Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема интеллигенции




Проблема эмиграции

Почему люди покидают Родину?

Какие чувства испытывают они на чужбине?

Вспоминают Родину или нет?

Не покидает ощущение горечи, когда люди покидают Родину, особенно когда уезжают творческие личности. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает свое Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у Бунина рассказ «Косцы», написанный им в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в березовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далекое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено светом лучезарным, звуками чудными и запахами тягучими, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России. Значит, чувство любви к Родине вечное, с годами не утраченное.

Эмигрант третьей волны С. Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, «старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой веревкой» - с ним он еще в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нем не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шоферские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей – восемь историй, и каждая – своеобразный отчет о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

 

 

По мнению академика Д. С. Лихачева, «основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория». Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б. Пастернака («Доктор Живаго») и Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении: будь то гражданская война или сталинские репрессии. Примечательно в этой связи рассуждение Юрия Живаго о революции. В ней он видит два этапа: голос разума и приспособление. Приспособленцы подстраиваются под новую власть, даже не принимая ее внутренне. Это несвобода, ханжество, лицемерие, что является насилием над жизнью. Спасение, по Ю. Живаго, в вечных ценностях – любви, творчестве. Именно они противостоят грязной и нищей действительности.

Есть и другой тип русского интеллигента, который предает это высокое звание. Один из них – герой повести Ю. Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. Обмен квартиры для писателя - это формальный повод показать, как материальное постепенно вытесняет душу человека. В квартире становится все больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение – «Чемодан» С. Довлатова. Думаю, что «чемодан» с ветошью, вывезенный журналистом С. Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они – напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.