Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И мы задержали его, предложив отведать хазиры2, которую мы приготовили специально для него»




И я показал ему одно место в своём доме, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал (там) и произнёс слова “Аллах велик”, a мы встали (за ним) и выстроились в ряд. И он совершил молитву в два раката, завершив её словами таслима».

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Плевать в мечети грешно, а искупление этого прегрешения состоит в том, чтобы закопать плевок1».

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел на кибле (мечети)1 плевок и по лицу его стало ясно, что (видеть подобное) для него тягостно. Он встал, вытер это своей рукой и сказал: «Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, (это значит, что) он вступает в тайную беседу с Господом своим, /или: (это значит, что) Господь его (находится)2 меж ним и киблой/, так пусть же никто из вас не плюёт в сторону киблы, а (если ему захочется сплюнуть, пусть сплюнет) налево или себе под ноги!» А потом он взялся за край своей накидки, сплюнул туда, прикрыл плевок другой частью этого края и сказал: «Или пусть делает так».

Мои желания) совпали с (волей) моего Господа в трёх (случаях. Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, а не избрать ли нам для молитвы место Ибрахима?” — после чего был ниспослан айат (, в котором говорилось): “Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы”.1 (Что касается) айата о покрывале, то (однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, не повелишь ли ты прикрываться твоим жёнам, ведь с ними разговаривают и благочестивые, и порочные!” — после чего был ниспослан айат о покрывале2. (Третий случай связан с тем, что однажды всех) жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, охватила ревность к нему, и я сказал им: “Если он разведётся с вами, то, может быть, его Господь даст ему взамен вас жён лучше вас”, а потом этот айат был ниспослан (свыше)3».

Обычно, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший верхом на своей верблюдице, (приступал к молитве,) он продолжал молиться1, куда бы она ни поворачивалась, но если он хотел совершить обязательную молитву, то спешивался и поворачивался лицом к кибле».

Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, молился один человек, который после молитвы вышел из (мечети) и, проходя мимо собравшихся на послеполуденную молитву ансаров, которые обратились в сторону Иерусалима, сказал, что свидетельствует о том, что он молился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что он обращался в сторону Каабы. И (, услышав это,) люди тоже повернулись в сторону Каабы».

Передают со слов ‘Абдуллаха бин Малика Ибн Бухайны, да будет доволен им Аллах, что во время молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, расставлял руки настолько, что становилась видна белизна его подмышек.

Передают, что однажды Джарир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, помочился, потом совершил омовение и протёр (влажными руками) свои кожаные носки, а потом встал и совершил молитву. Его спросили (об этом), и он ответил: «Я видел, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так же». Это понравилось (его товарищам), так как Джарир был одним из тех, кто принял Ислам поздно1.

Обычно, когда мы молились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые из нас из-за сильной жары расстилали края своей одежды на месте совершения земных поклонов».

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился, она, подобно покойнице, нередко лежала на постели меж ним и киблой1.

1 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился напротив середины её тела, а голова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, находилась по правую руку от него.

 

Глава 192: Совершение земных поклонов на одежде во время сильной жары.

245 (385). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

Глава 193: Совершение молитвы в сандалиях.

246 (386). Передают, что (однажды Анаса), да будет доволен им Аллах, спросили: «Молился ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своих сандалиях?» — и он сказал: «Да».

 

Глава 194: Совершение молитвы в кожаных носках.

1 Имеется в виду, что он принял Ислам незадолго до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобная реакция товарищей Джарира, да будет доволен им Аллах, объяснялась тем, что его слова разрешили возникший между ними спор. Одни считали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал руками кожаные носки только до ниспослания суры “Трапеза”, другие возражали, но поскольку Джарир принял Ислам после её ниспослания, спор был решён в пользу последних.

 

Глава 195: Во время совершения земного поклона молящемуся следует удалять руки от тела настолько, чтобы были видны его подмышки.

 

Глава 196: Достоинство обращения к кибле.

249 (391). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха (, предавая тех, кто находится) под Его защитой!”»

 

Глава 197: Слова Аллаха Всевышнего: «Сделайте же место стояния Ибрахима1 местом совершения молитвы» (“Корова”, 125).

1 Камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим, мир ему, во время строительства Каабы. Около этого места паломник совершает молитву после обхода Каабы.

 

 

250 (395). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили, может ли спать со своей женой человек, совершивший обход Каабы во время умры, но не пробежавший между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва1? Он ответил: «Прибыв в (Мекку), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз обошёл вокруг Каабы, совершил молитву в два раката позади места (Ибрахима) и пробежал между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, а посланник Аллаха являл собой для вас прекрасный пример».

1 Ритуальный бег /са‘й/ между этими холмами, находящимися близ Каабы, является одним из обязательных обрядов и умры, и хаджжа. Таким образом, этот человек спрашивает, можно ли выходить из состояния ихрама сразу после обхода Каабы.

 

251 (398). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в дом (Аллаха)1 и воззвал к Аллаху, повернувшись ко всем сторонам света, он не совершил молитвы, пока не вышел из (Каабы). Когда же он вышел (оттуда), то совершил (молитву в) два раката, обратившись лицом к Каабе, и сказал: “Это — кибла”».

1 Речь идёт о событиях, имевших место после вступления мусульманских отрядов в Мекку 12 января 630 года и окончательной победы Ислама в Аравии.

 

Глава 198: (Во время молитвы, совершаемой в любом месте, необходимо) обращаться лицом к кибле.

252 (399). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима1, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы, и Аллах ниспослал (такой айат):

«Мы видели, как лицо твоё обращается к небу2, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Запретной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами»,3 после чего он повернулся в сторону Каабы, неразумные же из людей, а именно — иудеи, сказали:

«Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они обращались прежде?»4

(И Аллах Всевышний сказал):

« Скажи: “Аллаху принадлежат и восток, и запад. Ведёт Он, кого пожелает, к прямому пути”.5

1 См. хадис № 38.

2 Речь идёт о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на небо, ожидая откровения относительно изменения киблы.

3 “Корова”, 144.

4 См.: “Корова”, 142.

5 “Корова”, 142.

 

253 (400). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

1 Речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.

 

254 (401). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву1, а после того как (в конце её) он произнёс слова таслима, его спросили: “О посланник Аллаха, разве с молитвой что-нибудь произошло?”2 Он сказал: “А в чём дело?” (Люди) сказали: “Ты молился так-то и так-то3”. Тогда он преклонил колени, обратился к кибле, совершил два земных поклона и (снова) произнёс после них слова таслима, a когда повернулся к нам, сказал: “Поистине, если бы с молитвой что-нибудь произошло, я обязательно сообщил бы вам об этом, но я ведь такой же человек, как и вы, и забываю подобно вам. Eсли я забуду (снова), напомните мне, если же кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы4, пусть стремится к правильному5 и завершит свою молитву, (исходя из этого,) потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона6”».

1 Ибрахим, передававший этот хадис со слов ‘Алькамы, который слышал его от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знаю, увеличил он эту молитву или уменьшил*».

* Имеется в виду, что во время совершения одной из обязательных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил больше или меньше ракатов, чем положено.

2 Люди хотели узнать, не было ли во время молитвы ниспослано новое откровение относительно изменения количества ракатов.

3 То есть вместо положенного количества ракатов ты совершил их столько-то.

4 Иначе говоря, если кто-нибудь забудет, сколько ракатов он совершил, или будет испытывать неуверенность относительно других элементов молитвы.

5 Tак, например, если человек не уверен, сколько ракатов он совершил — три или четыре, пусть исходит из того, что было совершено три раката.

6 В качестве искупления за невнимательность /сахв/.

 

Глава 199: О том, что было сказано относительно киблы, а также о том, кто не считал, что человеку, который по невнимательности совершил молитву, обратившись не в сторону киблы, следует повторить её.

255 (402). Сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

1 “Корова”, 125.

2 См.: “Сонмы”, 59.

3 См.: “Запрещение”, 5.

 

Глава 200: Стирание слюны со (стены) мечети.

1 Иначе говоря, на стене, обращённой в сторону Мекки.

2 Это не следует понимать буквально. Подобное выражение было использовано только для того, чтобы подчеркнуть значение киблы.

 

Глава 201: Во время молитвы не следует сплёвывать направо.

257 (408, 409). Передают со слов Абу Хурайры и Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший на стене мечети плевок, взял камешек, соскоблил его и сказал: «Если кто-нибудь из вас (захочет) сплюнуть, пусть ни в коем случае не плюет ни перед собой, ни направо, а только налево или под левую ногу!»

 

Глава 202: Искупление за плевок в мечети.

1 В мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были земляные полы.

 

Глава 203: Обращение имама к людям с увещанием относительно необходимости совершения молитвы должным образом и упоминанием киблы.

259 (418). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы считаете, что моя кибла находится (только) здесь?1 Клянусь Аллахом, не останется скрытой от меня ни (степень) вашего смирения, ни (то, как вы) кланяетесь, ибо, поистине, я вижу, что вы (делаете, находясь) у меня за спиной2

1 То есть неужели вы считаете, что если во время молитвы я смотрю только в сторону киблы, то скрытым от меня остаётся всё остальное?

2 Это свойство относилось к числу особенностей пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 204: Можно ли говорить «мечеть “бану фулян”»?1

1 “Бану фулян” — сыны такого-то. Типичное название арабских племён и родов, например “бану азд” (сыны Азда), “бану ‘амр бин ‘ауф” (сыны ‘Амра бин ‘Ауфа) и т. д.

 

 

260 (420). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (велел устроить) скачки на подготовленных1 лошадях от аль-Хафйи2 до Санийат аль-вада‘,3 а также на неподготовленных — от этого же перевала до мечети бану зурайк. Сообщается, что в этих состязаниях принимал участие и ‘Абдуллах бин ‘Умар.

1 В подготовку лошадей к скачкам входила их тренировка, особый режим питания и т.д.

2 Название места близ Медины.

3 Название горного перевала.

 

Глава 205: Раздел и подвешивание в мечети гроздьев фиников.

261 (421). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, доставили деньги из Бахрейна, он велел: “Ссыпьте их в мечети”, а это была самая большая сумма, которую когда-либо присылали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.1 Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на молитву, даже не взглянув в сторону денег, а когда он закончил молиться, то подошёл к (этим богатствам), сел рядом и стал раздавать их каждому, кого бы ни увидел. Тут к нему подошёл аль-‘Аббас2 и сказал: “О посланник Аллаха, дай (что-нибудь и) мне, ведь я заплатил выкуп за себя и за ‘Акиля!”3 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Бери”, и тот насыпал (серебро) в свою одежду, попытался поднять (узел), но не смог. Тогда он сказал: “О посланник Аллаха, вели кому-нибудь поднять это (и положить) мне (на спину”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” (Аль-‘Аббас) сказал: “Тогда сам подай мне это”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” — после чего (аль-‘Аббас) отсыпал (часть денег) и попытался поднять (оставшееся, но не смог). Он (снова) сказал: “О посланник Аллаха, вели кому-нибудь поднять это (и положить) мне (на спину)”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” (Аль-‘Аббас) сказал: “Тогда сам подай мне это”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет!” — и (аль-‘Аббасу пришлось) отсыпать (ещё часть серебра), после чего он поднял узел, взвалил его себе на плечо и ушёл, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дивившийся алчности (аль-‘Аббаса), провожал его взглядом до тех пор, пока он не скрылся из виду. Что же касается самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не поднялся с места, пока не раздал всё до последнего дирхема».

1 Речь идёт о ста тысячах дирхемов.

2 Дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

3 Аль-‘Аббас имеет в виду битву при Бадре, в которой на стороне врагов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимал участие он сам и его племянник ‘Акиль. В результате поражения курайшитов оба они попали в плен и аль-‘Аббасу пришлось заплатить выкуп за освобождение.

 

Глава 206: Места молитвы / масаджид / в домах.

262 (425). Передают со слов Махмуда бин ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и участник битвы при Бадре из числа ансаров по имени ‘Итбан бин Малик явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, зрение моё ослабело, а я провожу молитвы со своими людьми, и поэтому во время дождя, когда вади1, отделяющее меня от них, наполняется водой, я уже не могу приходить в их мечеть и проводить с ними молитву. О посланник Аллаха, я хотел бы, чтобы ты пришёл ко мне домой и помолился там, а потом я устроил бы там место для своих молитв». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я сделаю это, если будет угодно Аллаху!»

‘Итбан сказал:

«И на следующее утро, когда взошло солнце, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл ко мне вместе с Абу Бакром. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом. Войдя, он не стал садиться, а (сразу) спросил: “Где именно мне помолиться?”»

‘Итбан сказал:

‘Итбан сказал:

‘Итбан сказал:

(Между тем) в доме собралось много людей, принадлежавших к нашей семье, и один из них спросил: «А где же Малик бин ад-Духайшин (или: Ибн ад-Духшун)?» Кто-то сказал: «Это — лицемер, который не любит Аллаха и посланника Его». (Услышав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха3?» (Тот человек) сказал: «Аллаху и посланнику Его виднее», а потом добавил: «Однако мы видим, как он помогает лицемерам и даёт им советы». (Тогда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах сделает запретным для огня того, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха!»

1 Вади – сухое русло; долина.

2 Хазира представляет собой нечто вроде каши или густого супа: мелко нарезанное постное мясо варится в воде и посыпается в конце варки мукой.

3 То есть искренне.

 

Глава 207: Можно ли срывать могилы многобожников эпохи джахилийи и использовать то место, где они находились, для совершения молитв?

263 (427). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Умм Хабиба и Умм Салама1 упоминали о церкви, расписанной (различными) изображениями, которую они видели в Эфиопии. Они рассказали об этом и пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал им (на это): «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскресения такие (люди) окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»

1 Умм Хабиба и Умм Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, — жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вышедшие за него замуж после смерти своих мужей, с которыми они в 615 году на время переселились в Эфиопию из-за конфликтов первых мусульман с курайшитами в Мекке. Это переселение называют также первой хиджрой.

 

264 (428). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Прибыв в Медину1, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) остановился в верхней части города в квартале, населённом людьми из рода бану ‘амр бин ‘ауф. Среди них пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил четырнадцать дней, после чего послал за людьми из рода бану ан-наджжар2, которые явились к нему, опоясавшись мечами. И у меня до сих пор стоят перед глазами пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на своей верблюдице, сидящий в седле позади него Абу Бакр и толпа людей из бану ан-наджжар, которые окружали его до тех пор, пока он не спешился во дворе дома Абу Аййуба. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) любил молиться там, где его заставало время молитвы, и (в такие моменты) молился даже в загонах для овец. И (после этого) он велел построить мечеть, послал за людьми из бану ан-наджжар и сказал: “О (предводители) бану ан-наджжар, назначьте мне цену за эту вашу стену3”. Они ответили: “Нет, клянёмся Аллахом, мы потребуем плату за неё только от Аллаха!”»4

Анас сказал:

А там находились могилы многобожников, развалины и пальмы. И по велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могилы были срыты, развалины сровняли с землёй, а пальмы вырубили, поставив их рядами как (стену) киблы (будущей) мечети. Кроме того, люди выложили из камня две боковые стены и занялись переноской камней, декламируя стихи. Вместе с ними был и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.