Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сахновский Василий Григорьевич

Русский режиссер, театровед, педагог. Народный артист РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1939).

Родился 17 февраля (1 марта) 1886 года на станции Дорогобуж Александровской (ныне Белорусской) дороги в семье инженера-путейца.

В 1904 году окончил гимназию в Москве, три года учился на философском факультете Фрейбургского университета (Германия), после чего окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910). В студенческие годы читал лекции по литературе для рабочих на Пречистенских курсах, в Пушкинской аудитории и других местах. После окончания университета вёл специальные курсы по театру и русскому искусству в Дорогомиловском и Чистопрудном отделениях Общества Народных Университетов.

САХНбВСКИЙ,

Василий Григорьевич [17.11(1. III).1886 - 26.II.1945) - рус. сов.

режиссер, театровед, педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор

искусствоведения (1939). В 1904-07 учился на философском ф-те

Фрейбургского ун-та, затем на историко-фи-лологич. ф-те Моск. ун-та,

к-рый окончил в 1910. С 1907 С. начал печатать статьи, сначала по

вопросам рус. лит-ры, затем по разл. вопросам т-ра. В 1912-14

сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать

в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской)

в качестве лектора, затем режиссера-педагога. В 1914 совм. с

Комис-саржевским пост. спектакль

"Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник и

паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916),

"Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры") Ведекинда (1918) и

др. В этих спектаклях сказалось увлечение С. теорией "романтического

театра" Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918 С. пост. на сцене Дворца

Октябрьской революции (б. Т-р Суходольского в Эрмитаже) спектакли:

"Стенька Разин" Каменского и "Карманьола" Эрвье-Чулко-ва. В

организованном им в 1919 Показательном т-ре С. стремился ставить

спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режиссером и

художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б. Т-р

Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в 1924 Т-ре им. В. Ф.

Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу, "Гроза";

"Дон Карлос"; "Алхимик" Вен Джонсона, "Мертвые души"; "Шейлок"

("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли

отличались оригинальностью режиссерского решения, оформления, сильным

актерским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы" (1926, б. Т-р

Корша)- спектакль, вошедший в сценич. интерпретацию драматургии

Островского на сов. сцене. В 1926 С. был приглашен в МХАТ, на сцене

к-рого широко раскрылась характерная для его творчества огромная

эрудиция, тонкость интеллекта, стремление к глубокому психо-логич.

анализу. С. считал, что режиссер должен подходить к раскрытию спектакля

с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В МХАТе

С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928), "Дядюшкин сон" по Достоевскому

(1929, худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко), "Мертвые души"

1932, худ. рук. пост. К. С. Станиславский), "Егор Булычев и другие"

(1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по Л.

Толстому (1937, совм. с Немировичем-Данченко), "Половчан-ские сады"

Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С. был зам.

директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств. частью, с

1943 - С. член художеств.-режиссерской коллегии МХАТ.

С.- автор работ по теории режиссуры, методике, вел большую педагогич.

работу. В 1926 он руководил группой молодых режиссеров и художников при

ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с

1943 - худ. рук. вновь организованной при МХАТе Школы-студии им.

Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам т-ра, автор

воспоминаний о Станиславском.

С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; И. М.

Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же;

Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917; Работа режиссера,

М.- Л., 1937; Режиссура и методика ' ее преподавания, М.- Л., 1939;

Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр А. Н. Островского, М., 1919;

Крепостной усадебный театр. Л., 1924;

Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913; Достоевский и

театр. "Культура театра", 1922,.ј 1-2; Работа над спектаклем "Егор

Булычев и другие", в кн.: J" постановке "Егор Булычев и другие" М.

Горького, М., 1934;

О спектакле "Мертвые души", в кн.: К спектаклю. Н. В. 1 о-голь.

"Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в кн.:

Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Сцены из романа, М., 1938; О путях

воспитания режиссерской смены, в кн.: Записки Гос. ин-та театральн.

иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.:

Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к пьесам

А. Н. Островского: "На всякого мудрец! довольно простоты", М., 1931;

"Бедность не порок", М., 1935; "Свои люди - сочтемся" и "Бешеные

деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.:

Сахновский В., Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; его же, В. Г.

Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.:

Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948. С. Г.

САХНбВСКИЙ, Юрий Сергеевич [13(25).IX.1866- 2.1 V.I 930] - рус.

композитор, муз. критик, дирижер. В 1899 окончил Моск. консерваторию по

классам проф. С. И. Танеева, А. С. Аренского и М. М. Ипполитова-Иванова.

С 1901 работал муз. критиком в разл. газетах. Член дирекции Рус. муз.

общества, С. являлся инициатором гастролей ряда известных зап.-европ.

композиторов и дирижеров. Автор оперы "Альманзор" (либр. М. И.

Чайковского; не законч.), одной из первых сов. оперетт на совр. тематику

"Людовик...надцатый" (1928, Моск. т-р оперетты), а также популярных

романсов, хоров и др. соч. Среди исполнителей произв. С. был Ф. И.

Шаляпин.

С 1914 по 1920 годы — педагог Университета А.Л. Шанявского (история русского театра, история драмы, задачи современного театра). Публиковал рецензии в газетах «Русские ведомости» и «Утро России» (с 1907), в журналах «Студия» (1911–1912) и «Маски» (1912–1914) на спектакли Художественного театра, театра Незлобина, статьи исторического и проблемного характера (о народных потехах в Москве 18 века, о приёмах театральной критики). Выпустил книгу рассказов Захолустье (1915).

Знакомство в редакции журнала «Студия» с режиссёром Ф.Ф. Комиссаржевским направило интересы молодого учёного-театроведа к режиссуре. В 1912 Сахновский начал работу в его студии (с 1914 года — Театр им. В.Ф. Комиссаржевской) в качестве лектора, но вскоре перешел к постановочной практике. В 1914 году совместно с Комиссаржевским выпустил Димитрия Донского В.А. Озерова, в следующем году самостоятельно поставил спектакль Ванька Ключник и паж Жеан Ф.К. Сологуба. Далее последовали Скверный анекдот по Ф.М. Достоевскому (1916), Реквием Л.Н. Андреева (1917; по словам П.А. Маркова, «один из лучших образцов символического театра»), Лулу Ф.Ведекинда (1918) и другие. Большинство этих спектаклей было создано в русле театрального романтизма, которым увлёк Сахновского Комиссаржевский.

В 1918 году, собрав актёров ряда московских театров, Сахновский сделал решительный шаг от камерности и студийности в сторону большой сцены. На подмостках «Дворца Октябрьской революции» (бывший «Театр Суходольских» в «Эрмитаже») ставятся Стенька Разин В.В. Каменского и Карманьола Г.И. Чулкова по драме П.Эрвье. В 1919 году Сахновский создает Государственный показательный театр, где заведовал художественной частью и работал режиссером. Репетировал Короля Лира Уильяма Шекспира и Лес А.Н. Островского с Илларионом Певцовым – Лиром и Аркашкой Счастливцевым (спектакли не увидели света рампы). В труппе состояли А.Кторов, В.Массалитинова, М.Блюменталь-Тамарина и другие. В сезон 1919–1920 годах театр, продолжая поиск героического начала и синтетической зрелищности, выпускает спектакли, тяготеющие к экспрессионизму: Ариана и Синяя Борода М.Метерлинка, Памела-служанка К.Гольдони, Мера за меру У.Шекспира, Разбитый кувшин Г.Клейста, Собачий вальс Андреева и другие. Во время гастролей Показательного театра летом 1920 на Кавказском фронте Сахновский задержался в Баку на сезон 1920–1921 годов, репетировал Алхимика Б.Джонсона и Дядюшкин сон по Ф.М. Достоевскому. Показательный театр тем временем был ликвидирован (17 октября 1920 года).

По возвращении в Москву Сахновский был назначен А.В. Луначарским главой Московского драматического театра, чья труппа была составлена преимущественно из актёров бывшего Показательного театра. В числе постановок Сахновского сезона 1921–1922 годов в Драматическом театре Великая Екатерина Б.Шоу, Самое главное Н.Н. Евреинова, Полубарские затеи А.А. Шаховского, Благочестие П.Мериме, Гроза Островского. Театр быстро распался. Сахновский начал режиссировать в театре Комедии (бывшем театре Корша) (Дон Карлос Фр.Шиллера, Дух Земли Ведекинда, Волки и овцы Островского) и во вновь возникшем в 1924 году по его инициативе Театре им. В.Ф. Комиссаржевской (Женщины в Народном Собрании Аристофана, возобновление Скверного анекдота по Достоевскому, собственная инсценировка Мертвых душ Н.В. Гоголя). Театру им. В.Ф. Комиссаржевской также не было суждено долгого существования (в сезон 1925–1926 годов он распался). Сахновский взялся ставить фильм в Госкино и спектакль Шейлок по Венецианскому купцу Шекспира в Государственном Еврейском Белорусском театре, продолжая одновременно репетировать Вишневый сад А.П. Чехова у себя на квартире с ядром труппы распавшегося театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Весною 1926 года Сахновский принял приглашение вступить в труппу МХАТа в качестве режиссёра. По мнению П.А. Маркова, «МХАТ стал его главной радостью и главным мучением». Осталась незавершённой работа над Смертью Тарелкина А.В. Сухово-Кобылина, не имел успеха два года репетировавшийся Унтиловск Л.М. Леонова (1928). Прочие режиссерские прочтения Сахновского корректировались руководителями театра: Дядюшкин сон по Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В.И. Немирович-Данченко); Мертвые души М.А. Булгакова по Гоголю (1932, худ. рук. постановки К.С. Станиславский), Егор Булычов и другие А.М. Горького (1934, худ. рук. постановки Немирович-Данченко), Анна Каренина по Л.Н. Толстому (1937, совместно с Немировичем-Данченко), попытка возвращения к идеям романтического театра Половчанские сады Леонова (1939, худ. рук. постановки Немирович-Данченко). Был поставлен не слишком примечательный спектакль Взлет Ф.А. Ваграмова (1930) и осуществлено руководство постановками Трудовой хлеб Островского (1940, реж. А.Н. Грибов и Н.А. Подгорный) и Школа злословия Р.Б. Шеридана (1940, реж. Н.М. Горчаков и П.С. Ларгин). Уходы из жизни сначала Немировича-Данченко, а затем и Сахновского прервали репетиции Гамлета Шекспира. В числе спектаклей, выпущенных в этот период вне мхатовских стен, Последняя жертва Островского с Дарьей Зеркаловой в роли Тугиной (театр Красной Армии, 1935).

 

В разные годы Сахновскому довелось работать с такими художниками, как И.М. Рабинович, В.В. Дмитриев, Н.П. Крымов, Г.Б. Якулов, П.В. Кузнецов, Ю.П. Анненков и др.

С 1932 года — Сахновский являлся заместителем директора МХАТа по художественной части, с 1937 года — заведующим его художественной частью, с 1940 года — заместителем художественного руководителя МХАТа, с 1943 года — членом художественно-режиссёрской коллегии театра и художественным руководителем созданной при нем Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко. Сосредоточенный на режиссерской и административной деятельности, он, однако, не оставлял трудов в области театроведения, воплотившихся в ряде монографий, посвященных Художественному театру, крепостным усадебным театрам, драматургии А.Н. Островского, теоретическим размышлениям о режиссуре. Немало сил и времени Сахновский уделял преподаванию: в 1926 году руководил группой молодых режиссёров и художников при ГАХН; с 1933 года возглавлял режиссёрский факультет ГИТИСа, где собрал и объединил ведущих московских режиссеров (среди них А.Д. Попов, Ю.А. Завадский, И.Н. Берсенев, И.Я. Судаков, Н.В. Петров, Б.Е. Захава, Горчаков); участвовал в создании Школы-студии МХАТ.

Творчество Сахновского было весьма разносторонне; в его архиве остались план написания истории русской и советской режиссуры, черновики книг по методике преподавания режиссуры и актерского мастерства, книги Эстетические основы искусства МХТ и монографии об актёре Л.М. Леонидове.

В первый год войны Сахновский был арестован с мотивировкой, что его отказ от эвакуации в силу болезни связан с желанием дождаться гитлеровцев. Вызволил его Немирович-Данченко, написавший 18 декабря 1942 года письмо И.В. Сталину, и Сахновский был незамедлительно освобождён.

Умер Сахновский в Москве 26 февраля 1945 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Санхядов Саян Александрович 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.