Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в возрасте шестидесяти трёх лет. 1 страница




Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, (голова его) покоилась у меня на груди, а (я касалась её) подбородком, и после (смерти) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я никогда не стану испытывать отвращения к агонии кого бы то ни было”».

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, болел, он читал “аль-му‘аввизат”1, сплёвывал себе на (ладони) и проводил по своему телу руками, когда же он заболел той болезнью, от которой умер, я (тоже) стала сплёвывать на его (ладони), читая “аль-му‘аввизат”, как это делал он, и я проводила рукой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по его телу (, взяв его руку в свою)».

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был здоров, он часто говорил: “Поистине, ни один пророк никогда не умирал, пока не (предоставлялась ему возможность) увидеть его место в раю, а потом к нему либо обращались с приветствием2, либо предоставлялся выбор”».

Я часто слышала (от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), что ни один пророк не умирал, пока ему не предлагалось сделать выбор между миром этим и миром вечным. Кроме того, я слышала, как во время той болезни, от которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, он говорил хриплым голосом: “…с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, павших заверу и праведников. Прекрасные это товарищи!”1 — и я подумала, что ему был предоставлен такой выбор».

Аллах сделал так, что слова, которые я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пошли мне на пользу в дни (, предшествовавшие) верблюжьей битве1, после того как я чуть было не присоединился к объединившимся вокруг верблюда2 и не стал сражаться вместе с ними. (Дело в том, что,) когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало известно, что персы вручили власть над собой дочери хосроя, он сказал: “Никогда не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине”3».

Мы трое остались в отличие от тех, клятвы которых принял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал (решение) нашего дела до тех пор, пока об этом не вынес Своего решения Сам Аллах Всевышний, и об этом Аллах сказал: “(И Он принял покаяние также и тех) троих, которые были оставлены”33. (В этом айате) Аллах упомянул о том, что мы были оставлены, однако имеется в виду не то, что мы остались (в Медине и не приняли участия) в походе, а то, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял».

А после того как я поприветствовал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!” — и лицо его при этом сияло от радости».

А проходя по рынку Медины (некоторое время спустя), я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка‘бу бин Малику?” И люди указывали ему (на меня) до тех пор, пока, подойдя ко мне, он не вручил послание от правителя из числа гассанидов12. Оказалось, что там (было написано следующее): “А затем13, поистине, дошло до меня, что твой друг14 стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!” Прочитав это послание, я сказал (себе): “И это тоже испытание!” – а потом подошёл к печи и разжёг в ней огонь (этим посланием). Когда из пятидесяти дней прошло сорок, ко мне неожиданно явился посланец от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит тебе не приближаться к твоей жене!” Я спросил: “Я должен развестись с ней, или мне надо поступить как-нибудь иначе?” Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!” — и через своего посланца пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”».

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обрил себе голову, и так же поступили некоторые из его сподвижников, тогда как некоторые другие (только) укоротили себе волосы.

В год (завоевания Мекки) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посадивший позади себя Усаму, въехал (в город на своей верблюдице по кличке) аль-Касва, и вместе с ним были Билял и ‘Усман бин Тальха. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) заставил верблюдицу опуститься на колени у Каабы, а потом велел ‘Усману: “Принеси нам ключ1”. (‘Усман) принёс ему ключ и открыл для него дверь, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Усама, Билял и ‘Усман вошли внутрь, и двери за ними были заперты. Проведя (там) значительную часть дня, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) вышел наружу, и туда поспешили люди, которых я опередил. Увидев, стоявшего за дверью Биляла, я спросил его: “Где совершил молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” Он сказал: “Он молился между двумя этими передними столбами”, а тогда крыша Каабы покоилась на шести столбах, расположенных в два ряда. (Потом Билял сказал): “Он молился между двумя столбами первого ряда, и при этом дверь Каабы была у него за спиной, а смотрел он в ту сторону, куда ты смотришь, когда входишь в Каабу, и (расстояние) между ним и стеной (равнялось трём локтям2)”».

Пришли к вам люди из Йемена, сердца которых являются более тонкими и мягкими, (чем сердца других людей). Вера в Йемене и мудрость в Йемене1, гордость и высокомерие свойственны владельцам верблюдов2, а спокойствием и степенством отличаются владельцы овец».

Однажды я увидел) во сне, что мне были дарованы сокровищницы земли, а на мои руки были надеты два золотых браслета, которые стали увеличиваться (в размерах). А потом мне было внушено в откровении подуть на (эти браслеты, и после того как) я подул на них, они исчезли. Я истолковал эти браслеты как двух лжецов, между которыми я нахожусь1: (один из них —) правитель Саны, а другой — правитель аль-Йамамы2».

Я стал спрашивать о (смысле) слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, я думаю, что ты4 и есть тот, кто был показан мне во сне”, и Абу Хурайра сообщил мне, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Однажды во сне я увидел на своей руке два золотых браслета, что обеспокоило меня5, однако во сне же мне было ниспослано откровение, в котором мне было велено подуть на них. После того как я подул на них, они улетели, я же истолковал два этих браслета как двух лжецов6, которые появятся после меня7”, и одним из них стал аль-‘Анси,8 а другим – Мусайлима».

При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в Медину) приехал лжец Мусайлима1, который стал говорить: “Если Мухаммад (распорядится) передать мне власть после своей (смерти), я последую за ним”, а вместе с ним (в Медину) приехало и множество его соплеменников. В сопровождении Сабита бин Кайса бин Шаммаса2 к нему вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, державший в руке голую пальмовую ветвь. Он остановился около Мусайлимы, которого окружали его последователи, и сказал (ему): “Если бы ты попросил у меня (даже) эту (ветвь), я не отдал бы тебе и её, и ты не никогда не сможешь пойти против (решения) Аллаха относительно тебя, если же ты станешь поступать наперекор (истине)3, Аллах обязательно уничтожит тебя! Поистине, я думаю, что ты и есть тот, кто был показан мне во сне, а Сабит ответит тебе вместо меня”, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) покинул его».

Ибн ‘Аббас сказал:

1 См. примечание к хадису № 1547. Мусайлима приехал в Медину вместе с делегацией племени бану ханифа в 9 г. х./ 631 г.

2 Сабит бин Кайс бин Шаммас, да будет доволен им Аллах, был оратором ансаров. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил кратко и ясно, а Сабита он взял с собой для того, чтобы он говорил с Мусайлимой, если бы тот попытался затянуть разговор.

3 Здесь имеется в виду ислам.

4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к Мусайлиме.

5 Напомним, что ислам запрещает мужчинам носить золотые украшения.

6 Имеются в виду лжепророки.

7 То есть либо после начала осуществления моей пророческой миссии, либо после моей смерти. Имеется в виду появление двух лжепророков, о которых говорится ниже, и обретении ими силы и влияния на какой-то период времени.

8 После того как на большей части территории Йемена уже получил распространение ислам, некий аль-Асвад аль-‘Анси объявил себя пророком и стал претендовать на власть, захватив Сану с помощью семисот своих сторонников. Через некоторое время дело приняло серьёзный оборот и власть лжепророка усилилась, но через три или четыре месяца против него выступил принявший ислам Файруз ад-Дайлями со своими сторонниками, в результате чего аль-Асвад аль-‘Анси был убит, ислам снова восторжествовал, а наместники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сборщики закята вернулись к исполнению своих обязанностей. Аль-Асвад аль-‘Анси был убит за сутки до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чём ему стало известно из откровения, о котором он сообщил своим сподвижникам, а когда халифом был уже Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, из Йемена пришли известия, подтвердившие слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

1609 (4375). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

1 Имеется в виду либо местоположение Медины, которая находится между Йеменом и Йамамой, либо то, что один из них умрёт раньше пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а другой — позже.

2 Речь идёт об аль-Асваде аль-‘Анси и Мусайлиме.

 

Глава 1187: Рассказ о людях из Наджрана.1

1 Название большого района на границе с Йеменом, население которого исповедовало христианство.

 

 

1610 (4380). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда правители Наджрана аль-‘Акиб и ас-Сайид явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы предложить ему призвать проклятия друг на друга1, один из них сказал другому: “Не делай этого, ибо, клянусь Аллахом, если он (и в самом деле) является пророком, а мы станем призывать друг на друга проклятия, то не будет успеха ни нам, ни нашим потомкам!” (А потом) они сказали (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, мы дадим тебе то, чего ты у нас просишь2, но ты должен послать с нами надёжного человека, и не посылай с нами никого, кроме надёжного!” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (им): “Я обязательно пошлю с вами действительно надёжного человека”, и (каждый из) сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пожелал (, чтобы было названо его имя, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то) он сказал: “Встань, о Абу ‘Убайда бин аль-Джаррах!” А когда он встал, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Этот (человек) является доверенным лицом /амин/ этой общины”».

 

(4382). В другой версии (этого хадиса, передаваемой) со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, в каждой общине есть тот, кто заслуживает доверия /амин/, а заслуживающим доверия этой общины является Абу ‘Убайда бин аль-Джаррах».3

1 Имеется в виду такой случай, когда две группы людей, между которыми возникают определённые разногласия, начинают обращаться к Аллаху с мольбами покарать лжецов. Здесь речь идёт об идеологических противоречиях между мусульманами и христианами. В связи с приездом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делегации из Наджрана ему были ниспосланы первые восемьдесят айатов из суры “Семейство ‘Имрана.”

2 Здесь речь идёт о том, что знать Наджрана согласилась выплачивать мусульманам подушную подать и доставлять им ежегодно тысячу одежд и тысячу окий серебра в месяце сафар и столько же в месяце раджаб.

3 См. хадис № 1474.

 

Глава 1188: Приезд аш‘аритов и (других представителей) жителей Йемена.

1611 (4385). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) мы, несколько человек из числа аш‘аритов, пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его дать нам каких-нибудь верховых животных, однако он отказал нам в этом. Потом мы (ещё раз обратились к нему с этой просьбой), и тогда он поклялся, что не даст их нам, но через короткое время после этого ему привели верблюдов, являвшихся частью военной добычи, и он велел отдать нам пять (из них). Взяв их, мы сказали: “(Получилось так, что) из-за нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, забыл о своей клятве, и после этого мы никогда уже не преуспеем!” Тогда я пришёл к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказал (ему): “О посланник Аллаха, (сначала) ты поклялся, что не дашь нам верховых животных, а потом дал их нам!” — (на что) он ответил: “Да, но, когда я даю какую-нибудь клятву, а потом вижу, что есть более хорошее решение, я обязательно делаю то, что лучше, а (от этой клятвы) освобождаюсь1”».

1 Имеется в виду, что, нарушив клятву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал определённые искупительные действия. См. хадис № 2048.

 

1612 (4390). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

1 См. хадис № 1331.

2 Здесь речь идёт о бедуинах. См. хадис № 1330 и примечания к нему.

 

Глава 1189: Прощальное паломничество.

1613 (4400). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:

«И я забыл спросить его, сколько (ракатов) молитвы совершил (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) который молился рядом с куском красного мрамора».3

1 Имеется в виду ключ от Каабы.

2 Об этом говорится в комментариях Ибн Хаджара к одному из хадисов, приводимых в “Книге хаджжа”.

3 См. хадис № 288.

 

1614 (4404). Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил девятнадцать военных походов1; после переселения (в Медину) он совершил только один хаджж, не совершив после этого (никакого другого) хаджжа, и это было прощальное паломничество».

1 Имеются в виду походы, в которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал лично.

 

1615 (4406).1 Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Время вернулось (, приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них — зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа и мухаррам — следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара (, занимающий своё место) между (месяцами) джумада (санийа) и ша‘баном». (Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил): «Что это за месяц?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», (после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: «Разве это не зу-ль-хиджжа?» Мы ответили: «Да». (Тогда) он спросил: «А что это за город?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше», (после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: «Разве это не (священный) город?» Мы ответили: «Да». (Тогда) он спросил: «А что это за день?” Мы сказали: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”, и (после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Мы сказали: «Да». (А после этого) он сказал: «Поистине, ваша жизнь и ваше имущество2 являются столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе и в этом вашем месяце, и вы обязательно встретите Господа вашего, и Он спросит вас о делах ваших! Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше некоторых из слышавших их (собственными ушами», после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды спросил): «Довёл ли я (это до вас)?»3

1 См. хадис № 1290 и примечания к нему.

2 Передатчик этого хадиса сказал: «И я думаю, что он сказал “и ваша честь”».

3 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы люди засвидетельствовали, что он довёл до их сведения то, что было велено ему Аллахом.

 

 

Глава 1190: Поход на Табук (, именуемый также) походом в трудных условиях.

1617 (4415). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

Мои товарищи направили меня к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы я попросил у него для них верховых животных, поскольку они (собирались присоединиться к) его войску (, отправлявшемуся в поход в) трудных условиях, а именно — в поход на Табук, и я сказал (ему): «О пророк Аллаха! Мои товарищи послали меня к тебе, чтобы ты дал им верховых животных», но (в ответ мне) он сказал: «Клянусь Аллахом, ничего я им не дам!» А дело было в том, что, когда я пришёл к нему, он был рассержен, однако я не заметил этого и вернулся, испытывая огорчение из-за того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказал мне, и опасаясь того, что он, да благословит его Аллах и приветствует, (мог) рассердиться на меня. Итак, я вернулся и передал моим товарищам слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но через самое короткое время я услышал крик Биляла: «О ‘Абдуллах бин Кайс!» Я отозвался, и (Билял) сказал: «Отвечай посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который зовёт тебя!» А когда я пришёл к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) он сказал: «Возьми этих двух привязанных друг к другу верблюдов и этих двух привязанных друг к другу, — имея в виду верблюдов из числа тех шести, которых он купил у Са‘да, — отведи их к своим товарищам и скажи: “Поистине, Аллах (или: посланник Аллаха) даёт вам этих (верблюдов), садитесь же на них”». После этого я отвёл к ним (этих верблюдов) и сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даёт вам этих верблюдов, но, клянусь Аллахом, я не отстану от вас, пока кто-нибудь из вас не пойдёт со мной к тому, кто слышал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (чтобы) вы не думали, что я передал вам то, чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил!» (На это) они сказали мне: «Клянёмся Аллахом, мы (и так) тебе доверяем, но обязательно сделаем то, чего ты хочешь!»

И после этого Абу Муса взял с собой несколько человек из них и привёл их к тем людям, которые слышали, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) отказался дать им (этих верблюдов), а потом (велел) дать их им, и эти люди (сказали товарищам Абу Мусы) примерно то же, что говорил им сам Абу Муса.

 

1618 (4416). Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что, отправившись (в поход) на Табук, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил (в Медине) вместо себя ‘Али, который спросил: «Неужели ты (хочешь) оставить меня среди женщин и детей?» — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет?»

 

Глава 1191: Рассказ о Ка‘бе бин Малике, да будет доволен им Аллах, и слова Всемогущего и Великого Аллаха: «(Он принял покаяние и тех) троих, которые были оставлены» (“Покаяние”, 118).

1619 (4418). Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я не пропустил ни одного военного похода (, в котором принимал участие) посланник Аллаха1, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением похода на Табук. Впрочем, я не был с ним и во время битвы при Бадре, но (тогда) порицанию не подвергся никто из оставшихся, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Медины) только для того, чтобы (захватить торговый) караван курайшитов, а Аллах свёл (мусульман) с их врагами (, с которыми они сражаться не собирались. Кроме того,) я был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь ‘Акабы2, когда мы дали клятву на верность исламу, и я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью3. Что касается моей истории, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения и показывал, что намеревается предпринять) что-то другое. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. Он разъяснил мусульманам суть дела4, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было так много мусульман, что количество их не поддавалось учёту».

Ка‘б cказал:

«А если кто-либо не желал появляться5, считая, что об этом никто не узнает, то (это продолжалось лишь) до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а (деревья) давали приятную тень. Вместе с другими мусульманами он, да благословит его Аллах и приветствует, готовился (к этому походу), а я начал выходить (из дома по утрам), чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это”, и я продолжал поступать так, другие же серьёзно (готовились к выступлению). В конце концов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утром двинулся в путь вместе с (другими) мусульманами, я же так ничего и не сделал для подготовки (к походу). Тогда я сказал себе: “Я подготовлюсь за день или два после его (отъезда), а потом присоединюсь к ним”. На следующее утро я вышел, чтобы (начать) готовиться, но вернулся, опять ничего не сделав, потом я вышел на следующее утро и (снова) вернулся, ничего не сделав, и пока я находился в подобном положении (участники похода), которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О, если бы мне (удалось) сделать (это)! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал никого, кроме тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: “А что делает Ка‘б?” Один человек из племени бану салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды6 и его самолюбие”. Тогда Му‘аз бин Джабаль воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал на это».

Ка‘б бин Малик сказал:

«Узнав о том, что он уже возвращается (из Табука), я стал беспокоиться и придумывать ложные (оправдания), говоря (себе): “Как мне избежать его гнева завтра?” — и обращаясь за помощью в этом к каждому мудрому (человеку) из членов своей семьи. Когда же (люди) стали говорить, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находится уже совсем близко (от Медины, всё) ложное ушло от меня7, я понял, что мне ни за что не спастись от (его гнева) с помощью лжи, и решил сказать правду. Утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся (в Медину), а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно прежде всего приходил в мечеть, совершал молитву в два раката, а потом (некоторое время) проводил там с людьми. После того как он сделал всё это, к нему явились оставшиеся (в Медине) люди, которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я, и когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: “Подойди”. Тогда я подошёл (ближе) и сел перед ним, а он спросил: “Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?” Я сказал: “Да. Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью (ложных) оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня8. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это9 Всемогущий и Великий Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Что касается этого, то он сказал правду. Ступай же (и жди), пока Аллах не примет о тебе решения”. После того как я поднялся (со своего места, ко мне) устремились люди из племени бану салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, но ты оказался не в состоянии оправдаться перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так же, как это сделали другие оставшиеся, а ведь для (искупления твоего греха) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достаточно было обратиться к Аллаху с мольбой о твоём прощении!” И, клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня (так сильно, что в конце концов) мне захотелось вернуться (к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) и сказать ему, что я говорил неправду. Потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?”10 Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”. Я спросил: “Кто же эти двое?” Они сказали: “Мурара бин ар-Раби‘ аль-‘Амри и Хиляль бин Умаййа аль-Вакифи”, назвав мне (имена) двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре и служивших (для меня) примером. И после того как они назвали (имена) этих двоих, я решил (ничего не менять)11. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то изо всех оставшихся (в Медине) он запретил (людям) разговаривать только с нами тремя. После этого люди стали сторониться нас, изменив своё отношение к нам, и даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал (прежде), и в подобном положении мы провели пятьдесят дней. Если говорить о двух моих товарищах, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, а я был моложе и сильнее их и поэтому выходил (из дома), принимал участие в молитвах вместе с (другими) мусульманами, ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной! Кроме того, я подходил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приветствовал его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивал себя: “Пошевелил он губами в ответ на моё приветствие или нет?” А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и, когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня. (Однажды) после того как я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны людей, я (вышел из дома и) дошёл до ограды сада моего двоюродного брата Абу Катады, которого я любил больше всех остальных людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, но, клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, (скажи,) известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника?” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, однако он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше!” Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.