить монахи и монахини. Эти предписания Василия Великого упоминают отцы собора в этом правиле и определяют, что они должны иметь силу. Между тем наблюдалось, что по местам есть двойные монастыри (δίπλά μοναστήρια) и что это бывает соблазном и преткновением для многих, а потому собор и определяет, что таких монастырей не должно быть совсем, — повторяя здесь старые повеления Юстинианова законодательства, которые были приняты церковью и получили в ней силу закона. Монастыри эти двойные, по мнению некоторых, не следует разуметь в том смысле, что будто монахи жили вместе с монахинями, но жили близко друг от друга, так что могли бы слышать друг друга, когда бы говорили: были два монастыря один рядом с другим и на них смотрели как на один монастырь. На это Вальсамон замечает, что этого не усматривается из правил, и не вследствие того многие монастыри называются двойными, но они называются так потому, что некогда в одном и том же монастыре жили монахи и монахини, и потому правило запрещает такие монастыри, ибо они служат только соблазном.

 

(IV Всел. 4; VII Всел. 19; Карф. 80; Двукр. 2, 3, 4).

Монахи должны пребывать в том монастыре, где отреклись от мира и приняли монашеский чин. Это предписывают известные монашеские правила Василия Великого; постановлено это и на IV вселенском соборе (4 пр.). Сообразно с этим, и настоящее правило определяет, что никакой монах, ни монахиня не должны оставлять свой монастырь и переходить в другой. Α если какой-либо монах (или монахиня) учинит то и отойдет в какой-либо другой монастырь, правило говорит, что ему следует оказать гостеприимство, чтобы он не был вынужден обращаться к мирянам и пребывать с людьми, ведущими жизнь беззаботную, но никак не следует принимать в число братства этого монастыря. Это может быть только в том случае, если известного монаха (или монахиню) отпустил из своего монастыря законный настоятель, игумен, если этот игумен дал на то письменное дозволение. Предписание этого правила не следует, впрочем, понимать в том смысле, что один игумен лично полновластен отпускать из своего монастыря какого-либо брата или принимать в монастырь брата другого монастыря без всякой дальнейшей ответственности; но это правило должно быть поставлено в связь с другими имеющимися правилами, которые определяют, что всякий монах, начиная с игумена до самого младшего брата, находится в безусловной зависимости от подлежащего епископа, и потому разрешение игумена отпустить одного брата из своего монастыря, или принять в число братства монахов из другого монастыря, имеет юридическое значение только тогда, когда этот игумен поступает с ведома и дозволения подлежащего епископа, который есть абсолютный старейшина (настоятель) во всем, что касается как монастыря, так и всех монахов.

Все приносити Богу, и не порабощатися своими желаниями, есть великое дело. Ибо аще ясте, аще ли пиете, глаголет божественный апостол: вся в славу Божию творите (1Кор. 10:31). И Христос Бог наш, в своем евангелии, повелел отсекати начала грехов. Ибо не токмо прелюбодеяние наказуется от него, но и движение мысли к покушению на прелюбодеяние осуждено, по глаголу его: воззревый на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Отсюду убо научася, мы должны очищати помыслы. Ибо, аще и вся леть суть, но не вся на пользу (1Кор. 10:23), как учит апостольское слово. Всякому человеку необходимо ясти, дабы жити, и живущим в браке и с детьми, в мирском состоянии, не предосудительно ясти мужам и женам вместе: токмо дающему пищу да приносят благодарение: но ясти не с какими либо позорищными вымыслами, или с сатанинскими песнями, и с певницами и блудническими гласованиями, на кои падает пророческое укорение, глаголющее тако: горе с гусльми и певницами вино пиющем, на дела же Господня не взирающим, и о делах рук Его не помышляющим (Ис. 5:12). И аще будут где таковые в христианах, да исправляются: аще же не исправятся, да будет в отношении к ним соблюдаемо канонически постановленное бывшими прежде нас. Α которых жизнь есть тихая и единообразная, яко давших обет Господу Богу взяти на себя иго монашества: те да сядут наедине и умолкнут (Плач Иерем. 3:28). Но и священническое житие избравшим, не совсем позволительно ясти наедине с женами, а разве купно с некоторыми богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному. То же соблюдати должно и в рассуждении сродников. Аще же случится монаху, или мужу священнаго чина в путешествии не имети потребнаго, и по нужде восхощет он препочити в гостинице, или в чьем либо доме: разрешается таковому сие творити, поелику нужда требует.

(Ап. 42, 43, 54; I Всел. 3; Трул. 5, 9, 47, 48; VII Всел. 18, 20; Карф. 40, 60; Василия Вел. 88).

В начале этого правила отцы собора высказывают два положения. Во-первых, нужно все посвятить Богу и не быть рабом своих желаний, ибо Священное Писание учит, что едим ли, пьем ли, все делаем во славу Божию (1Кор. 10:31), т.е. какое бы дело человек не начинал, он всегда должен иметь пред своими очами Бога и вечный суд. Затем правило напоминает, как Иисус Христос в Евангелии заповедал уничтожать в себе начало греховное, ибо не только наказуется от Него прелюбодеяние, но Он осуждает и самое движение к покушению на прелюбодеяние (Мф. 5:28), и потому мы должны научиться очищать самые наши помыслы, т.е. мы должны тотчас, как только зародится мысль и прежде чем усилится, зорко смотреть, как бы не впасть в какое-либо зло. Α для того, чтобы очистит мысль и воспрепятствовать злу, мы должны также обращать внимание на способ, как мы то делаем, имея в виду нашу свободную волю, ибо если и все позволительно, но не все на пользу (1Кор. 10:23). Затем, так как нечистые и превратные мысли обыкновенно возникают в общении мужчин с женщинами, особенно при еде и питье, то отцы собора на этом в особенности и останавливаются и говорят прежде всего о мирянах, христианах вообще, затем о монахах и наконец о священниках.

Отцы прежде всего признают, что всякому необходимо есть, чтобы жить; а чтобы при этом необходимом действии избежать злых и превратных мыслей, отцы разъясняют относительно мирян, что тем, кои живут в браке и имеют детей, не предосудительно есть вместе — мужчинам и женщинам, пусть при этом только приносят благодарение Богу, Который дает пищу, а потому настоящим своим правилом отцы запрещают есть при какой-либо театральной обстановке, или с сатанинскими песнями, и с музыкальными и блудными кривляниями. Насколько при таких пиршествах возбуждаются страсти и насколько этим пролагается путь к блудодеянию, само собою ясно, и потому правило называет таковые вещи в точном смысле сатанинскими, так как сам сатана и мог их измыслить, и к ним правило прилагает относящиеся сюда слова Священного Писания (Ис. 5:12). Представляя все это вниманию христиан, правило определяет, чтобы исправились все те, которые по несчастию в том замешаны, и если не захотят исправиться, то должны подвергнуться каноническим наказаниям.

Относительно монахов, которые избрали тихий и уединенный образ жизни и дали обет Богу нести монашеский подвиг, правило напоминает слова Священного Писания, пусть сидят и молчать (Плач Иерем. 3:28), то есть, пусть уединенно и тихо пребывают в своих монастырях и уклоняются от мирского общения, особенно где есть женщины, памятуя и стремясь к тому, чтобы как можно точнее и полнее исполнить монашеские правила и чрез то усовершенствоваться для вечной жизни. Наконец, правило обращается и к священникам, которые хотя и не давали монашеского обета, однако должны подавать во всем добрый пример мирянам, говоря, что не целесообразно и им есть наедине с женщинами, разве с какими-либо богобоязненными и благочестивыми мужчинами и женщинами, дабы это общение в трапезе повело к духовному совершенству. Это предписывается правилом в отношении безбрачных священников, равно имеет силу и по отношению к священникам, состоящим в браке, жену и детей коих правило подразумевает под "сродниками" (συγγενών). Отцы собора предвидят случай, когда монах или священник могут быть в пути и, не имея с собой потребного для еды, вынуждены будут отдохнуть в гостинице или каком-либо доме; настоящим правилом отцы разрешают это делать свободно, ибо нужда того требует, но, однако, всегда должно хранить им благочестие и свое достоинство (чин).

 

 

Заключение

 

Краткий свод канонических определений Вселенских Соборов

 

I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил:

 

Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили;

 

Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;

 

Правило третье запрещает священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей;

 

Правило четвертое гласит, что епископы должны избираться епископами данной области и утверждаться митрополитом;

 

Правило пятое запрещает епископу принимать в общение лиц, отлученных другим епископом и повелевает дважды в год созывать соборы епископов;

 

Правило шестое подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами и запрещает поставлять епископа без соизволения митрополита и общего избрания;

 

Правило седьмое возвышает иерусалимского епископа на степень митрополита;

 

Правило восьмое законополагает о присоединении к Церкви еретиков и запрещает быть двум епископам в одном городе;

 

Правило девятое запрещает допускать к священнослужению лиц порочных;

 

Правило десятое заповедует извергать из священного чина падших;

 

Правило одиннадцатое говорит о способе покаяния отступивших от веры;

 

Правило двенадцатое говорит также об образе покаяния другого вида падших;

 

Правило тринадцатое повелевает напутствовать Св. Тайнами каждого умирающего;

 

Правило четырнадцатое устанавливает образ покаяния для отпадших от веры оглашенных;

 

Правило пятнадцатое воспрещает епископам и клирикам самовольно переходитьиз града во град;

 

Правило шестнадцатое предписывает не принимать в общение клириков, которые самовольно удаляются от собственной церкви;

 

Правило семнадцатое воспрещает клирикам заниматься ростовщичеством;

 

Правило восемнадцатое воспрещает дьяконам преподавать св. Дары пресвитерам, причащаться прежде епископов и сидеть между пресвитерами;

 

Правило девятнадцатое говорит о "павлианах", что они, в случае их обращения, должны быть вновь крестимы, а клирики перерукополагаемы;

 

Правило двадцатое запрещает преклонять колена в день воскресный и во дни Пятидесятницы.

 

II Вселенский собор в Константинополе в 381 году оставил после себя всего семь правил:

 

Правило первое подтверждает Символ Веры, составленный на I Вселенском соборе и анафематствует всякую ересь;

 

Правило второе запрещает епископам простирать свою власть "за пределами своей области", вмешиваться в дела чужой епархии и устанавливает 5 церковных округов на Востоке;

 

Правило третье дает Константинопольскому епископу "преимущество чести по Римском епископе";

 

Правило четвертое осуждает Максима Киника и "произведенное им бесчиние";

 

Правило пятое принимает "исповедающих Едино Божество Отца и Сына и Святого Духа";

 

Правило шестое повелевает "не без исследования" принимать обвинения на правителей Церкви;

 

Правило седьмое указывает на правила принятия кающихся еретиков.

 

III Вселенский собор, состоявшийся в Ефесе в 431 году, оставил восемь правил:

 

Правила - первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое - все касаются отлучения от Церкви еретика Нестория и его сторонников;

 

Правило седьмое запрещает слагать какой-либо новый Символ Веры;

 

Правило восьмое запрещает епископам "простирать свою власть на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его" и освобождает кипрских епископов от зависимости Антиохийского патриарха.

 

IV Вселенский собор, созванный в Халкидоне в 451 году, оставил после себя 30 правил. Из этих правил:

 

Правило первое подтверждает необходимость соблюдать все, что было постановлено на прежних соборах;

 

Правило второе карает низвержением симонию, или поставление в церковные степени за деньги;

 

Правило третье воспрещает епископам, клирикам и монашествующим "ради гнусного прибытка" заниматься "мирскими делами";

 

Правило четвертое запрещает монахам бесчинное жительство;

 

Правило пятое подтверждает запрет епископам или клирикам "преходить из града во град";

 

Правило шестое запрещает рукополагать клириков без определенного назначения;

 

Правило седьмое запрещает клирикам и монахам, под угрозой анафемы, "вступать в воинскую службу или в мирской чин";

 

Правило восьмое повелевает клирикам пребывать "под властью епископов каждого града";

 

Правило девятое запрещает клирикам судиться в светских судилищах;

 

Правило десятое воспрещает клирику числиться одновременно в двух церквах;

 

Правило одиннадцатое говорит о грамотах, выдаваемых убогим;

 

Правило двенадцатое запрещает епископам в церковных делах обращаться к гражданским властям;

 

Правило тринадцатое запрещает служить клирикам в чужой епархии без представительной грамоты своего епископа;

 

Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами;

 

Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс;

 

Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак;

 

Правило семнадцатое определяет точные границы епархий;

 

Правило восемнадцатое воспрещает "составлять скопища" и "строить ковы" епископам и своим сопричетникам;

 

Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов;

 

Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь;

 

Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов "просто и без исследования";

 

Правило двадцать второе запрещает клирикам "расхищать вещи" епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем;

 

Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища;

 

Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев;

 

Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов;

 

Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества;

 

Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским;

 

Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень;

 

Правило тридцатое говорит о египетских епископах.

 

V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. "Трулльский", именуемый иногда поэтому "Пято-Шестым", на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны:

 

36-е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр;

 

8-е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;

 

12-е, 13-е и 48-е правила решают вопросы о браке священнослужителей;

 

33-е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода;

 

64-е и 70-е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения;

 

80-е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение;

 

54-е правило запрещает вступление в брак в близком родстве;

 

53-е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак;

 

72-е правило запрещает смешанные браки с еретиками;

 

73-е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами;

 

75-е правило требует благочинного пения в храмах;

 

74-е и 76-е правила запрещают в храмах и "внутри священных оград" устраивать трапезы, корчемницы или "купли производить";

 

77-е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и "всякому христианину мирянину" мыться в бане вместе с женщинами;

 

83-е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших;

 

86-е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц;

 

90-е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, "ради чести Воскресения Христова";

 

91-е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве;

 

100-е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию;

 

102-е правило говорит о епитимиях кающихся.

 

VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные:

 

3-е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками;

 

4-е и 5-е правила, запрещающее симонию;

 

6-е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство;

 

10-е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности;

 

11-е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям;

 

12-е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;

 

15-е, 16-е, 18-е и 22-е правила запрещают священнослужителям и монашествующим своекорыстие, роскошь и близкое общение с лицами женского пола;

 

20-е правило запрещает устройство "двойных монастырей", где бы женщины жили вместе с мужчинами, и близкое сообщение монахов с монахинями;

 

21-е правило запрещает монаху или монахине оставлять свой монастырь и отходить в другой без воли игумена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.