Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Розенталь




 


“Как могут быть использованы жизненные истории?” Этот вопрос был сформулирован Дениелом Берто (Daniel Bertauх, 1981) в предисловии к его книге “Биография и общество”. До настоящего времени исследования в отношении жизненных историй рассматривались как источник информации о некоторой дотекстововой реальности. Между тем этот вопрос, в частности в Вост. Германии, начинает приобретать иное значение. Сама по себе жизненная история, рассматриваемая как социальный конструкт со своими собственными закономерностями, все больше попадает в фокус социально-научного исследования. Эмпирически установленные концепты и программные контуры биографической теории стали предметом обсуждения в среде некоторых социологов, таких как Мартин Коли (Martin Kohli), Фриц Шютце (Fritz Schütze), Вольфрам Фишер-Розенталь (Wolfram Fischer-Rosenthal) (1). Развиваются методология и методы реконструкции жизненных историй на материале устных биографических презентаций. “Исследование биографического как социальной сущности предполагает как проблему социальной функции биографий, так и проблему социальных процессов, лежащих в основе составления биографий” (Fischer-Rosenthal, 1991, p.253).

Представление о биографии как социальном конструкте, охватывающем как социальную реальность, так и основанный на опыте мир субъекта, ставит следующий вопрос: как можно приступать к реконструкции социальной структуры, которая постоянно превращается и трансформируется в процессе интеракции биографического опыта и социально определенной системы. Или, проще, как от представленного автобиографического текста перейти к самой жизни? До какой степени некто признает значение “актуальной” жизненной истории (2) и в какой мере некто представлен в автобиографическом истолковании его (или ее) прошлой, настоящей или будущей жизни? В этой главе мы пытаемся ответить на некоторые из этих вопросов, придавая особое значение методологическим и процедурным аспектам процесса реконструкции рассказанных жизненных историй. Прежде чем выдвинуть предположения относительно социальной реальности, к которой имеет отношение текст, мы должны добиться некоторого понимания структуры текста или основных фактов. Основная информация содержится в расшифровываемых текстах, представленных в сериях биографических интервью (Schütze, 1977, 1992). Во всех этих интервью рассказчикам автобиографий — биографам (3) — посредством предварительно заданных вопросов было предложено представить полный импровизированный рассказ (как оппозицию аргументированному или теоретическому описанию) событий или опытов собственной жизни. Последующее повествование или “основной рассказ” не должно прерываться какими-либо дополнительными вопросами, но может поддерживаться посредством невербальных или паралингвистических выражений, подтверждающих интерес и внимание слушателя, как-то “мхм”. Во второй части интервью — “период вопрошания” — интервьюер посредством ряда дополнительных нарративных вопросов (4) побуждает к более детальной разработке отдельных упомянутых тем и биографических событий. В дополнение интервьюер спрашивает о некоторых предполагаемых фактах, которые рассказчиком не были упомянуты.

Анализируя такую рассказанную жизненную историю, мы выделяем два уровня: 1) анализ пережитого (генетический анализ) и 2) анализ представленной жизненной истории. Цель генетического анализа состоит в реконструкции биографического значения жизненных событий в момент их протекания и реконструкции хронологической последовательности жизненных событий. Цель анализа представленной жизненной истории состоит в реконструкции актуальных значений жизненных событий и реконструкции временного порядка жизненной истории в момент ее рассказа или написания. Такого типа анализ в частности предполагает обнаружение селективных механизмов, определяющих принцип отбора биографом текстовых элементов (или историй) относительно основной ориентирующей тематики интервью. На этом этапе анализа, который мы обозначаем как анализ тематического поля, предполагается реконструкция формы и структуры рассказанной жизненной истории как способа ее тематической и временной организации в рамках интервью.

Цель герменевтической реконструкции состоит, с одной стороны, в реконструкции жизненной истории (life history), которая есть пережитая жизненная история, а с другой стороны, реконструкции жизненного повествования (life story) или рассказанной жизненной истории. Жизненное повествование и жизненная история всегда идут рука об руку. Они непрерывно диалектически дополняют и продолжают одна другую; это основная причина того, почему мы должны реконструировать оба уровня, независимо от того, является ли нашей основной целью жизненная история или жизненное повествование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.