Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чесгвенные аспекты обыденнойтеории au4wctu




Начнем рассмотрение с качественных аспектов обыденной тео-рии личности. Действительно ли люди являются такими уж зако-ренелыми теоретиками личностных черт, какими мы пытаемся ихпредставить? Из материалов исследований, равно как и из повсед-невного опыта, мы знаем, что когда людей просят описать другдруга, они делают чрезмерный упор на термины, характеризую-щие черты личности. В ходе своих исследований Парк (Park, 1986,1989) обнаружила, что хотя испытуемые и прибегали иногда вподобных ситуациях к описанию поведения, социальной принад-лежности, аттитюдов, демографических данных и внешнего видачеловека, однако термины, описывающие личностные черты (та-кие, как добрый, застенчивый, эгоцентричный, беззаботный),употреблялись более чем в два раза чаще, чем следующая за нимипо частоте употребления форма описания.

Остром (Ostrom, 1975) просил студентов колледжа перечис-лить содержательные пункты информации, которую они хотелибы получить о другом человеке с целью сформировать о нем впе-чатление. Информация о личностных чертах составила 26% коли-чества всех перечисленных пунктов, в то время как информация оповедении, социальной принадлежности, аттитюдах, демографи-ческих данных и внешности составила лишь 19%. Лайвсли и Брам-ли (Livesley & Bromley, 1973) показали, что употребление детьми,принадлежащими к нашей культуре, терминов, характеризующихчерты личности, неуклонно возрастает по мере их развития, ста-


новясь с течением времени наиболее частым способом описания,используемым для свободной характеристики других людей. Смысл,который люди нашей культуры начинают с течением времени вкла-дывать в эти термины, является примечательно единообразным.Кантор и Мишел (Cantor & Mischel, 1979), а также Басе и Крейк(Buss & Craik, 1983) предлагали людям проранжировать различ-ные варианты поведения в зависимости от того, насколько онипредставляют те или иные стандартные личностные черты. Сте-пень согласия в ранжировании поведения была близка к их согла-сию в ранжировании различных предметов (например, столов илидиванов) как представителей тех или иных предметных категорий(таких, как, например, «мебель»).

Весьма поучительно сравнить частоту использования людьмиличностных черт для объяснения поведения с частотой привлече-ния для этой цели различных аспектов ситуаций или общего соци-ального контекста. Джоан Миллер (Joan Miller, 1984) предлагалалюдям описать какой-либо неблаговидный поступок, совершен-ный недавно человеком, которого они хорошо знали, а также ка-кой-либо поступок хорошо знакомого им человека, принесшийкому-то другому пользу. Сразу после описания каждого из поступ-ков, испытуемых просили объяснить, почему данные поступкиимели место. В половине объяснений, данных испытуемыми нега-тивным поступкам, использовались диспозиции общего характера(например, «он очень небрежен и нетактичен»). Таких объясненийбыло в три раза больше, чем объяснений, основанных на ситуаци-онном контексте («было плохо видно и велосипед слишком силь-но разогнался»). Аналогичным образом, когда речь шла о просоци-альном поведении, одна треть предложенных объяснений была данас привлечением диспозиций общего характера, что оказалось на50% больше общего числа ситуационных объяснений. Таким обра-зом, испытуемые проявили себя как теоретики личностных черт,а не как ситуационисты.

, Похожие выводы следуют и из пилотажного исследования,11 проведенного Россом и Пеннингом (Ross & Penning, 1985). В ходеЬксперимента испытуемые сначала делали предсказания о том, какнекоторые индивиды будут вести себя в ситуации, описание кото-рой было недостаточно конкретным, а затем обнаруживали, чтоих предсказания неверны. Получив такую обратную связь, испыту-емые быстро начинали строить новые предположения о диспози-циях рассматриваемых индивидов, не спеша при этом выдвигатьювые предположения о подробностях непосредственной ситуа-


208 Глава 5

ции. Например, испытуемым говорили, что вопреки их предсказа-ниям оба студента Стэнфордского университета, которых они толь-ко что сочли очень разными на основании выполненных ими ри-сунков, пожертвовали деньги на рекламу движения «За права го-мосексуалистов». При этом испытуемые были более склонны даватьэтому факту диспозиционные объяснения («эти два студента, долж-но быть, сами были голубыми или либералами»), чем ситуацион-ные («студентов, должно быть, попросили об этом таким образом,что им трудно было отказаться»).

Пожалуй, наиболее убедительная линия исследований, демон-стрирующих стремление обычных людей полагаться на диспози-ционные конструкты типов личностных черт, восходит к серииэкспериментов Уинтера и Улемана (Winter & Uleman, 1984; Winter,Uleman & Cunniff, 1985), показавших, что основанные на лично-стных характеристиках интерпретации формируются непосредствен-но в момент наблюдения соответствующего поведения и факти-чески могут кодироваться вместе с ним в памяти как неотъемле-мая его часть.

Уинтер и Улеман предложили вниманию своих испытуемых рядслайдов с высказываниями, описывающими конкретные действияконкретных людей, например «Библиотекарь помогает старушкеперенести сумку с продуктами через улицу». Затем испытуемымвыдавались «контрольные листы», на которые они должны быливыписать как можно больше предложений из числа только чтоувиденных. Для облегчения задачи припоминания им предлагалосьдва рода «подсказок». В некоторых случаях это были расхожие на-звания личностной черты или диспозиции, согласующиеся с дей-ствием, описанным на соответствующем слайде (например, дляфразы о библиотекаре, помогающем старушке перенести сумкучерез дорогу, таким ярлыком служило слово «предупредительный»).В других случаях подсказкой служило слово, вызывающее близкуюсмысловую ассоциацию с подлежащим или сказуемым соответ-ствующего предложения (например, слово «книги» по ассоциа-ции со словом «библиотекарь»).

Неудивительно, что при наличии диспозиционных подсказокиспытуемым удавалось припомнить существенно больше предло-жений, чем при отсутствии таковых. При этом намеки, связанныес личностными чертами, оказались более эффективными, чемсмысловые подсказки, несмотря на то что последние были гораз-до теснее связаны с конкретными словами в предложениях (если


судить по их оцениваемому сходству или по силе ассоциаций).Интересно, что при первом ознакомлении с высказываниями уиспытуемых не возникало мыслей о диспозиционных понятиях.В сущности, испытуемым казалось маловероятным,что их пред-ставления о личностных диспозициях могут пригодиться им дляприпоминания предложений.

Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют предпо-ложи rii. что люди автоматически (и при этом неосознанно) ин-терпретируют информацию о поведении в терминах личностныхдиспозиций (см. также Park, 1986, 1989; Lewicki, 1986). Эти дан-ные позволяют также увидеть, что личностные диспозиции, ко-торым люди отдают при этом предпочтение, подозрительно по-хожи на личностные конструкты, о которых поется в песнях, по-вествуется в художественной литературе и в работах по психологииличности.

7UMH4E<TBEHHb7E АСПЕКТЫ ОБЫДЕННОЙТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Что можно сказать об обыденных представлениях о предсказу-емости социального поведения? В идеале для этого можно было быдопрос и гь разных людей угадать соответствующие коэффициентыкорреляции, например корреляции между «уровнем разговорчи-вости» за обедом и во время тихого часа применительно к группедетей в летнем лагере. Но поскольку язык статистики остается по-прежнему чуждым для большинства обычных людей, исследовате-ли вынуждены изучать представления о согласованности поведе-ния менее непосредственным образом, а именно предлагая испы-туемым предугадать или оценить вероятность, которая могла бызатем быть представлена в виде коэффициентов корреляции.

В одном из подобных исследований Кунда и Нисбетт (Kunda &Nisbett, 1986) спрашивали испытуемых, насколько велика веро-ятность того, что у двух человек будут сохраняться относительныеРазличия в уровне проявления данной личностной черты на про-тяжении двух ситуаций. Им предлагалось прочесть следующий абзац.

Предположим, что вы наблюдали Джейн и Джилла в определеннойситуации и нашли, что Джейн более честна, чем Джилл. Какова, на вашвзгляд, вероятность того, что в следующей ситуации, в которой вам придет-ся их наблюдать, вы обнаружите то же самое?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.