Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические




Что же касается экономического положения бедуинов, материальная культура которых повсюду находилась на низком уровне, они страдали скорее от неуверенности в будущем, чем от бедности. Они, естественно, были беспомощны перед капризами климата; они владели большим количеством скота, о чем свидетельствуют размеры пени за убийство; однако сам образ их жизни делал невозможным создание запасов. Рынки были необходимы в экономическом, так и в культурном смысле; их защищало относительно длительное священное перемирие, и это позволяло бедуинам обмениваться товарами. Однако организовали и держали в своих руках дальнюю торговлю городские купцы; используя относительную стабильность, они получили и весьма ощутимую прибыль. Более сильные племена могли, разумеется, взимать пошлину с купцов, которых они защищали, когда те проезжали через их территорию, и тем самым урывать для себя некоторую долю, бесспорно, значительного дохода от травсаравийской торговли. Но в целом, если исключить миграцию в Византию или Персию, где племена могли, например, быть уверены в том, что их возьмет на содержание государство в качестве вспомогательного войска, единственным способом добывать средства к существованию был грабеж оседлых крестьян или газв (набег) в другую группу кочевников. В таких случаях стада, часто огромные, переходили из рук в руки или непосредственно, или в качестве выкупа за пленников. Общее богатство племен, принимавших в этом участие, естественно, не увеличивалось, и все в принципе оставалось по-прежнему.

Здесь нужно отметить, что в противоположность широко распространенному мнению первое тысячелетие нашей эры принесло полуострову постепенный рост количества осадков, хотя время от времени дождей выпадало меньше, например как раз между 591 и 640 гг., в период основания мусульманской общины и ее первых завоеваний 6. Что же до остального, то обитатели пустынь могли улучшить свое экономическое положение, только вторгаясь в цивилизованные области, где власть правительства стала с недавних пор ослабевать. Иными словами, политический фактор, вероятно, играл большую роль в жизни населения, чем климатический и экономический. Точные даты имеются только для Южной Аравии. В 450 г. подверглась разрушению легендарная Марибская плотина, первостепенная по важности; в то время Южноаравийское царство было достаточно могущественно, чтобы без промедления призвать окрестные племена починить ее. Когда же в 542 г. катастрофа повторилась, правителю пришлось долго уговаривать местных феодалов чтобы добиться их добровольного сотрудничества для ее восстановления. В следующем поколении политическая раздробленность достигла такого уровня, что после третьего разрушения плотины в 570 г. ее не удалось отремонтировать, в результате чего плодородию страны был нанесен колоссальный ущерб. Таким образом, это разрушение плотины, навсегда запечатлевшееся в национальной памяти арабов, не только уничтожило наводнением главный город Савского царства, но и у сельского населения отняло средства к существованию; страна, уже обедневшая, стала теперь жертвой стихийных сил и лишилась возможности прокармливать свое густое в то время население. В конце УI в. бедуины, по-видимому, снова захватили, по крайней мере на юге, обширные территории, и это, разумеется, внесло элемент беспокойства и, может быть, даже варварства в жизнь всего полуострова. В связи с этим можно было бы отметить, что даже в периоды процветания во всех арабских княжествах без исключения правили семьи, происходившие с юга; это означает, что они пришли к власти на подчиненных им территориях в результате миграции и «колонизации».

Различные части огромной Аравии были объектом притязаний великих

империй того времени- Византии и Персии. Последние стремились держать под своим контролем торговые караванные пути. Как говорилось выше, в результате непрекращающейся борьбы, которая шла многие десятилетия, Персии удалось нанести поражение сателлиту Византии Эфиопии, захва-

тившей Йемен, изгнать оттуда ее войска и установить свой контроль над

транзитной торговлей. Индийские товары могли попасть теперь в Византию

только через Персию. Прекращение транзита через Йемен тяжело отрази-

лось на его экономике, хиджазские города Мекка, Таиф и др., связанные

с Йеменом и побережьем Красного моря (торговые пути переместились к

Персидскому заливу), стали хиреть. Мекканские богачи, лишившись значи-

тельной доли барышей от торговли, усилили эксплуатацию трудящихся

слоев населения, росли долги обедневших племен, ростовщики повышали

процентные ставки.

В Аравии нарастал социально- экономический кризис дотоле невиданной остроты. Противоречия, порожденные этим кризисом или усилившиеся из-за

него, требовали своего разрешения. Отношения между собственниками земель, когда- то принадлежавших всей общине, и безземельными общинниками, между знатью и рядовыми членами племен, между рабами и рабовладельцами, реме-

сленниками и богачами- ростовщиками, состоятельными купцами и их работниками стали всё напряженней 7.

Верхи общества явно ощущали нужду в крепкой централизованной власти, способной держать в узде недовольных и угнетенных. Она бы дала возможность объединить разрозненные части страны, её города и оазисы, обеспечить наци-

ональную независимость, восстановить прежние караванные пути, вести заво-

евательные войны.

Старые племенные верования и религии мешали объединительным тенденциям, препятствовали созданию единого государства на территории Аравийского полуострова.

Идеологическим орудием, пригодным для объединительных целей, а также соответствующим классовым интересам привилегированных слоев арабского общества явился ислам. Его строгий, последовательный монотеизм, проповедь братства всех мусульман независимо от их племенной принадлежности отвечали требованиям времени. Однако было бы, конечно, неверным полагать, что ислам оказался запланированным результатом деятельности определенных лиц, ставящих перед собой определенные политические или экономические цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.