Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проверки заявлений о вымогательстве взятки 1 страница




Деятельность подразделений БЭП, обеспечивающая эффективную проверку заявления о вымогательстве взятки можно условно подразделить три основных этапа:

1. Получение и документальное оформление информации о факте вымогательства взятки (работа с заявителем).

2. Организация и осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий по первичной проверке полученной информации и документированию действий лиц, причастных к преступлению.

3. Подготовка и проведение оперативно-розыскной операции (в рамках ОРМ оперативный эксперимент) по задержанию «с поличным» проверяемого должностного лица.

При этом на всех перечисленных этапах сотрудники оперативных подразделений должны в полном объеме использовать спецтехнику для выявления и сохранения информации, предметов и документов, имеющих отношение к преступлению, выявлению и фиксации действий лиц, причастных к преступлению.

В отдельных случаях первому этапу предшествует ситуация, когда сотрудникам оперативных аппаратов приходится начинать оперативную проверку с первичной информации (в том числе и анонимной) о подготавливаемом или совершенном факте взяточничества. Это объясняется высокой степенью латентности данного вида преступлений.

В данной ситуации целесообразно установить круг лиц, у которых вымогается взятка, и выяснить причины не обращения граждан в правоохранительные органы. Если таковыми являются боязнь мести или неверие в возможности милиции бороться с данными преступлениями, то оперативным сотрудникам необходимо провести с таким гражданином негласный или зашифрованный опрос, либо опосредованно через близкие связи убедить лицо обратиться в правоохранительные органы с заявлением. Кроме того, на гражданина могут оказывать положительное психологическое воздействие и иные лица из числа его сослуживцев, соседей с целью склонения его к обращению с заявлением о вымогательстве взятки в подразделения БЭП.

Если при проведении инициативной беседы гражданин колеблется подать заявление о факте вымогательства взятки, то целесообразно разъяснить ему, что в дальнейшем он в любое время может обратиться с заявлением по данному факту. В тех случаях, когда гражданин согласен подать заявление, крайне важно правильно использовать его возможности при проверке его заявления, поскольку он является важным источником получения дополнительной информации относящейся к преступлению.

При первой же встрече с заявителем должен быть установлен психологический контакт. Поэтому сотрудник БЭП должен проявлять максимум терпения и внимания, не упуская при беседе ни одной детали.

Для установления и развития контакта оперативному сотруднику важно построить разговор в форме консультации, совместного обсуждения затруднительной ситуации, в которую попал заявитель, с первых же минут подчеркнуть конфиденциальный характер беседы. Кроме того, сразу же следует оговорить, что вопрос о подаче официального заявления гражданин решит добровольно. Начиная беседу, целесообразно предложить гражданину изложить существо дела, не перебивая его вопросами и, по возможности, не делая никаких записей, чтобы не насторожить его и не вызвать излишних опасений за свою безопасность.

В то же время, отрабатывая информацию о специфическом преступлении - взятка, к заявителю необходимо относиться осторожно и даже настороженно. Практика показала, что в подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики обращаются и такие «заявители», которые руками милиции хотят снять свои финансовые, долговые или иные проблемы, возникшие в процессе разрешения личных вопросов незаконными средствами.

Отметим, что получение правдивых показаний от заявителя — давшего взятку лица, как правило, хорошо осведомленного по делу, служит средством для выявления в короткий срок других источников информации с целью установить имевшее в действительности место событие.

Также необходимо учитывать, что предмет взятки в некоторых случаях принадлежит не заявителю, а организации и заявитель опасается последствий передачи ценностей в качестве взятки.

Учитывая изложенное, необходимо подробно выяснить все обстоятельства, относящиеся к вопросу заявителя, с которым тот обратился в орган государственного управления. В связи с этим целесообразно рассмотреть последовательность действий оперативного работника на этапе приема заявления и его первичной оперативной проверки, поскольку на этом этапе выявляется информация, на основании которой будет выбран тактический прием, силы и средства реализации данной информации.

Принимая заявления о вымогательстве взятки, оперативный работник должен учитывать тот факт, что в правоохранительные органы чаще всего обращаются с заявлением две категории граждан:

а) считающие, что стоимостное выражение незаконного вознаграждения, требуемого должностным лицом не соответствует значимости того властного решения, которое руководитель должен принять в пользу заявителя

б) стоимость предмета взятки значительно превышает реальные финансовые возможности заявителя.

До составления протокола и устного заявления о вымогательстве взятки оперативный работник должен во всех деталях расспросить заявителя, как о происшедших событиях, так и о лицах, осведомленных о них, и в соответствии, точнее в последовательности, со временем происшедших событий составить протокол устного заявления. При составлении протокола о вымогательстве взятки недопустимо использовать формулировки дающие возможность разночтения текста протокола, т.е. однозначно изложить цели обращения:

1. Получить защиту от преступных посягательств вымогателя.

2. Привлечь к уголовной ответственности лиц, причастных к вымогательству взятки.

Знание обстоятельств, обусловивших обращение в правоохранительные органы, а также некоторых личностных качеств, проявленных заявителем в процессе общения с лицами, принимающими устное заявление, осуществляющими видео-аудиозапись дадут возможность выработать должную тактику последующего общения, и что весьма значимо, определить процессуальное положение заявителя.

В случае если заявитель в ходе беседы изъявляет согласие подать официальное заявление, то ему разъясняется его право лично участвовать в предстоящей проверке данного заявления.

Ему отводится ответственная роль в процессе документирования преступных действий проверяемого лица. В частности, он может в ходе последующих переговоров и встреч с проверяемым лицом, осуществлять аудиозапись, под контролем оперативных работников, пользоваться необходимыми техническими средствами для фиксации преступных действий, а также документов отражающих эту деятельность.

Особенно важным в данном случае является четкое оформление протокола устного заявления о вымогательстве взятки. Именно при невнимательном к деталям написании протокола упускаются значимые факты, и допускается много ошибок, влекущих отрицательные последствия для надлежащего документирования преступных действий виновного лица и последующего расследования. Рекомендуется в каждом случае кроме оформления протокола устного заявления, получать заявление, написанное собственноручно заявителем, в котором обязательно отражается, что он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос.

Несмотря на то, что каждое конкретное заявление имеет свои особенности, практикой определен типовой набор фактов и обстоятельств, которые необходимо выяснить в подобных случаях и порядок их изложения в протоколе:

1. Когда, где, при каких обстоятельствах, в присутствии кого или через кого заявитель впервые познакомился с должностным лицом, повод знакомства, характер сложившихся отношений (возможность существования личных неприязненных отношений ставит под сомнение искренность заявителя), как эти отношения развивались, частота встреч, контактов по телефону, передавались ли ранее какие-либо ценности, когда, за что, при каких обстоятельствах, кто был инициатором передачи подарков, кто извещен о фактах передачи.

2. Известны ли заявителю иные лица, передававшие должностному лицу незаконные вознаграждения, за какие действия (бездействие) при каких обстоятельствах ему это стало известно, кому известно кроме заявителя.

3. Когда, где, в какое время, при решении какого вопроса (законного или нет) и при каких обстоятельствах либо через кого должностным лицом было выдвинуто требование о передаче взятки (подробное изложение содержания состоявшегося разговора, выступал - ли заявитель инициатором дачи взятки), кому известно о содержании состоявшейся беседе.

4. В чем конкретно выразилось вымогательство незаконного вознаграждения (описать действия должностного лица, создавшие для заявителя угрозу личным интересам или безвыходную ситуацию).

5. В случае если заявитель был знаком с данным лицом ранее, необходимо уточнить - имел ли заявитель в прошлом какие-либо финансовые, деловые отношения с проверяемым лицом, нет ли долга за ним; какими дополнительными сведениями о проверяемом располагает заявитель: личностные качества, связи, места пребывания, приметы, в качестве кого представлялся и т.д.

6. Что является предметом взятки и кем оговорен его вид, размер, способ упаковки, когда и где назначена очередная встреча, ее цель, время, место, способ, условия передачи, за какое конкретно действие (бездействие), через кого.

7. Были ли угрозы в адрес заявителя в случае невыполнения выдвинутых требований, обусловленных необходимостью передачи взятки, насколько эти угрозы реальны и последствия их выполнения опасны для заявителя.

8. Какие меры заявитель уже предпринял, чтобы удовлетворить выдвинутые требования: собирал требуемую сумму, к кому обращался по этому вопросу за материальной поддержкой или советом, возможно, какая-то сумма им уже передана или выполнены частично предъявленные требования, кем, чем это может быть подтверждено.

9. Кто из сотрудников по месту работы должностного лица мог видеть, слышать и кому заявитель успел рассказать о факте вымогательства взятки, кто может подтвердить его заявление о данном факте.

10. Располагает ли заявитель сведениями о рабочем, домашнем, сотовом телефоне проверяемого, обеспечивающими возможность быстрой связи, или связь односторонняя - звонит только должностное лицо.

11. Записал ли заявитель личный разговор или переговоры по телефону с должностным лицом на магнитофон.

12. Мотивы, побудившие заявителя обратиться в органы внутренних дел.

13. Согласие заявителя на оказание помощи Органу внутренних дел в изобличении преступника.

Практика раскрытия взяточничества показала, что целесообразно кроме оформления подробного протокола заявления, предложить заявителю написать собственноручно заявление о вымогательстве взятки, в котором гражданин своими словами, соблюдая свой стиль изложения, ответит на те же вопросы, при этом с согласия заявителя производится видеозапись всего процесса оформления устного заявления. Таким образом, будет исключена возможность для адвокатов впоследствии обвинить оперативного работника в неверном или предвзятом изложении событий, послуживших основанием для проведения комплекса мероприятий по проверке данного заявления.

Приступая к проверке заявлений, сообщений о взяточничестве, сотрудник должен исходить из того, что любая ошибка, малейшая оплошность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих обнаружение и доступ для изучения нужных на этом этапе проверки документов может сделать последующее расследование бесперспективным или осложнить его.

Безусловно, информация, полученная в рамках заявления, требует обязательной проверки в целях уточнения деталей, определения достоверности, наработки дополнительной информации, которая позволит выбрать тактический прием задержания взяточника с поличным, определить удобное место проведения операции, время ее начала, необходимые средства фиксации значимой информации, количество участников операции с определить их задачи.

В процессе проведения первичной оперативной проверки заявления сотрудник, осуществляющий проверку, должен обратить внимание на следующее:

- является ли лицо, указанное в заявлении, должностным, круг его функциональных обязанностей, входит ли вопрос заявителя в его компетенцию;

- какими нормативными документами регламентируется механизм разрешения вопроса заявителя и законный ли вопрос он пытался решить;

- в каких документах должны отражаться действия или бездействие должностного лица в связи с вопросом заявителя;

- принятый общий порядок документооборота в организации, ведомстве;

- кто из работников органа имеет отношение к документам, отражающим вопрос заявителя, кто из них может быть вовлечен в незаконную деятельность должностного лица и где хранится искомые документы;

- через связи заявителя изучить его личность, чтобы снизить вероятность клеветы или искажения информации, полученной от него, а также определить его потенциальные возможности в качестве участника проверки заявления;

- изучить место, определенное должностным лицом для передачи взятки, с точки зрения возможности использования аудио и видеозаписывающей техники, возможности скрытного размещения участников операции, возможности передачи визуальных условных сигналов, т.е. определить возможность эффективно провести операцию задержания взяточника с поличным, учитывая силы и средства, которыми располагает оперативное подразделение.

Установить - являлись - ли интересы давшего взятку правоохраняемыми, не представляет большой сложности, намного сложнее установить, имело ли место вымогательство взятки. О воздействии на заявителя с целью получения незаконного вознаграждения могут свидетельствовать следующие факты, обязательно отражаемые в протоколе устного заявления:

1. Безосновательный отказ, либо длящаяся волокита в принятии руководящего решения должностным лицом в удовлетворении законных интересов гражданина.

2. Создание искусственных условий, которые могут нанести ущерб интересам заявителя.

3. Высказанная угроза причинить вред интересам заявителя при отказе передачи взятки.

4. Требование, высказанное заявителю лично должностным лицом, либо переданное через посредника о передаче регулярных или разовой взяток, в случае служебной зависимости или подконтрольности.

5. Конкретные действия должностного лица, подтверждающие его решимость причинить вред интересам заявителя.

Сразу же после приема заявления необходимо проверить по учетам ЦАБ всех лиц, которых назвал заявитель в качестве подозреваемых и свидетелей, а также самого заявителя. Кроме того, по указанным заявителем номерам автомашин и телефонов следует установить их владельцев, провести иные первичные проверочные действия с целью подтверждения наиболее существенных сведений, изложенных заявителем.

Опрос лиц, названных заявителем в качестве свидетелей, следует проводить с максимальной осторожностью, учитывая их возможные тесные контакты с проверяемым.

Результативность проверки информации о взяточничестве во многом зависит от своевременного определения круга лиц, причастных к даче-получению взятки, и установления их преступных действий.

Приняв заявление, проанализировав все имеющиеся, дополнительно полученные сведения и личные впечатления, вынесенные из беседы с заявителем, а также оценив возможности его участия в процессе документирования, сотрудник БЭП решает вопрос - имеются ли в данном случае признаки состава преступления, и планирует работу по проверке заявления, которая начинается с изучения личности взяточника.

Изучая личность взяткополучателя, самое пристальное внимание следует обратить на установление его профессионального уровня, знание своего дела, так как нередко взятки давались только за то, что взяткополучатели «не замечали» упущений, отступлений от правил, допущенных подконтрольными лицами.

Определяя субъект преступлений, предусмотренных ст.290 УК, необходимо установить характер деятельностиорганизации, где работает лицо, получившее или вымогающее незаконное вознаграждение. В частности, если финансирование организации осуществляется за счет средств, полученных от своей же деятельности, то она является коммерческой, хотя и может иметь форму государственного и муниципального унитарного предприятия.

При этом подлежит выяснению:

а) точное наименование организации;

б) предмет и цель ее деятельности;

в) внутренняя структура и взаимосвязи между подразделениями;

г) источники финансирования и получения прибыли;

д) условия и порядок работы, нормативные материалы, регулирующие их (лицензия, устав, правила, инструкции, приказы, распоряжения и т.п.).

Определяя статус должностного лица, получившего незаконное вознаграждение,подлежат установлению:

а) занимаемая должность;

б) период работы в ней;

в) соответствие профессиональных качеств лица определенным требованиям (уровень образования, наличие опыта работы, моральные качества и т.д.);

г) круг обязанностей и нормативные материалы, регламентирующие его деятельность.

Выявляя данные, отражающие преступные действия, необходимо установить:

а) факт обусловленности передачи-получения денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказания услуг совершением действий (бездействия) в интересах дающего;

б) существование обоснованной связи действий (бездействия), ожидаемых от должностного лица, с его служебным положением, кругом решаемых задач;

в) факт и обстоятельства передачи-получения предмета взятки (место, время, способ передачи, круг лиц, участвующих или извещенных о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества либо имущественных прав), включая меры по ее маскировке;

г) предмет передачи-получения (материальные ценности или имущественная выгода, их упаковка, форма, сумма в денежном выражении, источник получения этих средств, лица, извещенные об истинной цели их передачи).

Действия должностного лица, обусловленные взяткой, даже если носят законный характер, как правило, отличаются от обычного выполнения служебных обязанностей. Отличие заключается в срочности разрешения вопроса заинтересованного лица, упрощенной процедуре согласования, порядке подготовки и оформления официальных документов для него. Поэтому необходимо получить сведения следующего характера:

1) Отражающие особый, необычный характер деятельности, должностного лица выполненной в интересах взяткодателя:

а) ее содержание (выразилось ли в разовом действии или складывалась из их совокупности), время осуществления и соисполнители;

б) нормативная модель ее выполнения и предусматривающие ее документы;

в) характер регламентации (детальная или самая общая);

г) соответствие данной деятельности компетенции лица, получившего деньги, ценности и т.д. в качестве взятки;

д) какая часть деятельности осуществлена другими лицами, по чьему указанию;

е) соответствие осуществленного порядка деятельности нормативной модели;

ж) признаки, характеризующие умысел деятельности на удовлетворение законного или незаконного интереса лица, передавшего ценности;

з) ее отличие (по форме и содержанию, временным рамкам) от обычно осуществляемой деятельности;

и) документы, отразившие содержание и результаты деятельности, выполненной в интересах лица, передавшего деньги, ценности и т.п.;

к) круг лиц, обязанных контролировать правильность проверяемой деятельности;

л) нормативный порядок контроля и его фактическое состояние.

2) О документах отражающих деятельность, обусловленную получением взятки:

а) соблюдение порядка поступления материалов в организацию либо к должностному лицу, существующие правила их приема и регистрации (совпадение даты, времени с фактическим временем поступления; предоставление всех необходимых материалов; наличие требуемых подписей и оттисков печатей);

б) соблюдение установленной процедуры движения документов в организации и принятия по ним управленческих решений (прохождение всех этапов рассмотрения и согласования, в принятой последовательности и в соответствующие сроки);

в) наличие признаков возможного подлога документов;

г) сроки условия и места их хранения

3) О признаках вымогательства (при их наличии) необходимо установить:

а) наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за вознаграждение, признаков самостоятельного неправомерного ущемления законных интересов этого лица, необоснованное затягивание или отказ решения вопроса, причинения ему имущественного или иного вреда либо угрозы этого;

б) осуществление неправомерных действий в отношении всех обращающихся лиц, установление искусственной системы мер, провоцирующей незаконное вознаграждение.

Кроме того, на этапе первоначальной проверки информации о вымогательстве взятки, установлению элементов доказывания способствует выяснение следующих обстоятельств:

1) Характер взаимоотношений между субъектами преступления:

а) обстоятельства знакомства и установления личных или опосредованных контактов;

б) способы формирования и поддержания взаимоотношений, в том числе способы двусторонней связи.

2) Обстановка и факторы сопутствующие передачи взятки:

а) интересы лица, передающего деньги, ценные бумаги, иное имущество, удовлетворяемые в результате передачи взятки (законны или нет);

б) обстоятельства сговора о необходимости передачи, получения в качестве незаконного вознаграждения денег, ценностей и (кто был инициатором этого сговора), роль организатора и иных участников.

3) Обстоятельства и источники добывания предмета взятки: получение в долг, снятие со счета в банке, противоправное завладение и т.д. Это позволит обнаружить свидетелей, а иногда и выявить сопутствующие преступления.

4) Использование лицом, передающим взятку или лицом, в чьих интересах он действовал, результатов незаконных действий; способствование взятки другим преступлениям;

5) Действия лица, получившего деньги, ценности и т.п. в качестве взятки, выполненные или не выполненные в результате, меры по их сокрытию (маскировке).

Следственной и судебной практике известны случаи, когда зависимое по работе лицо систематически платит заранее обусловленную сумму контролирующим его деятельность лицам за не воспрепятствование нарушению каких-либо правил. В подобных ситуациях задержанный с поличным взяткополучатель, понимая неопровержимость факта получения денег, объясняет его обманом, тем, что его ввели в заблуждение, или каким-либо иным благовидным предлогом: деньги даны для передачи третьему лицу, на хранение и т. д.

Для проверки таких утверждений необходимо установить:

1. Имело ли место событие, в связи с которым, по утверждению получившего, ему были переданы деньги.

2. Характер взаимоотношений между давшим и получившим деньги (дружат семьями, находятся в родственных или иных близких отношениях, связаны только по службе).

3. Имели ли место дача в долг, оставление денег на хранение, для передачи третьему лицу и т. п. в прошлом.

4. Кто из окружения заявителя или получившего деньги лица может быть осведомлен об обстоятельствах, имеющих касательство к событию (например, заявитель рассказывал о своих взаимоотношениях с получившим от него деньги лицом, занимал деньги для передачи последнему и т.д.).

Приняв заявление, проанализировав все имеющиеся, дополнительно полученные сведения и личные впечатления, вынесенные из беседы с заявителем, а также оценив возможности его участия в процессе документирования, сотрудник БЭП планирует работу по проверке заявления с участием самого заявителя, при этом ему поясняет какие проверочные мероприятия, в которых он будет принимать непосредственное участие будут проведены.

Изложение порядка проведения проверочных мероприятий, где участвует заявитель, должно осуществляться с соответствующим инструктажем о правилах поведения при контакте с подозреваемым. При этом необходимо выработать у заявителя линию поведения в ходе последующих встреч и переговоров с подозреваемым под контролем сотрудников БЭП, производя запись на аудио-видео носители.

Для этого осуществляются два вида инструктажа заявителя - общий и специальный, которые проводятся последовательно на втором и третьем этапах.

Общий инструктаж охватывает правила поведения и допустимые действия заявителя на период проведения проверки его заявления, содержание которого заключается в следующем: необходимость соблюдения тайны о своем обращении в милицию; осуществление записи на магнитофон (диктофон) всех разговоров с подозреваемым; договоренность о том, каким образом будет осуществляться в дальнейшем связь заявителя с оперативным работником с учетом различных вариантов развития ситуации.

Заявителя обучают, как использовать магнитофон или записывающее устройство, подключенное к телефону, определитель номера, носимый диктофон. Ему разъясняется, как вести себя вне дома, на улице, на работе, в транспорте. Особое внимание уделяется поведению и разговору с проверяемым при случайной встрече или звонке по телефону.

Специальный инструктаж дается на каждое мероприятие отдельно, например, перед каждой встречей заявителя с коррумпированным чиновником. Целью инструктажа является выработка линии поведения заявителя, исключающая его инициативу, тем более прямое предложение принять незаконное вознаграждение и позволяющая оперативным работникам удостовериться в подлинности факта вымогательства и задокументировать контакт. Во время встречи целесообразно создать ситуацию, в которой проверяемый повторит требование о незаконном вознаграждении, негативных последствиях для заявителя в случае невыполнения требования. Для этого заявителю в ходе подконтрольных переговоров следует, например, предложить проверяемому лицу уменьшить требуемую сумму взятки, мотивируя незначительностью решаемого вопроса или нехваткой личных сбережений.

В специальном инструктаже, перед встречей, на которой должна состояться передача денег проверяемому, необходимо предупредить заявителя о том, что деньги следует передавать непосредственно разрабатываемому фигуранту и при этом не допустить утрату контроля со стороны сотрудников БЭП за процессом проходящей встречи, так как коррумпированные чиновники в целях обеспечения своей безопасности зачастую стараются изменить место, время и условия встречи, без предварительной договоренности. В связи с этим заявителю разъясняются допустимые отклонения от запланированного порядка проверочных действий.

Заявителю объясняют, что у него под верхней одеждой будет находиться радиомикрофон, сотрудники милиции все будут слышать, но не видеть, поэтому он должен комментировать некоторые действия подозреваемого. Например, в ситуации, когда он при общении с заявителем не озвучивает свои требования, а пишет их на бумаге, заявитель должен прокомментировать их, и это должно быть заранее оговорено с сотрудником БЭП. Однако в зависимости от ситуации их можно и не комментировать, но в таком случае заявитель обязан знать (видеть) куда подозреваемый спрятал записки. При задержании они должны быть изъяты и использоваться в материалах проверки.

После каждой проведенной промежуточной встречи или телефонного разговора прослушивается произведенная аудиозапись в присутствии заявителя, во время которой выявляются ошибки в его поведении и разговоре, с целью исключить их в дальнейшем, при следующей встрече или телефонном разговоре.

На следующем этапе решается задача максимально детального документирования действий проверяемого лица, в ходе которого используются оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Их осуществление должно планироваться с учетом того, что проверяемый может быть не только осведомлен о приемах и методах оперативно-розыскной деятельности (ОРД), но и обладает навыками противодействия их проведению.

Теория и практика оперативно-розыскной деятельности указывают, что в подобных случаях наиболее эффективными мероприятиями являются:

1. Опрос граждан и наведение справок. Эти мероприятия используется для выявления лиц, которые осведомлены о данном факте вручении (или намерении вручения) денег, иных материальных ценностей, или иных аналогичных фактах. Это могут быть родственники, знакомые, сослуживцы и т.п.

2. Исследование документов, которые могут отражать неправомерные действия подозреваемого.

3. Наблюдение, проводимое своими силами или осуществляемое по поручению инициатора сотрудниками иного оперативного подразделения. Особое внимание при подготовке задания этим подразделениям надо уделять предупреждению о необходимости соблюдения осторожности при работе за объектом в зависимости от его профессиональной подготовленности и знания методов ОРД. В этой связи необходимо помнить, что проверяемый также может организовать контрнаблюдение в месте очередной встречи или предполагаемой передачи незаконного вознаграждения. Например, после встречи с заявителем он может силами своих сообщников или сам провести наблюдение и установить, куда пошел и с кем встретился заявитель. Поэтому во время инструктажа необходимо обговорить с заявителем маршрут его отхода после встречи с вымогателем, во время которого выявить возможное контрнаблюдение.

4. Прослушивание телефонных переговоров заявителя с проверяемым лицом.

На третьем этапе проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих задержание подозреваемого во взяточничестве и возбуждение уголовного дела. Задержание подозреваемого возможно только при условиях, когда действия проверяемого лица несут полный состав преступления, собрано достаточно доказательств, и все это позволяет возбудить уголовное дело. При этом желательно (с учетом конкретных обстоятельств) предварительно до начала операции задержания, согласовать порядок проведения заключительных мероприятий с прокуратурой (следственным отделом ОВД), совместно оценить имеющийся материал, определить конкретного следователя, который будет вести предварительное расследование и, возможно, примет участие в составлении плана мероприятий по реализации плана задержания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 4361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.