Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный закон Об обороте земель сельскохозяйственного назначения




Внимание! С 1 июля 2011 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.2010 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования оборота земель сельскохозяйственной назначения в целях обеспечения их рационального использования, сохранения, а также улучшения их качества.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за пределами поселений и предоставленные для ведения сельскохозяйственного производства, а также предназначенные для этих целей.
2. Настоящий Федеральный закон определяет порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, установленных настоящим Федеральным законом, а также устанавливает правила и ограничения, применяемые к сделкам, результатом совершения которых является переход прав на земельный участок сельскохозяйственного назначения от одного лица к другому, за исключением сделок с земельными участками предоставленными для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, оборот которых осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
3. Настоящий Федеральный закон устанавливает также особенности перехода прав на земельную долю от одного лица к другому, возникших у граждан в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации их земель, а также в результате перехода прав на земельную долю при осуществлении оборота земельных долей.
4. Отношения, возникающие при обороте земельных участков сельскохозяйственного назначения и земельных долей, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются гражданским и земельным законодательством.

Статья 2. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения

Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Объекты отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

Объектами отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом являются:

1) земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения;
2) части земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
3) земельные доли, полученные гражданами в ходе реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земель этих организаций.

Статья 4. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

1. Субъектами отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Граждане могут быть субъектами отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, при наличии у них специальной сельскохозяйственной квалификации или опыта ведения сельскохозяйственного производства не менее двух лет.
Соответствие гражданина квалификационным требованиям подтверждается документом о сельскохозяйственном образовании или записью в трудовой книжке.
При отсутствии у граждан специальной сельскохозяйственной квалификации или опыта работы в сельском хозяйстве, такие граждане могут быть субъектами отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, при условии передачи приобретенных ими земельных участков в аренду или доверительное управление в течение 3 месяцев со дня приобретения ими земельных участков. Если в указанный срок земельные участки не будут переданы в аренду или доверительное управление, то они должны быть отчуждены гражданами, не отвечающими квалификационным требованиям, в порядке, установленном статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Юридические лица могут быть субъектами отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, при условии, что ведение сельскохозяйственного производства является основным видом деятельности этого юридического лица.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут быть только арендаторами земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при условии соответствия требованиям, установленным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц оказались земли сельскохозяйственного назначения, то они должны быть отчуждены ими в порядке, установленном статей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. Правила, установленные пунктом 4 настоящей статьи распространяются на:
1) российских юридических лиц, доля иностранного капитала в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых превышает 50 процентов;
2) дочерних и зависимых обществ иностранных юридических лиц - в том случае, если результатом сделки может быть отчуждение или приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность;
3) юридических лиц, участие иностранных лиц в органах управления которых превышает 50 процентов от общего числа голосов;
4) аффилированных лиц иностранных юридических и физических лиц в сделках с третьими лицами, результатом которых может быть отчуждение или' приобретение земельных участков в собственность;
5) аффилированных лиц основного кредитора при банкротстве сельскохозяйственной организации в сделках с третьими лицами, результатом которых может быть отчуждение или приобретение земельных участков в собственность.
6. К аффилированным лицам юридических лиц с иностранным участием, указанных в пункте 5 настоящей статьи, относятся супруги, родители, дети, братья, сестры иностранных членов органов управления такого юридического лица и их аффилированных лиц, если они:
1) являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в отношениях с указанным юридическим лицом;
2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 50 и более процентами акций (долей участия) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в отношениях с указанным юридическим лицом;
3) занимают руководящие должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в отношениях с указанным юридическим лицом.

Статья 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обороте земель сельскохозяйственного назначения

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
2. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе осуществлять продажу земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с рассрочкой платежа, вносить земельные участки в уставные (складочные) капиталы, паевые фонды хозяйствующих обществ, товариществ, кооперативов, сдавать земельные участки в аренду.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
4. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
5. Субъекты Российской Федерации имеют право создавать советы землепользования. Положения о советах землепользования утверждаются субъектами Российской Федерации.
Совету землепользования могут быть предоставлены полномочия по определению нормативной и кадастровой стоимости земельных участков; по переводу сельскохозяйственных земель в другие категории земель; по дифференциации ставок земельного налога и арендной платы в зависимости от местоположения и качества земельных участков, а также прочие вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 6. Основные принципы ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения

1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения ограничивается и базируется на следующих принципах:
1) запрета на изменение целевого назначения и разрешенного использования земельного участка или земельной доли, кроме случаев отчуждения земель сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд, а также случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) запрета на приобретение земельных участков или земельных долей гражданами, не имеющими опыта работы в сельском хозяйстве или соответствующей специальной сельскохозяйственной профессиональной квалификации;
3) приоритета прав участников долевой собственности на приобретение отчуждаемых долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения;
4) приоритета прав арендаторов земельных участков или земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения на их приобретение в случае отчуждения;
5) приоритета прав лиц, земельные участки которых граничат с отчуждаемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения на их приобретение;
6) предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков или земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;
7) запрета на продажу государственных и муниципальных земель ниже кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденной в субъекте Российской Федерации;
8) преимущественного права органов местного самоуправления на выкуп земель сельскохозяйственного назначения, продажа которых осуществляется ниже кадастровой стоимости более чем на 10 процентов;
9) запрета обмена (мены) земель сельскохозяйственного назначения на иное недвижимое имущество;
10) запрета на бесплатное предоставление земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
11) запрета на лизинг земельных участков.

Статья 7. Ограничения оборотоспособности земель сельскохозяйственного назначения

1. Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемые государственными научно-исследовательскими учреждениями, образовательными учреждениями, племенными и элитносеменоводческими хозяйствами, а также земельные участки, занятые древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в состав земель лесного фонда, полевыми и внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами и объектами государственных гидромелиоративных систем, оврагами, болотами не могут предоставляться в частную собственность и изъяты из оборота, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятые пашней, сенокосами, пастбищами, залежью, виноградниками и другими многолетними плодовыми насаждениями (сельскохозяйственные угодья) могут предоставляться в частную собственность и ограничиваются в обороте в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями и сооружениями, а также занятые искусственными непроточными обособленными замкнутыми водоемами, не имеющими гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами, могут предоставляться в частную собственность и находиться в обороте в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
4. Не допускается установление иных ограничений оборотоспособности земель сельскохозяйственного назначения, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом.

ГЛАВА II. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 8. Понятие оборота земель сельскохозяйственного назначения

1. Для целей настоящего Федерального закона под оборотом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения понимается:
1) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или в аренду земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления;
2) переход прав на земельные участки, имеющиеся у граждан и юридических лиц, от одного лица к другому на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, пожизненного содержания с иждивением, аренды, безвозмездного срочного пользования, передачи в уставный (складочный) капитал или паевой фонд, передачи по наследству, в результате обращения взыскания на заложенный земельный участок, изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд, принудительного лишения прав в случае ненадлежащего использования земельного участка, конфискации и реквизиции земельного участка, добровольного отказа от прав на земельный участок, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
2. Договоры могут заключаться между гражданами, между юридически ми лицами, между гражданами и юридическими лицами. Договоры заключаются сторонами в простой письменной форме и не требуют нотариального удостоверения.
3. Совершение сделок с земельными участками и земельными долями допускается при наличии документа, удостоверяющего права на землю, а так же при отсутствии земельного спора по земельному участку или земельной доле.
4. При совершении сделок с земельными участками или с земельными долями не допускается изменение их целевого назначения.
5. Права собственности и другие вещные права на землю подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав учреждениями юстиции по государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также с учетом особенностей, установленных на стоящим Федеральным законом для случаев регистрации прав участников об щей собственности на сельскохозяйственные угодья.
6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Государственная регистрация прав и сделок с землей

1. Государственная регистрация прав и сделок с земельными участками проводится учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения земельного участка.
2. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления обладателя прав на земельный участок, стороны (сторон) договора по поводу сделок с земельным участком или уполномоченного им на то лица (юридического или физического) при наличии у уполномоченного лица надлежащим образом оформленной доверенности. К заявлению прикладывается подлинник документа, удостоверяющего право лица на земельный участок.
3. Основанием для государственной регистрации прав являются:
акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления;
договоры и другие сделки в отношении земельных участков, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте совершения сделки на момент совершения сделки;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные решения;
иные акты передачи прав на земельные участки и сделок с ними заявителю от прежнего правообладателя.
4. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации, является план земельного участка с указанием его кадастрового номера. План земельного участка должен быть удостоверен органом, уполномоченным на проведение работ по земельному кадастру.
В случае если отсутствуют или не окончены работы по кадастровому учету земельного участка, государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения земельному участку кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный земельный участок.
Уточненные границы и площадь земельного участка могут быть внесены в единый государственный реестр прав без повторной регистрации при наличии согласия правообладателя земельного участка в письменной форме.
5. Вместе с заявлением и необходимыми для государственной регистрации документами представляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.
6. При подаче заявления и необходимых документов на государственную регистрацию заявителю выдается расписка в их получении с перечнем и указанием даты их представления.
7. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после проведения государственной регистрации прав должны быть возвращены правообладателю земельного участка. Государственная регистрация прав проводится не позднее, чем в месячный срок со дня подачи заявления и необходимых документов.
9. Отказ в государственной регистрации или уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд.
10. Плата за государственную регистрацию прав на земельные участки и земельные доли взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Максимальный размер платы устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Учреждение юстиции по регистрации прав обязано не позднее 15 дней после окончания государственной регистрации прав на земельный участок направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных правах.
12. Государственная регистрация частных или публичных сервитутов проводится на основании заявления собственника земельного участка или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в едином государственном реестре прав.
Если сервитут относится к части земельного участка, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается план границ сервитута, заверенный органом по учету соответствующего земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется.
13. Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя после государственной регистрации прав залогодателя на земельный участок. К заявлению прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в договоре документами.
Особенности государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться законом об ипотеке.
14. Подготовку документов, необходимых для совершения сделки с земельным участком или земельной долей, а также представление их в учреждение юстиции по регистрации прав для осуществления государственной регистрации, могут проводить лица (юридические или физические), уполномоченные соответствующим договором с собственником земельного участка или земельной доли.
В договоре могут указываться объем выполняемой работы, срок предоставления документов на государственную регистрацию, размер денежного вознаграждения уполномоченного лица за выполненную работу, номер и дата выдачи лицензии (для юридических лиц), а также его ответственность в случае нарушения условий договора.
При соблюдении указанных требований государственная регистрация проводится на основании заявления уполномоченного лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ

Статья 41. Оборот земельных долей

1. Для целей настоящего Федерального закона применяется понятие земельной доли, под которым понимается доля в праве общей собственности на сельскохозяйственные угодья без определения границ этой доли в натуре (на местности) и выраженная в количественном (гектарах) или качественном (баллогектарах) значении.
2. Собственники земельных долей, получившие право на земельные доли в ходе реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, могут распоряжаться ими по своему усмотрению с соблюдением требований настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) передать по наследству;
2) подарить;
3) продать;
4) передать в аренду;
5) обменять;
6) передать на условиях договора ренты или пожизненного содержания с иждивением;
7) внести в уставный (складочный) капитал или паевой фонд хозяйственного общества или товарищества или кооператива;
8) выделить земельную долю в виде земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или личного подсобного хозяйства;
9) добровольно отказаться.
3. Преимущественное право приобретения земельной доли имеют участники общей долевой собственности.
4. Право на выдел земельных долей в натуре не распространяется на земельные участки, приватизация которых осуществляется по особым условиям при реорганизации специализированных сельскохозяйственных предприятий, определенных Правительством Российской Федерации.
5. Если собственник земельной доли в течение трех лет с момента ее получения не распорядился земельной долей одним из способов, определенных настоящей статьей, то орган местного самоуправления района может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в порядке, установленном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 42. Особенности купли-продажи земельных долей

Сделки купли-продажи земельных долей осуществляются в соответствии с правилами, установленными гражданским и земельным законодательством с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются, кроме случаев, когда они по соглашению между участниками общей собственности были определены ранее;
2) в договоре купли-продажи указывается местоположение земельного массива, частью которого является земельная доля;
3) продавец земельной доли обязан известить в письменной форме или в местной периодической печати остальных участников общей собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее;
4) если в течение месяца со дня извещения продавцом земельной доли остальных участников общей собственности от них не поступило заявления о желании приобрести земельную долю, то продавец земельной доли вправе продать ее любому лицу, отвечающему требованиям статьи 4 настоящего Федерального закона, по цене, не ниже заявленной ранее;
5) покупатель земельной доли после государственной регистрации договора купли-продажи приобретает права участника общей собственности на сельскохозяйственные угодья.

Статья 43. Особенности дарения земельных долей

Дарение земельных долей осуществляется в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются, кроме случаев, когда они по соглашению между участниками общей собственности были определены ранее;
2) в договоре дарения указывается местоположение земельного массива, частью которого является земельная доля;
3) одаряемым может быть любой гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование;
4) даритель земельной доли обязан известить в письменной форме или в местной периодической печати остальных участников общей собственности о намерении подарить свою земельную долю;
5) если в течение месяца со дня извещения дарителем земельной доли более 50 процентов участников общей собственности заявят о своем несогласии с дарением земельной доли, то даритель не имеет прав заключать договор дарения, кроме случаев дарения детям, супругу и родителям;
6) если одаряемый является иностранным гражданином, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом, либо не имеет опыта работы в сельском хозяйстве или специальной сельскохозяйственной профессиональной подготовки, то он обязан в течение года произвести отчуждение подаренной земельной доли;
7) одаряемый после государственной регистрации договора дарения приобретает права участника общей собственности на сельскохозяйственные угодья.

Статья 44. Особенности мены земельных долей

Заключение договора мены земельных долей осуществляется в соответствии с правилами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) по договору мены собственник земельной доли может обменять ее на имущественный пай или земельную долю любой сельскохозяйственной организации;
2) к договору мены применяются правила о купле-продаже земельной доли;
3) после государственной регистрации договора мены каждой стороне выдается свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект мены и приобретатель земельной доли приобретает права участника общей собственности на сельскохозяйственные угодья.

Статья 45. Особенности передачи земельных долей на условиях договора ренты или договора пожизненного содержания с иждивением

Договор ренты (постоянной ренты или пожизненной ренты) и договор пожизненного содержания с иждивением заключаются в соответствии с правилами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются;
2) в договоре указывается местоположение земельного массива, частью которого является земельная доля;
3) договор заключается между гражданином, являющимся собственником земельной доли (получатель ренты), и юридическим лицом (плательщик ренты);
4) плательщик ренты после государственной регистрации договора приобретает права участника общей собственности на сельскохозяйственные угодья.

Статья 46. Особенности наследования земельных долей Наследование земельных долей осуществляется в соответствии с правилами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:

1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются;
2) в случае перехода по наследству земельной доли к нескольким наследникам она оформляется ими на праве общей долевой собственности;
3) если наследник является иностранным гражданином, лицом без гражданства, либо не имеет опыта работы в сельском хозяйстве или специальной профессиональной подготовки, то он обязан в течение года произвести отчуждение земельной доли, полученной по наследству;
4) если наследники в течение 6 месяцев со дня открытия наследства не заявят в нотариальный орган о своем желании принять земельную долю по наследству или в течение года не осуществят государственную регистрацию прав на земельную долю, то остальные участники общей собственности могут обратиться в суд с требованием о переходе к ним прав на эту земельную долю. В случаях, когда остальные участники общей собственности в течение 6 месяцев не обратятся с соответствующим заявлением в суд, то орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту земельную долю в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) наследник после государственной регистрации прав на земельную долю приобретает права участника общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья и обязан в течение месяца уведомить в письменной форме или в местной периодической печати остальных участников общей долевой собственности о переходе к нему земельной доли.

Статья 47. Особенности передачи земельных долей в уставный (складочный) капитал или паевой фонд

Передача земельных долей в уставный капитал закрытого или открытого акционерного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, в складочный капитал полного товарищества или товарищества на вере, в паевой фонд производственного или потребительского кооператива осуществляется в соответствии с правилами гражданского и земельного законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются;
2) земельная доля должна быть оценена в денежном выражении по соглашению сторон;
3) в обмен на передаваемую земельную долю ее собственник приобретает долю участия в уставном (складочном) капитале или паевом фонде организации, принявшей земельную долю в качестве вклада;
4) при выходе из хозяйственного общества бывший собственник земельной доли не вправе требовать возврата земельной доли, а может получить только денежную компенсацию в порядке, установленном уставом хозяйственного общества;
5) при выходе из хозяйственного товарищества выплата бывшему собственники земельной доли денежной компенсации по соглашению сторон может быть заменена возвратом земельной доли, если возврат земельной доли предусмотрен уставом хозяйственного товарищества;
6) если уставом кооператива предусмотрена возможность возврата земельной доли при выходе члена кооператива из его состава, то бывший собственник земельной доли обязан письменно уведомить орган управления кооператива о своем намерении отказаться от выплаты денежной компенсации и желании возврата земельной доли. Если часть земельной доли включена в неделимый фонд, выходящему из кооператива лицу выплачивается денежная компенсация стоимости этой части земельной доли;
7) если более 50 процентов участников общей собственности на сельскохозяйственные угодья передадут земельные доли в уставный (складочный) капитал или паевой фонд организации, то такая организация вправе определить границы своих земельных долей в натуре (на местности). Местонахождение выделяемых земельных долей в натуре (на местности) определяется по согласованию с остальными участниками общей собственности на сельскохозяйственные угодья;
8) до разграничения земельных долей в натуре (на местности) их местонахождение считается условным и раз в три года может меняться по соглашению с участниками общей собственности на сельскохозяйственные угодья;
9) в случае разногласий о местоположении земельных долей решение принимает орган местного самоуправления с учетом обеспечения рациональной организации территории (компактное размещение) и качества земель выделяемых земельных долей, не ниже среднего по хозяйству. При несогласии собственников земельных долей с местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке.

Статья 48. Особенности ипотеки (залога) земельных долей

Ипотека (залог) земельных долей осуществляется в соответствии с правилами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) границы земельной доли в натуре (на местности) не определяются;
2) в договоре указывается местонахождение земельного массива, частью которого является земельная доля;
3) реализация (продажа) заложенной земельной доли, на которую обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов или на аукционе с соблюдением требований и правил о купле-продаже земельной доли, установленных настоящим Федеральным законом;
4) принимать участие в первых публичных торгах (аукционе) могут только участники общей собственности на сельскохозяйственные угодья;
5) в случае объявления первичных публичных торгов несостоявшимися, позднее чем через месяц проводятся повторные публичные торги, участниками которых могут быть любые лица, отвечающие требованиям статей 4 настоящего Федерального закона;
6) при объявлении повторных публичных торгов несостоявшимися, залогодержатель обязан ежегодно организовывать продажу земельной доли при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом, с тех пор, пока земельная доля не будет продана.

Статья 49. Особенности отказа от земельных долей

Отказ от права собственности на земельные доли осуществляется в соответствии с правилами гражданского законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) собственник земельной доли должен в любой доступной форме объяснить о своем намерении добровольно отказаться от прав собственности на земельную долю;
2) самоустранение собственника земельной доли от владения, пользования и распоряжения земельной долей в течение трех лет приравнивается к действиям, определенно свидетельствующим об его отказе от прав собственности на земельную долю;
3) при отказе собственника от прав собственности на земельную долю остальные участники общей собственности могут обратиться в суд с требованием о переходе к ним прав на эту земельную долю. Если остальные участники общей собственности в течение 6 месяцев не обратятся с соответствующим заявлением, то орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту земельную долю в порядке, установленном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 50. Выкуп земельных долей для государственных и муниципальных нужд

Земельные доли могут быть выкуплены у их собственников для государственных и муниципальных нужд в соответствии с правилами гражданского и земельного законодательства.

Статья 51. Особенности передачи земельных долей в аренду

Передача земельных долей в аренду осуществляется в соответствии с правилами гражданского и земельного законодательства с соблюдением следующих особенностей:
1) в качестве арендодателя может выступать как отдельный собственник земельной доли, так и группа собственников земельных долей;
2) местоположение земельного участка, соответствующего по площади и качественной оценке передаваемым в аренду земельным долям, устанавливается до заключения договора аренды;
3) собственники (собственник) земельных долей, принявшие решение о передаче их в аренду, подают общему собранию (сходу) участников общей собственности на сельскохозяйственные угодья заявление с вариантами определения местоположения их земельных долей в натуре (на местности);
4) решение о местоположении передаваемых земельных долей в аренду принимается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании (сходе) участников общей собственности на сельскохозяйственные угодья;
5) в случае разногласий о местоположении передаваемых в аренду земельных долей решение принимает орган местного самоуправления с учетом обеспечения рациональной организации территории (компактное размещение) и качества выделяемых земель не ниже среднего по хозяйству. При несогласии собственников земельных долей с местоположением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке;
6) к договору аренды прилагается план границ земельного участка, переданного в аренду в счет земельной доли;
7) если в качестве арендодателя выступает группа собственников земельных долей, то заключается договор аренды при множественности лиц со стороны арендодателя с приложением списка арендодателей и дополнительное соглашение о конкретных видах и размерах арендной платы для каждого арендодателя (деньгами, продукцией и (или) оказанием услуг);

Статья 52. Компетенция общего собрания (схода) участников общей собственности на сельскохозяйственные угодья по вопросам распоряжения земельными долями

1. К компетенции общего собрания (схода) участников общей собственности на сельскохозяйственные угодья по вопросам распоряжения земельными долями относится:
1) принятие решений о разделе земельного массива между участниками общей собственности по соглашению между ними;
2) определение границ земельных участков в натуре (на местности), выделяемых конкретным участникам общей собственности в счет их земельных долей;
3) определение местоположения земельных массивов, подлежащих предоставлению участникам общей собственности при выделении им земельных долей в натуре (на местности) в первую очередь;
4) принятие решений об обращении участников общей собственности в суд с требованием о переходе к ним прав на земельные доли, от которых собственники земельных долей отказались или собственники земельных долей неизвестны, либо если наследники не приняли земельную долю по наследству;
5) избрание коллегиальных исполнительных органов для оперативного решения вопросов в период между проведением собраний (сходов), а также наделение их соответствующими полномочиями.
2. Общее собрание (сход) участников общей собственности созывается по предложению любого участника общей собственности.
3. Уведомление участников общей собственности о проведении общего собрания (схода) осуществляется инициатором проведения общего собрания (схода) в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации не позднее, чем за месяц до назначенной даты проведения общего собрания (схода) с указанием даты, места проведения общего собрания (схода) и повестки дня общего собрания (схода).
4. Расходы, связанные с уведомлением и проведением общего собрания (схода) оплачивает инициатор проведения общего собрания (схода).
5. Общее собрание (сход) правомочно, если на указанном собрании (сходе) присутствует более чем 50 процентов участников общей собственности.
6. Если назначенное общее собрание (сход) не состоялось из-за отсутствия кворума, то не позднее чем через месяц после первого общего собрания (схода) проводится повторное общее собрание (сход).
7. Повторное общее собрание (сход) правомочно, если на указанном общем собрании (сходе) присутствует более чем 25 процентов участников общей собственности.
8. Решения общего собрания (схода) принимаются простым большинством голосов присутствующих на общем собрании (сходе) участников общей собственности.

Статья 53. Получение сведений о зарегистрированных правах на земельные доли

1. Сведения о зарегистрированных правах на земельные доли содержаться в Едином государственном реестре прав, который ведется учреждениями юстиции по регистрации прав.
2. Сведения о местонахождении, площади, качественной характеристике земель, границах земельных участков (массивах), частью которых являются земельные доли, содержатся в Едином государственном реестре земель, который ведется органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
3. Сведения из Единого государственного реестра прав и Единого государственного реестра земель предоставляются собственнику земельной доли или уполномоченному им лицу в виде выписок в течение 5 дней со дня за проса информации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральным законом "О государственном земельном кадастре".
4. По решению участников общей собственности право ведения перечня собственников земельных долей (реестра собственников земельных долей) может быть поручено коллегиальному исполнительному органу участников общей собственности. Государственные органы, осуществляющие государственную регистрацию прав и ведение государственного земельного кадастра, оказывают консультативную и практическую помощь коллегиальному исполнительному органу участников общей собственности по вопросам учета собственников земельных долей.

Статья 54. Формы объединений собственников земельных долей

1. Собственники земельных долей в целях реализации своих прав по распоряжению своими земельными долями могут создавать некоммерческие товарищества, некоммерческие партнерства или некоммерческие потребительские кооперативы.
2. Порядок создания и деятельность некоммерческих объединений собственников земельных долей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с применением принципа аналогии с федеральными законами "О товариществах собственников жилья", "О некоммерческих организациях", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Статья 55. Реорганизация некоммерческого объединения собственников земельных долей

1. Реорганизация некоммерческого объединения собственников земельных долей (слияние, присоединение, разделение) осуществляется в соответствии с решением общего собрания участников общей собственности на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
2. Общее собрание некоммерческого объединения собственников земельных долей вправе принять одно из следующих решений:
1) о слиянии с другим объединением; при этом прекращают существование оба слившихся объединения и создается одно новое. Участниками общей собственности на объединенные земельные массивы становятся члены бывших объединений собственников земельных долей;
2) о присоединении у другому объединению; при этом прекращает существование присоединившееся объединение. Участники общей собственности присоединившегося объединения становятся членами объединения, к которому они присоединились;
3) о разделении на два или несколько объединений; при этом разделившееся объединение прекращает существование. Местоположение земельных массивов новых объединений определяется общим собранием при принятии решения о разделении объединения.
3. При реорганизации некоммерческого объединения собственников земельных долей за участниками общей собственности сохраняются их земельные доли в прежних размерах, но местоположение измененного земельного массива, частью которого они станут, будет иметь другие границы.

Статья 56. Плата за государственную регистрацию прав на земельные доли и ведение государственного земельного кадастра земельных долей

1. Плата за государственную регистрацию прав на земельные доли и представление сведений из Единого государственного реестра прав взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.
Максимальный размер платежей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков, частью которых являются земельные доли, не взимается.
Сведения из Единого государственного реестра земель собственнику земельной доли или уполномоченному им лицу предоставляются бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре".
Собственники земельных долей или уполномоченные ими лица оплачивают лишь стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра.

Статья 57. Бесхозяйные земельные доли

1. Бесхозяйной земельной долей признается земельная доля, собственник которой от нее отказался в соответствии с правилами подпунктов 1, 2 и 3 статьи 36 настоящего Федерального закона.
2. Участники общей собственности, коллегиальный исполнительный орган некоммерческого объединения собственников земельных долей или орган местного самоуправления, получив сведения из Единого государственного реестра прав о перечне собственников земельных долей, могут начать процедур определения бесхозяйных земельных долей.
3. Инициатор процедуры определения бесхозяйных земельных долей обязан известить в письменной форме или в местной периодической печати участников общей собственности, которых он считает отказавшимися от права собственности на земельную долю, о начале такой процедуры.
4. Списки лиц, которые, по мнению инициатора процедуры определения бесхозяйных земельных долей, отказались от своих земельных долей, публикуются ежеквартально в местной периодической печати в течение года.
5. По истечение года со дня первой публикации инициатор процедуры определения бесхозяйных земельных долей может обратиться в суд с требованием о переходе прав на бесхозяйную земельную долю к участникам общей собственности, пользующимися правами собственника земельных долей, а орган местного самоуправления - с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную земельную долю.
6. По решению суда бесхозяйная земельная доля распределяется между всеми участниками общей собственности, пользующимися правами собственника земельной доли, или передается в муниципальную собственность.
7. Лица, лишенные прав на бесхозяйную земельную долю, могут в течение трех лет со дня когда они узнали или должны были узнать о лишении прав на земельную долю потребовать возврата им земельной доли в судебном порядке.

Статья 58. Выделение в натуре (на местности) земельной доли, находящейся в общей собственности

1. Земельная доля, находящаяся в общей собственности, может быть выделена по желанию ее собственника в натуре (на местности) по соглашению между участниками общей собственности.
2. Собственник земельной доли, изъявивший желание выделить свою земельную долю в натуре (на местности) подает общему собранию участников общей собственности заявление с вариантами определения местоположения его земельной доли в натуре (на местности).
3. Общее собрание участников общей собственности принимает решение по вариантам местоположения земельной доли путем реитингового голосования или предлагает и утверждает свой вариант местоположения выделяемой земельной доли.
4. В случае несогласия собственника земельной доли с решением, принятым общим собранием участников общей собственности, решение принимает орган местного самоуправления с учетом обеспечения рациональной организации территории (компактное размещение) и качества выделяемой земельной доли не ниже среднего по хозяйству. При несогласии собственников земельных долей с решением органа местного самоуправления споры решаются в судебном порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.