Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допрос свидетелей




В ХОДЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 89, 90 - 97 НК РФ):

- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

- допрос свидетелей;

- назначение экспертизы;

- выемка документов и предметов;

- осмотр;

- инвентаризация имущества;

- привлечение специалиста, переводчика.

О правилах назначения и проведения указанных мероприятий, а также о последствиях их нарушения мы и расскажем ниже.

 

Примечание

О мероприятиях налогового контроля, проведение которых допускается в процессе камеральной проверки, см. разд. 2.8 "Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки".

 

 

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ).

 

Обратите внимание!

На практике налоговики могут производить опрос физических лиц по поводу каких-либо фактов, которые имеют значение для налогового контроля. По сути это просто разговор. Его не следует путать с допросом. Доказательственной силы результаты опросов не имеют.

 

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

В то же время, как свидетельствует судебная практика, доказательственная сила свидетельских показаний не очень велика. Существенный вес протоколы приобретают, если используются налоговиками вместе с другими доказательствами (Постановления ФАС Московского округа от 14.10.2009 N КА-А40/10182-09, ФАС Поволжского округа от 26.02.2009 N А55-10292/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2008 N Ф04-7086/2008(16071-А75-41), ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 N А33-16116/2009, от 29.04.2008 N А78-5009/07-С3-12/280-Ф02-1157/08, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А66-7390/2009) <3>.

--------------------------------

<3> Здесь и далее в настоящем и последующих разделах о мероприятиях налогового контроля часть судебных постановлений касается камеральных проверок. Однако они актуальны и в отношении выездных налоговых проверок, так как в обоих случаях применяются нормы ст. ст. 90 - 99 НК РФ.

О мероприятиях налогового контроля, проведение которых допускается в процессе камеральной проверки, см. разд. 2.8 "Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки".

 

При этом суды ссылаются на то, что согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится не только в форме допроса свидетелей, но и в других формах. А значит, использовать протокол допроса как единственное доказательство нельзя.

Также отметим, что суды принимают показания свидетелей в качестве доказательств только в том случае, если они получены с соблюдением процедуры допроса и надлежащим образом оформлены с учетом требований ст. ст. 90, 99 НК РФ. В противном случае протоколы признаются ненадлежащими доказательствами на основании абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ и ч. 3 ст. 64 АПК РФ (см., например, Определение ВАС РФ от 07.05.2008 N 5948/08, Постановления ФАС Московского округа от 09.07.2010 N КА-А40/7116-10, от 27.01.2010 N КА-А4041/15360-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2009 N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2009 N Ф03-2571/2009).

 

СИТУАЦИЯ: Может ли в качестве доказательства по налоговой проверке использоваться протокол допроса, проведенного за рамками срока проверки

 

Иногда налоговики используют в качестве доказательств показания свидетелей, полученные до начала выездной проверки или после ее окончания. Возникает вопрос: допустимы ли такие доказательства? Ведь они получены вне рамок выездной проверки. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Часть судов придерживается мнения, что допрос свидетеля возможен только в рамках налоговой проверки. Ведь все проверочные мероприятия налоговики должны осуществить в течение срока проверки (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2010 N А19-18335/09, ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009, ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 N А12-17314/07, от 05.02.2008 N А65-19109/07).

В то же время другие судьи указывают: из положений Налогового кодекса РФ не следует, что допрос свидетеля может быть проведен только в рамках налоговых проверок (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 21.06.2010 N КА-А40/4744-10, ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-17758/2005).

Также случается, что налоговики приостанавливают выездную проверку. Во время ее приостановления они могут допросить свидетелей. Признаются ли такие доказательства полученными в рамках выездной проверки? Могут ли налоговики подтверждать ими свои требования к налогоплательщикам?

По данному вопросу также нет единства мнений.

Некоторые суды считают, что допрос свидетелей в период приостановления проверки возможен, поскольку налоговое законодательство его прямо не запрещает (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, ФАС Поволжского округа от 14.01.2010 N А57-19762/2008).

Тем не менее есть случаи, когда показания свидетелей, полученные в этот период, не принимались судом в качестве доказательства (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009).

 

Примечание

О том, чем аргументируются вышеприведенные позиции судов, рассказано в разд. 11.3 "Приостановление выездной проверки".

 

СИТУАЦИЯ: Может ли в качестве доказательства по налоговой проверке использоваться протокол допроса, проведенного сотрудниками МВД

 

На практике зачастую налоговики в качестве доказательной базы используют объяснения, полученные сотрудниками МВД России при проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В большинстве случаев суды не принимают их в качестве доказательств (см., например, Определения ВАС РФ от 07.05.2008 N 5948/08, от 12.09.2007 N 11096/07, Постановления ФАС Московского округа от 09.07.2010 N КА-А40/7116-10, от 30.06.2010 N КА-А40/6508-10, от 27.01.2010 N КА-А4041/15360-09, от 28.04.2009 N КА-А40/2372-09, ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2009 N А42-5547/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2008 N А19-4756/08-50-Ф02-5440/08). В обоснование своей позиции судьи указывают, что при проведении и оформлении результатов допросов сотрудниками МВД России не соблюдаются требования ст. ст. 90, 99 НК РФ.

Однако некоторые судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу и рассматривают объяснения, полученные органами внутренних дел, в качестве доказательств. Они исходят из того, что не только протоколы допросов свидетелей, полученные налоговыми органами в порядке ст. 90 НК РФ, могут иметь доказательственное значение. Ни ст. 90 НК РФ, ни другие законодательные положения не запрещают арбитражным судам использовать при разрешении споров письменные доказательства, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2010 N А44-244/2009, ФАС Поволжского округа от 10.04.2007 N А65-15390/06). Обосновывая данную позицию, суды ссылаются на ст. 36 НК РФ, которая устанавливает возможность использования налоговыми органами данных, выявленных органами внутренних дел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.