Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение режима дня в жизни ребенка




График успеваемости за __ четверть 2012-2013 учебного года

Режим дня.

Понедельник Вторник Среда
Уроки Уроки Уроки
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
После уроков После уроков После уроков
     
     
     
     
     
Четверг Пятница Суббота
Уроки Уроки Уроки
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
После уроков После уроков После уроков
     
     
     
     
     

Учени 7 «Г» класса

Средний балл                 Итог четверти
5,0                  
4,9                  
4,8                  
4,7                  
4,6                  
4,5                  
4,4                  
4,3                  
4,2                  
4,1                  
4,0                  
3,9                  
3,8                  
3,7                  
3,6                  
3,5                  
3,4                  
3,3                  
3,2                  
3,1                  
3,0                  
2,9                  
2,8                  
2,7                  
2,6                  
2,5                  
2,4                  
2,3                  
2,2                  
2,1                  
2,0                  

Режим - это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также пра­вильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Правильная организация режима жизни детей — необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Педиатру следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка и при необходимости провести оздоровительные мероприятия, чтобы ребенок лучше справился с трудностями адаптационного периода. После заболевания ребенка можно направлять в дошкольное учреждение — только после полного выздоровления. Воспитатель должен внимательно отнестись к новичку, выяснить у родителей особенности его воспитания, привычки, постараться пробудить в детях доброжелательное отношение к новому ребенку. Ребенок быстрее адаптируется, если и дома, и в дошкольном учреждении придерживаются одного и того же режима и приемов воспитания. Продолжительность пребывания в группе вновь поступивших детей следует увеличивать постепенно. Частая смена персонала или неоправданный перевод из одной группы в другую может травмировать ребенка. В связи с этим рекомендуется подождать, пока ребенок привыкнет к новым условиям.

Режим включает три основных компонента:

1) распределение во времени (ритм);

2) последовательность действий;

3) характер активности.

Ниже приведена классификация наиболее частых причин нарушения режима.

I. Неблагоприятный социальный анамнез (91%):

1) незрелые семьи (до 20 лет);

2) низкий уровень образования;

3) нездоровый психологический климат в семье;

4) неполная семья (по определению ВОЗ, благополучная семья - это семья, где на одного ребенка приходится трое любящих взрослых);

5) однополая семья (страдают мальчики; авторитарность бабушки - частая причина неврозов у детей);

6) низкая зарплата;

7) стесненные жилищные условия.

II. Неблагоприятный биологический анамнез (88%):

1) неблагополучие во время беременности;

2) неблагополучие во время родов;

3) неблагополучие в период новорожденного;

4) искусственное вскармливание (до 3 месяцев - 60%).

III. Нарушение поведения (86%) (возбужденный ребенок).

IV. Пограничные состояния (82%):

1) гипотрофия;

2) экссудативный диатез;

3) энцефалопатии;

4) рахит.

V. Хронические заболевания (47%):

1) патология ЦНС;

2) другие.

VI. Отклонения в НПР (41%):

1) в понимании речи;

2) в развитии эмоций;

3) в развитии движений.

VII. Острые заболевания (38%).

VIII. Низкий уровень физического развития (35%).

Значение режима заключается, прежде всего, в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша.

Таким образом, режим - это средство:

1) своевременного и полного удовлетворения физиологических потребностей организма;

2) охраны здоровья ребенка;

3) физического воспитания;

4) защиты нервной системы.

 

В понятие «суточный режим» входит деятельность организма и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Суточный режим, определяя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Один из принципов гигиенического режима — ежедневное его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Уровень работоспособности коры больших полушарий мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной системы. Все виды деятельности труда и отдыха должны включаться в режим. Деятельность должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.

Под бюджетным временем понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в 6 основных компонентов режима:

• сон;

• прогулки;

• учебная деятельность;

• игровая деятельность;

• отдых по собственному выбору;

• прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность каждого из этих компонентов из­меняются, приобретая новые особенности и характерные черты. Сон — это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологиче­ская потребность в сне детей раннего возраста зависит от уров­ня работоспособности их нервной системы. Так, в период ново­рожденности длительность сна около 16,5 ч. Такая потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные внешние раз­дражители оказываются для новорожденного сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызы­вая охранительное торможение. Поэтому сон — это физиологи­ческое состояние ребенка этого возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна:

• ночной — 10—11 ч;

• дневной — 6—6,5 ч.

В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5—2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного периода. К 7—8 годам формируется монофазный сон в ночное время. К 17—18 годам длительность сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых. Систематическое недосыпание может привести к снижению умственной работоспособности. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе — действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Характер и длительность прогулок имеет определенные особенности. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста предусматриваются 3 прогулки, общая продолжительность прогулок — до 4,5—5 ч. в дальнейшем длительность прогулок для младших школьников — 3,5 ч, старших — 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20—30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка в 15—16 лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих стереотипов. Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по собственному выбору. Приемы пищи, как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения. Водные процедуры являются элементами закаливания. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приемов пищи, утреннего, вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой. Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.

 

Необходимость соблюдения режима связана с двумя моментами. Во-первых, жизнь на Земле подчинена определенным ритмам (смена дня и ночи, смена времен года, фаз луны и т.д.). Во-вторых, практически вся наша разумная деятельность строится на основе стереотипов. Стереотип, или привычка, выступает в данном случае как средство охраны высшей нервной деятельности. Режим для ребенка - это и есть первый в жизни формируемый сложный ритмичный стереотип, призванный охранять нервную систему и здоровье ребенка и способствовать формированию последующих стереотипов (привычек).

При назначении режима дня учитываются: возраст, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка; состояние здоровья - период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению; уровень физического развития; условия жизни дома; время года и климатические условия. Переводить ребенка на следующий возрастной режим нужно постепенно при условии, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

На необходимость коррекции режима указывают:

1) возраст;

2) длительность и характер засыпания;

3) длительность сна;

4) особенности поведения в период бодрствования.

Режиму должны подчиняться три потребности:

1) активность (бодрствование);

2) сон;

3) пища.

Бодрствование это деятельное состояние коры полушарий головного мозга, находящейся в активном взаимодействии с подкорковыми отделами головного мозга. По определению И.П. Павлова, бодрствование поддерживается теми раздражителями из внешнего мира, которые действуют на большие полушария.

На длительность бодрствования влияют:

- объем потока информации, количество впечатлений, активная деятельность ребенка;

- предел работоспособности нервной системы (степень зрелости мозга), который определяется возрастом;

- качество сна (так, качество сна новорожденного не дает основы для длительного бодрствования).

Бодрствование предполагает различные виды активности (умывание, одевание, еда, игра, занятия с мамой, прогулка).

Основой рационального бодрствования является смена характера ак­тивности, т.е. переключение с одного вида деятельности на другой. Любое однообразие деятельности вызывает у ребенка утомление. С точки зрения физиологии доказано, что любая работа будет продуктивной, если она вклю­чает чередование трех компонентов: 1) умственной нагрузки; 2) физической активности; 3) положительных эмоций.

Бодрствование тесно сопряжено со сном.

Сон - заторможенная деятельность всех воспринимающих органов и систем. Мозг активен, но активное его состояние направлено на восстанов­ление затрат энергии и переработку информации.

Сон, как и бодрствование, подчиняется возрастной зависимости. Однако с возрастом изменяется только количество дневного сна.

Потребность в сне определяется:

- слабостью нервной системы;

- индивидуальными и конституциональными особенностями ребенка;

- уровнем здоровья;

- качеством сна.

Ребенок - существо с полифазным сном, поэтому полноценным, или качественным, для него будет сон, в котором чередуются фазы глубокого (медленного) и поверхностного (быстрого) сна.

Только ослабленный (быстрый, поверхностный) сон наблюдается:

- у детей в больницах;

- у перевозбужденного ребенка;

- при шуме во время засыпания;

- если перед сном ребенок очень плотно поел;

- при несоответствии режима возрасту и состоянию ребенка.

Наоборот, быстрый сон не наступает:

- после длительной, тяжелой физической нагрузки;

- при медикаментозном сне;

- у больных детей в крайне тяжелом состоянии.

Доказано, что если нет ослабленного сна, то нет сновидений и нет отдыха.

У взрослых периодизация сна составляет 90 минут. У ребенка она формируется ко второму году жизни.

 

Таблица 1

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет 1

Возраст Количество периодов дневного сна Длительность каждого периода дневного сна Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)
С 2,5-3 до 5-6 мес С 5-6 до 9-10 мес С 9-10 мес до 1 года 1 год—1 год 6 мес 1 год 6 мес—2 года 2—3 года 3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет 4-3 2 ч—1 ч 30 мин 2 ч—1 ч 30 мин 2 ч 30 мин—2 ч 2 ч—1 ч 30 мин Зч 2 ч 30 мин 2 ч 20 мин 2 ч 10 мин 1 ч 50 мин 1 ч 45 мин 17 ч 30 мин—17 ч 16 ч 30 мин—16 ч 15 ч-14 ч 30 мин 14 ч 30 мин—14 ч 14 ч-13 ч 30 мин 13 ч 30 мин—12 ч 30 мин 13 ч 20 мин—12 ч 20 мин 13 ч 10 мин-12 ч 10 мин 12 ч 35 мин—11 ч 5 мин 12 ч 30 мин—11 ч 30 мин

1 Суточная продолжительность сна, указанная в таблице, рассчитана на здо­ровых детей с уравновешенной нервной системой.

Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги оставляют открытыми, но за 20—30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду.

Неадекватно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной составной частью общего наблюдения педиатра, а нарушения сна могут быть основой для углубленного обследования детей.

У новорожденного сон носит полифазный характер. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит переход полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.

Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого ме­сяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность в сне с годами уменьшается Уменьшение общей суточной длительности сна у детей происходит прежде всего за счет сокращения дневного сна. Уже к концу первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1—2 раз. С 1,5лет длительность дневного сна составляет около 2,5ч и еще около часа уходит на засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности в сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста. Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот (не более 30 мин) являются свидетельством сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни и хорошего психологического климата в семье.

На всех возрастных этапах сон организован циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов. Длительность отдельных циклов существенно изменяется с возрастом. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает около 50% всего времени сна, у 3-5-летнего она составляет около 30%, после 5 лет —22—28%.

Изменение структуры и длительности глубокого сна можно констатировать по такой характеристике, как количество движений во сне. У ребенка первых лет жизни оно больше, чем у старших детей (80 против 60), однако обилие движений во сне не мешает спать младшему и нередко ведет к пробуждению старшего ребенка.

Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах типа подергивания пальцев рук и мимических мышц. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

В грудном возрасте проблемы сна возникают сравнительно редко, при нормальном активном бодрствовании ребенок утомляется и засыпает сравнительно быстро. В возрасте около 1,5лет засыпание происходит с трудом и ребенок сам помогает найти приемы, способствующие засыпанию. Здесь огромное значение имеет сохранение привычной обстановки и стереотипного поведения перед сном и самого ребенка, и окружающих.

Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон и бодрствование - это сопряженные состояния, так как активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а достаточный по длительности и глубине сон обеспечивает активное бодрствование. Состояние сна и бодрствования формируется у ребенка в процессе его развития. У новорожденного сон и бодрствование возникают хаотично, при этом самым сильным раздражителем является голодное возбуждение, которое нарушает сон. Наличие пищевой доминанты и постоянное совпадение пищевого возбуждения с временем кормления в определенные часы позволяет уже с первых дней жизни ребенка выработать у него ритм кормления.

Режим кормления определяется возрастом, так как с возрастом меняется объем пищи, который ребенок может съесть. Кроме того, на частоту (ритм) кормления влияют:

- консистенция пищи (жидкая или кашеобразная);

- однородность (состав) пищи (однородная пища быстрее усваивается и требует приема через равные промежутки времени);

- характер деятельности между двумя кормлениями (если ребенок спит, усвоение пищи задерживается, если бодрствует - ускоряется).

Последовательность кормления:

• до 9-10 месяцев: кормление - бодрствование - сон, так как в этот период жизни у ребенка преобладает пищевая доминанта;

• с 10 месяцев: ужин, полдник перед сном, завтрак после бодрствования. Пищевая доминанта угасает, ее сменяет ориентировочная доминанта.

Допустимые интервалы между сном и кормлением:

завтрак: до 1,5 года - 30-45 минут;

от 1,5 до 3 лет - 1 час;

от 3 до 3,5 лет - до 1,5 часа;

старше 3,5 лет - не более 1,5 часа;

обед: при двухразовом сне - после первого сна (до 15 минут);

при одноразовом сне - обед, затем через 15-30 минут сон;

ужин: при одноразовом сне - сон через 30 минут после ужина;

у детей 3 лет и старше промежуток между ужином и сном можно увеличить до 1 часа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.