КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акты применения правовых норм и их характеристика
Классификация норм права по различным основаниям. Отвечать на данный вопрос следует с определения понятия «норма права» (см. ответ на вопрос 77). Классификация позволяет чётче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: — исходные нормы, которые определяют основы правового регу лирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашаю — общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть инсти тутов соответствующей отрасли права; — специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные,гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процес суальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на:
— императивные (содержащие властные предписания);
— диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);» • — поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); — рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном
Для начала следует отметить, что акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Официальной формой и итогом выражения правоприменительного процесса выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных государственных органов по конкретному юридическому делу. Акты применения права обладают следующими характерными, отличительными особенностями: 1. Акт применения права — это решение по конкретному юридическому делу компетентного государственного органа. 2. Акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силами государства. 3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом форму. 4. Акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений, т. е. он регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное правовое отношение. Акты применения права классифицируют по различным критериям следующим образом: 1. По субъектам правоприменения: акты применения государственных органов и общественных организаций, главы государства — Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и управления (Правительства, министерств, ведомств, территориальных органов), органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов правосудия, прокуратуры, органов надзора и контроля.
Кроме того, по субъектному составу все акты применения права подразделяются на коллегиальные и единоличные. 2. По предмету правового регулирования: конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и акты применения материального и процессуального права. 3. По форме правоприменительной деятельности: • исполнительные акты применения — связаны с применением диспозиции нормы права; • правоохранительные акты применения — связаны с реализацией правовых санкций. 4. По функциональному признаку: • акты-регламентаторы — данные акты применения права определяют круг субъектов конкретного правового отношения, указывают на объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; • правообеспечительные акты — данные акты применения права путем властных полномочий компетентных государственных органов обеспечивают реализацию правоотношений, т. е. достижение целей правового регулирования. 5. По форме внешнего выражения: • акты-документы — это письменные акты применения права, которые могут состоять либо из четырех частей: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная; либо только из трех частей, исключая мотивировочную; либо только из двух частей: вводная и резолютивная; либо только из одной части — резолютивной. Примером последнего случая являются акты применения права, в которых содержится властное предписание: утвердить, оплатить, исполнить, освободить и т. п.; • акты-действия — это словесные, конклюдентные (жесты, движения) акты применения права. 6. По юридическому значению: • основные — данные акты применения права содержат завершенное решение по конкретному юридическому делу; • вспомогательные — такие акты применения права содержат предписания, подготавливающие издание основных актов применения права. 7. В зависимости от действия во времени: акты однократного применения (штраф) и длящиеся акты применения права (регистрация брака).
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |