Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен социально-психологическими отношениями




До начала заседания и рассмотрения повестки дня принимается решение о Председателе данного собрания и секретаре, ведущем протокол.

 

Обмен социально-психологическими отношениями, в отличие от других видов обмена, предназначен для воссоздания и развития свойства социальности элементов социальной системы. Другими словами, он служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия. В результате этого обмена происходит формирование и изменение взаимоотношений групп.

Пройдя фазу рефлексии, группы начинают подчинять обмен социально-психологическими отношениями не стремлению групп к самоопределению в границах социальной системы, а достижению цели взаимодействия. Такой обмен, в отличие от проходящего на фазах производства и регулирования взаимоотношений групп, мы будем называть эффективным обменом, то есть обменом, связанным с эффектом взаимодействия социальных групп.

Этот взаимопереход мы не рассматриваем как обмен физическими объектами. Поскольку речь идет о социально-психологическом уровне организации взаимодействия, он связан с социально-психологическими явлениями, носителями которых служат личности, включенные в общественное движение. И, следовательно, обмен здесь может заключаться только во взаимопереходе психических моделей реальности, строящихся в системе социальных координат конкретных сообществ, к которым данные личности принадлежат.

Но "...индивид с индивидом не могут обмениваться непосредственно и прямо психическими переживаниями. Это - замкнутые психические машины, из которых психика может быть сообщена другой машине не непосредственно, а только через те или иные проводники...

Образ действия индивида, его производящего, и является таким проводником. Образ интерпретируется каждой другой личностью как наличие у действующего индивида или группы соответствующей модели реальности, отражающей восприятие ими соотношения субъективных качеств и качеств объективно существующего мира. Эта модель, как социально-психологическое отношение индивида или группы, учитывается личностью при построении отношений к окружающему миру и, далее, в организации своих действий.

Так же как в процессе обмена товаром возникает социально-практическая система знаков, в процессе обмена социально-психологическими отношениями между родовыми общностями возникает система символов, то есть общедоступных и сделавшихся видимыми выражений сопряженных свойств этих общностей, которые закладывают возможность новой общности, объемлющей предыдущие.

В силу своего назначения, обмен социально-психологическими отношениями приобретает свойство относительной самостоятельности от материального обмена, осуществляемого в ходе взаимодействия, так как представляет собой иную сторону групповой активности.

Обмен социально-психологическими отношениями требует соответствующих условий, материального и идеального фона, который воспринимается взаимодействующими группами, влияет на формирование конкретной социальной системы, но системообразующим фактором не становится. Фоном могут служить иные системы, действующие на конкретную социальную систему лишь опосредованно и, до определенного момента, не затрагивающие ее сущность.

Любопытны в этом отношении опыты Джона Кэлхоуна с влиянием физических характеристик границ, на поведение крыс, помещенных в смежные пространства специальной камеры. В тех отсеках, где сохранялся только один вход на территорию, сохранялась устойчивая и внутренне ориентированная структура отношений крысиных объединений. Там же, где в перегородках открывались два входа на территорию, наступала перенаселенность, возникали частые драки, появлялись мигранты, переходящие с территории на территорию, наступала беспорядочная копуляция, в общем, проявлялось все то, что нередко сопровождает и социальную систему в период кризисов.

Многие факторы материального и идеального фона в процессе реальной жизни групп выступают как константы. Они остаются, по крайней мере, постоянными в течение длительного периода существования группы. Но не все они актуальны для группы в конкретный период времени. Процесс их актуализации хорошо представлен экспериментами, которые провели Дэйв и Норбурн. Они хотели выяснить значимость для взаимоотношений, таких легкоразличимых признаков как раса, одежда и возраст. Детей просили сортировать фотографии на две кучки, повторяя каждый раз ту же процедуру с фотографиями, оставшимися от предыдущей сортировки. Самым значимым, как подтверждается и некоторыми другими исследованиями, оказался расовый признак. Но, что примечательно, когда детей просили сортировать карточки по парам детей играющих в парке, на первое место вышла сексуальная принадлежность. Можно с уверенностью предположить, что если бы их попросили сделать сортировку по группам, выезжающим с делегацией "Доброй воли" или союза дизайнеров, то они отдали бы предпочтение одежде.

Конечно, нельзя отрицать смягчающего влияния на конфликт, развивающийся по одному из измерений межгрупповых отношений, благоприятного опыта межгруппового взаимодействия, организованного по иному межгрупповому измерению. Так как эксперименты Гарольда Джерарда и его коллег по исследованию сегрегационных процессов показали, что члены национального меньшинства, находящиеся в среде большой доминирующей национальной группы, предпочитают устанавливать дружеские связи только внутри меньшинства. Эта тенденция тем сильнее, чем меньше по количеству состав группы меньшинства. Ряд исследований по изучению условий десегрегации выяснили некоторые оптимальные физические характеристик межгруппового контакта, оптимальную частоту и интенсивность контактов. В уже упомянутом исследовании межнациональных отношений в городской среде мы так же обнаружили определенные условия, сопровождающиеся снижением межнациональной напряженности. Но характеристики контакта могут лишь смягчить, а не реверсировать социально-психологические отношения групп друг к другу. При тех же самых формальных обстоятельствах мы можем получить противоположный эффект.

Один из факторов связан с физическими характеристиками групп. Важную роль в этом играют характеристики групповых границ. Роль конкретной ситуации, связанной с групповыми границами в период социальных изменений в России, стала совершенно очевидной и сыграла большую роль во взаимоотношениях вновь созданных государств.

Эффективный обмен, который складывается при нормально развивающейся организации, требует соблюдения главного условия: периодического подкрепления этого обмена актами межгруппового взаимодействия.

Как отмечают те же авторы, длительный и обмен социально-психологическими отношениями должен стремиться к вариациям форм, в которых он совершается, чтобы снизить вероятность пресыщения им при достижении основной цели взаимодействия. Рутинизированный обмен может создавать ощущение безопасности, но со временем удовлетворенность им падает, и участники начинают поиски иной альтернативы.

Другое условие поддержание эффективного межгруппового обмена - это периодический вклад в позитивную социальную идентичность членов групп. Как пишут Хьюстон и Джаспарс, каузальные объяснения членов группы будут стремиться к тому, чтобы поддерживалась и увеличивалась позитивная идентичность воспринимающего субъекта. Но для того, чтобы это происходило, процесс обмена должен предоставлять для этого благоприятные ситуации.

Обмен не будет эффективным, если взаимодействие будет организованно с партнером существенно уступающим в межгрупповом сравнении. В этом случае, хотя группа и будет получать первое время удовлетворение от своего группового превосходства, ее адаптивные способности будут снижаться, и она не выдержит социальной конкуренции с другими элементами социальной структуры. Группы, для появления тенденций связанных с их развитием, должны испытывать определенное напряжение, связанное с риском неблагоприятного межгруппового сравнения в ходе взаимодействия.

Итак, межгрупповой обмен социально-психологическими отношениями может быть вызван деятельностью в границах общения или общением в границах деятельности. В первом случае, межгрупповые отношения будут приобретать тенденции внутрисистемных и строящихся по принципу изоморфизма, а во втором - межсистемных, требующих дополнительности качеств группы-партнера.

Таким образом, результаты показывают, что группы с неявно дифференцированной ответственностью за результаты взаимодействия становятся более чувствительными к состоянию взаимоотношений социальных групп.

 

Особую социальную роль приобретает принятие правил распределения исходов межгруппового взаимодействия. Эти правила, в отличие от неизменных физических законов, задаваемых характеристиками цели взаимодействия, зависят от обычаев, социальных норм, власти и могут изменяться социальными институтами в довольно широких пределах. Эти правила, по мнению Джеральда Микулы, делятся на распределительные и процедурные. Распределительная справедливость может основываться на: а) доле вклада во взаимодействие; б) на принципе равных долей; в) на потребностях участников. Процедурная справедливость, как утверждает Левенталь, обеспечивается при соблюдении шести правил: а) согласованности; б) сдерживания пристрастий; в) точности; г) правильности; д) ответственности; е) этичности

Ранние исследования Московичи и его коллег показали, что влияние меньшинства растет при поддержании согласованности его поведения. Эта согласованность, заключающаяся в организации поведения, риторике, стиле, действует сильнее, чем содержательные аспекты поведения.

Неструктурированная ситуация межгруппового контакта повышает уровень тревожности членов групп. Начальные фазы развития взаимодействия как правило сопровождаются высокой степенью неопределенности исходов, что повышает тревожность в отношении межгрупповой ситуации и заставляет группы прибегать к нормативным моделям, перенесенным из аналогичных ситуаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.