Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема свободы выбора




Проблема поиска смысла жизни

I. Философско-нравственные проблемы

Произведений русской литературы

Жизнь – это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казенной надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут под защиту Захара, на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достает» («Обломов»). В длинном кортеже дней только и делают они, что приближают свои похороны. Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая свое духовное «я». Один из них – Пьер Безухов – герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

В начале своего пути Пьер далек от истины: восхищается Наполеоном, говорит глупости о революции, вовлечен в компанию «золотой молодежи», участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым, разрыв брачных отношений. И как итог – полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» - эти вопросы бессчетное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни после встречи с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живет человек – к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая свое духовное «я».

 

Что такое свобода выбора?

Когда человек начинает задумываться о выборе пути?

Какие открытия он совершает на жизненном пути?

Всем нам известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: «Направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя, и коня потеряешь». Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжен с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо – значит пойти стезей правды, ложный путь кривды – это налево, а прямо – это путь восхождения «через тернии к звездам». И каждый из нас выбирает свой путь: одни идут дорогой правды, другие ищут путь полегче, третьи и вовсе теряются на этом пути.

Есть у писателя Ивана Шмелева удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имен узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто – великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину – лик святой Цецилии – не хуже именитых Ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: «Велико твое дарование, стань вольным в вольной стране». Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой – в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой – исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: «Помни Илья: народ породил тебя – народу и послужить должен!» Таков был свободный выбор «несвободного» талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.