Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МИНСК БГУ 2004 2 страница




Болгарские бояре посадили на престол племянника Калояна — Борила (1207—1218). Он признал независимость некоторых феодалов и начал гонения против богомилов. В 1211 г. в городе Тырново на церковном соборе богомильская ересь была осуждена. Собор принял к действию церковный византийский Синодик IX в., который осуждал различные христианские ереси. Этот документ, получивший название Синодика царя Борила, был переведен с греческого и дополнен специальным разделом о богомилах. В то же время репрессии против богомилов не привели к искоренению ереси в стране, а центральная власть ослабела.

Внешняя политика царя Борила была направлена на борьбу против крестоносцев, однако она не увенчалась успехом. Тогда он заключил союз с Латинской империей, скрепив его браком своей дочери с императором Генрихом. Союзники предприняли совместный поход на Сербию, но были изгнаны великим сербским жупаном Стефаном (будущим первым сербским королем Стефаном Первовенчаным). В 1216 г. болгаро-латинский союз распался из-за смерти Генриха. Таким образом, Борил не достиг серьезных внешнеполитических результатов.

Между тем один из наследников династии Асеней — Иван, в 1217 г. с русско-половецким войском переправился через Дунай и двинулся на город Тырново. Борил пытался бежать, но был выдан боярами Ивану, который приказал его ослепить. В результате в 1218 г. на болгарский престол вступил Иван II Асень, при котором Второе Болгарское царство достигло своего наивысшего подъема.

Правление Ивана II Асеня. Иван II Асень (1218—1241) начал свое правление с разгрома боярской оппозиции. В этой борьбе он опирался на мелких феодалов и богомильские общины.

Во внешней политике Иван II Асень продолжил завоевания, начатые Калояном. Почти без боев он занял Фракию, Фессалию, Западный Эпир. Это был период, когда впервые болгарское государство имело выход сразу к трем морям: Черному, Эгейскому и Адриатическому. К 30-м гг. XIII в. Болгария стала сильнейшей державой на Балканах.

Однако это возвышение не было прочным, так как условия для создания сильного централизованного государства после смерти Ивана Асеня еще не сложились.

Социально-экономические развитие Болгарии в ХIII—ХIV вв. Вся земля в средневековой Болгарии принадлежала светским и духовным феодалам. Были и государственные владения, которые царь использовал как фонд для пожалований. Значительную часть болгарских земель составлял царский домен.

В Болгарии было распространено два вида феодальной собственности на землю: баштина (наследственная, свободно отчуждаемая собственность) и прония (условное владение, данное за службу). Прония появилась в Болгарии во время византийского господства. Высшую прослойку светских феодалов составляло болярство, пополнявшееся за счет военно-служилых людей.

Огромные земельные владения имела болгарская церковь, особенно монастыри, приумножавшие свои богатства за счет пожалований царя и светских магнатов. Всего во Втором Болгарском царстве насчитывалось около 70 монастырей, многие из них получали иммунитетные грамоты, которые освобождали население принадлежавших им сел от податей и работ в пользу государства и передавали монастырям всю власть над крестьянами, жившими на их землях.

Зависимое болгарское сельское население в XIII—XIV вв., упоминаемое в источниках под общим названием «людей», состояло из различных категорий (парики, отроки и др.). Вотчинные ремесленники также зависели от феодалов. Существовали и свободные крестьяне-общинники, число которых сокращалось.

Одним из главных видов централизованной ренты был денежный взнос за пользование землей и рабочим скотом (волоберщина). Деньгами уплачивались также дымнина (с каждого дома), подушный и другие налоги. В восточных районах Второго Болгарского царства, где было больше плодородных земель, большую роль в феодальной ренте играла барщина. На западе страны феодалы делали упор на денежную ренту. Крестьяне также оплачивали деньгами поборы за пользование пастбищами, выгонами, и за переезд через броды и мосты, торговые пошлины и судебные штрафы. Взималась десятина с овец, свиней, пчел. Данный налог собирался натуральными продуктами. Государственные крестьяне исполняли т. н. «царские работы» — отработки в пользу государства. Это в основном строительные и сельскохозяйственные работы, постой солдат и чиновников. Специальный налог крестьяне уплачивали на содержание государственной фискальной службы. Частнозависимые крестьяне также уплачивали все перечисленные выше налоги, но уже не в пользу государства, а в пользу своего феодала.

Болгария XIII—XIV вв. по своему государственному устройству была феодальной монархией. Во главе стоял государь, носивший титул «царя и самодержца», его власть была наследственной. При отсутствии прямого наследника монарх избирался верхушкой боярства. При царе существовал совещательный орган — болярский совет (синклит), в который входили великие боляре и патриарх.

Второе Болгарское царство в 40—70-х гг. XIII в. После смерти Ивана Асеня II Болгария пережила нашествие татар, возвращавшихся из венгерского похода. Страна была вынуждена платить кочевникам дань. Болгарская гегемония на Балканах завершилась.

После смерти Ивана Асеня П в Болгарии начались длительные междоусобные войны. Болгарский престол занял македонский феодал Константин Тих. Стремясь узаконить свои права на царство, он женился на внучке Асеня II и стал именоваться Константином Асенем. Впервые в истории болгарского государства был нарушен принцип наследственности власти (от отца к сыну; от брата к брату, т. е., в пределах правящей династии). Воцарился феодал, победивший в междоусобной борьбе. Что свидетельствовало о слабости государственной власти.

Восстание Ивайлы. Феодальные смуты конца XIII в. В 1277 г. в северо-восточной Болгарии в Добрудже вспыхнуло самое крупное в истории Болгарии антифеодальное восстание. Во главе восставших стоял свинопас Ивайло. К причинам восстания следует отнести: феодальный гнет; постоянные неудачные, подрывающие экономику войны; феодальные смуты, разорявшие страну; грабительские вторжения монголов; недовольство правлением царя Константина Тиха. В ряды восставших вступали не только крестьяне, но и мелкие феодалы. Ивайло разбил и выгнал за Дунай монголов, чем обеспечил себе огромную популярность среди народа. Константин Тих предпринял поход против Ивайлы, но его войско было разгромлено, а он убит. Побежденные воины вступили в ряды повстанцев, которые стали хозяевами страны. Весной 1278 г. они осадили город Тырново, и царица Мария, чтобы сохранить за собой корону, была вынуждена согласиться на брак с Ивайло. Так свинопас Ивайло был провозглашен болгарским царем. В истории Европы произошел исключительный случай: вождь восставших крестьян стал правителем страны.

Постепенно восстание стало утихать. Борьба с Византией, не желавшей признавать крестьянского царя и стремившаяся утвердить на престоле своего ставленника, истощила силы войска Ивайлы. В то время, когда он находился на дунайской границе, в город Тырново вошли византийские войска и возвели на царский трон - Ивана III Асеня (1279).

Борьбу с Ивайло и византийцами возглавил боярин Георгий Тертер, вокруг которого сплотились феодалы. Ивайло обратился за помощью к темнику Золотой Орды в Причерноморье Ногаю. В монгольской ставке он был предательски убит. В 1280 г. болгарские феодалы подавили последние очаги восстания и изгнали византийцев из страны.

После этих событий болгарским царем стал Георгий I Тертер (1280—1292), которому не удалось добиться стабилизации в стране. В результате междоусобиц болгарский престол занял Феодор Святослав сын Тертера.

Болгария в XIV в. Феодор Святослав (1300—1321) несколько укрепил центральную власть в Болгарии, хотя и он не смог уничтожить феодальные распри в стране. Феодору Святославу наследовал его сын Георгий Тертер II (1321—1323). Весной 1323 г. болгарские феодалы избрали царем Михаила, сына боярина Шишмана, правителя области Видин.

Михаил Шишман (1323—1330) предпринял поход на Византию с целью отвоевать южно-болгарские земли. В 1324 г. он вернул некоторые причерноморские города (Ямбол, Ктению, Несебр и др.) и опустошил византийскую Фракию, однако полностью изгнать византийцев из болгарских земель ему не удалось.

В связи с усилением Сербии в 20-х гг. XIV в. был образован антисербский болгаро-византийский союз. Весной 1330 г. сербы разбили болгар при городе Вельбужде. Византийцы не сумели помочь своим союзникам. Раненый Михаил Шишман попал к сербам в плен, где и умер. Сербские войска подошли к городу Тырново. Недавняя союзница Византия, воспользовалась разгромом Болгарии, захватила ее южную часть.

Новый царь Иван Александр (1331—1371). боролся с междоусобицами и вел активную борьбу против Византии. В 40-х гг. XIV в. болгарское царство распалось на самостоятельные уделы. Черноморское побережье от устья Дуная до Варны стало самостоятельным владением (Добруджанское княжество), в котором правил деспот Балик (1346—1360), а затем его брат Добротич, по имени которого область впоследствии стали называть Добруджей. Сам Иван Александр в 1363 г. раздробил свои владения на две части, выделив старшему сыну Ивану Страцимиру область Видин. Другого сына, Ивана Шишмана, он сделал своим соправителем. Каждое из трех царств делилось на множество мелких феодальных владений. В таком невыгодном положении Болгария встретила турецкую агрессию.

Завоевание Болгарии турками. В 30-х гг. XIV в. Византийская империя стала привлекать для походов против балканских стран малоазиатский народ — турок-османов. Такая политика способствовала появлению последних на Балканском полуострове. До середины XIV в. османы предпринимали только грабительские походы в Европу либо воевали в составе византийских войск.

В 1352 г. турецкий султан Сулейман захватил византийский город Цимпе на европейском берегу пролива Дарданеллы. С этого события начались завоевания турок в Европе. Балканские страны совместно с Византией пытались выбросить турок из региона, но дальше попыток дело не пошло. Борьбу Болгарии с турками осложняла двойственная позиция Византии, которая выступала против турок, но одновременно содействовала укреплению сепаратного Добруджанского княжества во главе с Баликом и его преемниками, разобщая тем самым болгар перед османской угрозой.

В 1352 г. турки совершили свой первый самостоятельный поход на Болгарию. Впоследствии походы стали регулярными. В 1355 г. Византия заключила с Болгарией запоздалый антитурецкий союз, куда была привлечена и Сербия. Совместное болгаро-византийско-сербское войско было разгромлено турками близ города Димотики. При султане Мураде I (1359—1389) османы перенесли центр своей завоевательной политики из Азии в Европу на византийские и славянские земли. В 1363 г. они завладели центром византийской Фракии городом Адрианополем, сделав его своей столицей. В этом же году турки завоевали южно-болгарские земли с городом Пловдивом.

В период правления последнего болгарского царя Ивана Шишмана (1371—1393) единой Болгарии уже не существовало. Видинское царство и Добруджанское княжество проводили самостоятельную политику. В 1382 г. турки захватили город Софию, в 1393 г. пала столица Второго Болгарского царства город Тырново. Вскоре Иван Шишман попал в плен к туркам и был казнен, а в 1396 г. османы взяли последний и независимый болгарский город — Видин. На пять столетий Болгария оказалась под османским игом.


БОЛГАРские земли В НОВОЕ ВРЕМЯ

БОЛГАРСКИЙ НАРОД ПОД ВЛАСТЬЮ
ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ХV—ХVII вв.)

Болгария в XV—XVI вв. В общем процессе исторического развития болгарского народа гибель Болгарии как самостоятельного государства явилась неизбежной. Завоевание ее османами было подготовлено всем предшествовавшим ходом событий. К этому времени Болгария не представляла собой сильного экономического и политически устойчивого государства. Столкнувшись в середине ХIV в. с более мощным по своей сплоченности, по своим завоевательным устремлениям и организованности своей военной силы противником, она потерпела поражение.

Завоевание турками Балканского полуострова внесло в жизнь болгарского народа целый ряд существенных перемен, коренным образом изменивших лицо болгарской земли и положивших начало новой социально-экономической ситуации в его истории. Прежде всего, он лишился естественного пути своего национального, культурного и политического развития.

Погибли сотни тысяч людей, пришли в запустение плодородные земли, до основания оказались разрушены богатейшие болгарские города. Большая часть болгарской знати была или физически уничтожена, или обращена в ислам. Вместе с тем с потерей своей политической самостоятельности болгарский народ вступил в новую эру существования, которая была далеко не бесполезной в его внутреннем развитии. Наступила эпоха полного внешнего спокойствия. Вместо беспрерывных войн, не позволявших крестьянину рассчитывать на завтрашний день и надеяться даже на сбор урожая, вместо хищнических набегов своих и вражеских войск, опустошавших и грабивших, появлялась уверенность в защите султанской армии, которой все боялись.

Турецкое завоевание, при всех его ужасных последствиях, стало фактором территориального объединения болгарского народа под единой, хотя и чуженациональной властью.

Общество, построенное на аристократических началах, подверглось быстрому и сильнейшему процессу демократизации. Немногочисленные болгарские источники этого времени говорят о скорой адаптации болгар к изменившимся условиям и признании ими власти османских султанов в качестве преемников местных государей.

Турки изначально ставили своей целью создание в Европейской Турции такого порядка, который обеспечивал бы господство мусульманского меньшинства, открытого для местной знати, — элиты болгарского общества. В то же время крестьяне фактически не подверглись отуречиванию. Христианство было религией побежденных. Османы чувствовали к ней презрение и не мешали ее исповедовать покоренным рабам. Это пренебрежение спасло христиан от отуречивания. Завоевывая страну, османы не помышляли о том, чтобы превратить ее население в турок, старались не сближаться с болгарами, селились в городах, избегая деревень, не допускали в военное время христиан в свои войска и т. д. При этом, особенно в ХV в., они нередко переселяли болгарское население в обезлюдевшую Анатолию, а в болгарские земли прибывали мусульмане.

Завоеванные болгарские земли входили в Румелийское бейлербейство. Румелия — под этим именем турки понимали все земли бывшей Византийской империи. В административном отношении Румелия делилась на 36 округов-санджаков разной величины, во главе которых стоял санджак-бей — губернатор. Несколько округов составляли область — пашалык. Его возглавлял паша — генерал-губернатор, которому принадлежала военная, административная и хозяйственная власть. Все христиане, кроме нескольких привилегированных групп, были в сущности, одинаково бесправны.

В этот период Турция представляла собой военно-феодальную державу в основе которой, лежала военно-ленная система. Все земли, завоеванные турками имели статус государственных и подчинялись казне. Основную юридическую единицу, облеченную всеми политическими правами, представлял собой владелец лена — спахия или сипах. Согласно османским законам, лен для феодала был одновременно наградой и обязательством за несение военной службы. Земли делились на мелкие, средние и крупные лены. Этими ленами в зависимости от административной или военной службы наделялись турецкие феодалы. Существовали владения религиозных и общественных организаций на правах частной собственности, они назывались вакуфы. В очень незначительном количестве имелись частные владения — мюльки, которые давались султаном в полную собственность заслуженным военачальникам.

Большая часть завоеванных земель делилась на участки-тимары, которые раздавались турецким воинам и чиновникам. Тимарная система — основа османского землевладения полностью сложилась к концу ХV в. Тимары подразделялись не по площади обрабатываемой земли, а по приблизительному годовому доходу от владения. Обладание тимаром не означало постоянное в нем проживание, и поэтому личный контакт крестьянина с держателем тимара часто носил условный характер. Особенностью этой системы являлось то, что государство, центральная власть активно вмешивались во внутренние дела турецких феодалов на их землях. В то же время крестьянин по османскому праву являлся наследственным держателем земельного участка. Он обязан был платить подушную подать (джизье), традиционные налоги.

Выполняло население и некоторые трудовые повинности: извоз, устройство и охрана дорог, строительство мостов и горных переходов. Различные категории населения обладали определенными привилегиями: например, войнуки и доганджии освобождались от обычных повинностей и налогов. Так, доганджий (начальник сокольничих), в обязанности которого входила дрессировка соколов, ястребов, орлов для военных целей, за свою службу пользовался правами свободных граждан. В целом же население Болгарии было обременено тяжелыми налогами, из которых самым унизительным и приносящим страшные бедствия была подать мальчиками, десятина с мужского поколения, набиравшаяся через каждые пять лет. Самых здоровых детей отвозили в серали и там в строгой дисциплине воспитывали из них янычар — главную военную опору султана в первые века турецкого могущества.

В болгарских городах ремесло и торговля строго регламентировались османским законодательством. Существовали ремесленные корпорации — эснафы, организованные по конфессиональному признаку. Члены эснафа составляли самоуправляющуюся общину с цеховой иерархией: мастер, подмастерье и работник. Они имели общее имущество, и власти строго регламентировали объем производства, качество товара и цены на него. Цеховые корпорации существовали отдельно для мусульман и для христиан, их права и налоги фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). Города обычно делись на кварталы (махалы) также по конфессиональному признаку.

В ХV в. болгарские города переживали некоторый подъем в экономическом развитии. Постепенно восстанавливалась дунайская и черноморская торговля. Особенно быстрыми темпами развивалось горнорудное дело на юго-западе Болгарии.

Плодородные болгарские земли были надежным источником сельскохозяйственной продукции для огромной турецкой армии. Фактически болгарская экономика подпитывала материальные ресурсы османской экспансии в Центральную и Восточную Европу.

Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков. Главными фигурами османской администрации на местах были судьи-кади, резиденции которых располагались в городах. Кади рассматривали дела как христиан, так и мусульман, контролировали местных чиновников, издавали распоряжения и надзирали за их исполнением. В конце ХVII в. провинциальный аппарат был укреплен институтом аянов — представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и самостоятельно утверждали свою власть над окрестным болгарским населением.

Положение православной церкви также претерпело важные изменения. Болгарская патриархия с центром в городе Тырново была ликвидирована еще в конце ХIV в. Когда в 1453 г. султан Магомет II занял столицу Византии, которая вместе с тем была и центром восточно-римского церковного управления, греческому патриарху удалось получить от султана специальный фирман, которым не только подтверждались права патриарха по управлению собственно греческой национальной церковью, но и значительно расширялись его полномочия благодаря подчинению его церковному управлению всех народов восточно-христианского вероисповедания без различия национальности, т. е. греков, болгар, валахов, молдаван и албанцев (кроме сербов). Таким образом, греческий патриарх стал духовным главой всех угнетенных народов полуострова, сосредоточив в своих руках огромную власть по управлению церковными делами.

При Константинопольской патриархии было создано управление, куда входили остатки уцелевшей греческой аристократии. По имени одного из константинопольских кварталов — фанар, где помещалось управление, вся эта патриаршая армия получила у балканских славян нарицательное имя — фанариоты. Они имели право состоять на государственной службе и занимать высокие должности при дворе султана. Постепенно фанариоты, по профессии банкиры, торговцы, врачи, юристы, дипломаты, переводчики и другие, укрепили свои позиции в Константинополе, приобрели большой авторитет и стали полно­властными хозяевами в центре и на местах. Греки-фанариоты являлись активными врагами болгарской церкви, они стремились эллинизировать местное население, искоренить славянскую литургию и уничтожить книги на болгарском языке. В городах Болгарии этого времени в широком обиходе были два языка — турецкий и греческий. Болгарский язык был слышен только в местечках, деревнях и на ярмарках. Фанариоты говорили: «Турок — это господин, ага, грек — это образованный человек, гражданин, болгарин — это пастух, невежа, варвар».

В ведении константинопольской патриархии входили не только вопросы догмы и общего руководства церковной жизнью. Патриарху давалась полная свобода в делах церковно-административного и судебного порядка, связанных с религиозным культом: бракоразводные дела, народное образование, назначения священников, церковное и монастырское строительство. В управление церковными делами кому-либо запрещалось вмешиваться. Специальными султанскими указами личности патриарха, епископа, священников признавались неприкосновенными, все духовные лица освобождались от податей. Портою ни в чем не нарушалась самостоятельность церковного управления. Признавалась свобода праздников и церковных обрядов. Эти широкие полномочия, полученные греческим патриархом от султанской власти, сделали его фактически не только главой духовной жизни болгар, но и единственным представителем их национальных интересов перед центральной султанской властью. Константинопольский патриарх был источником всех официальных сведений и справок, например касавшихся статистических данных о численности христианского населения полуострова, необходимых для определения и разверстки налогов. Духовенство являлось посредником между султаном и христианским населением.

Решение вопросов социальной и духовной жизни в определенной степени было предоставлено религиозным общинам. Вся жизнь в Османской империи регулировалась законами шариата. Болгары, как и все православное население, входили в так называемую «ромейскую общину», просуществовавшую до ХVII в.

Характерной чертой османского господства в болгарских землях была жестокая дискриминация, социальная и религиозная. Христианам было запрещено носить оружие, ездить верхом, носить одежду синего и зеленого цвета, строить дома выше, чем у турок, они не могли состоять на государственной службе. При разборе судебных тяжб показания «неверных» могли быть опровергнуты мусульманином. Существенные преимущества мусульман перед христианами способствовали переходу части болгарского населения в ислам.

Болгарские земли в ХVII в. и кризис османского господства. К концу ХVI в. феодальная Турция достигла наивысшего расцвета своей политической мощи. В состав ее владений к этому времени входили: весь Балканский полуостров, Молдавия, Валахия, Трансильвания, вся южная часть Венгрии до Пешта и др. Турецкий флот был самым сильным в Средиземном море. Турецкая дипломатия, поддерживаемая «непобедимой» армией, диктовала свою политику европейским державам.

Однако уже в конце ХVI — начале ХVII в. потенциал казавшегося всесильным османского государства начал иссякать. Поворотным пунктом в исторических судьбах Турции оказалась ее война с Австрией, начатая Муратом III в 1593 г., продолженная его сыном и преемником Магометом III и закончившаяся при Ахмеде в 1606 г. Систовским миром. В результате Австрия не только сама не уплачивала никакой откупной дани, но и освобождалась от взноса ежегодной дани за Венгрию. Систовский мир в военно-дипломатической истории Турции явился началом последовавших затем ее военных и дипломатических поражений в Европе. В 1683 г. двухмесячная осада Вены окончилась для турок катастрофическим поражением, которое нанес им польский король Ян Собесский, командовавший австро-польскими войсками. Это обстоятельство отчетливо показало военно-техни­ческую и организационную отсталость турецкой феодальной армии. Новые войны с Австрией (1687—1699) закончились Карловицким миром, по которому Турция потеряла Венгрию, Трансильванию, Морею, Подолию. Эти события явились решающим ударом по могуществу и политическому престижу Турции в Европе.

Непрерывными войнами наполнена внешнеполитическая история Турции в ХVIII в. В их числе русско-турецкая война 1768 г., закончившаяся Кучук-Кайнарджийским миром в 1774 г. Вторая неудачная война с Россией и Австрией 1787—1791 гг. завершилась Ясским миром, в результате которого Турция потеряла Крым. Неудачи во внешней политике Турции самым тяжелым образом отразились на положении подвластного болгарского народа.

Военно-ленная система стала приходить в противоречие с турецкой государственной машиной. На месте землевладельца-феодала, обязанного военной службой, появился новый хозяин — помещик, который постепенно различными путями закреплял за собою в собственность былые ленные владения и освобождался от связанных с ними обязательств. Налоги стали быстро возрастать, а производительность крестьянских хозяйств значительно уменьшаться.

Численный состав турецкой армии непрерывно сокращался, войны перестали быть прибыльным делом. Сипахи нередко откровенно отказывались нести военную службу.

Еще более угрожающую роль во внутренней политической и хозяйственной жизни страны стал играть янычарский корпус, превратившийся, в конечном счете, в оплот реакции и надежное орудие в руках султана для расправы с неугодными султанами и их сановниками. Своим фанатизмом они наводили ужас на всех, кому с оружием в руках приходилось защищать свою родину и жизнь от врага.

Крестьянское хозяйство, городская ремесленная промышленность, торговля — все испытывало на себе в одинаковой мере удары царившей в стране анархии, которая вызывала всеобщее враждебно-оппозиционное настроение среди болгарского народа. Тяжелая действительность толкала их к борьбе против османов.

В период австро-турецкой войны 1593—1606 гг. болгары пытались сбросить турецкое иго. Победы австрийской армии, а также выступление Трансильвании и Валахии против турок создавали благоприятные условия для борьбы за восстановление независимости Болгарии.

Сопротивление началось с политического заговора, в котором главную роль играло духовенство, возглавляемое митрополитом Дионисием Рали и болгарином Тодором Балиной. Последний был крупнейшим представителем местной торговой знати, первым «благородником» из Никопольского санджака. Он разъезжал по стране, всюду получая поддержку, а Дионисий побывал в Москве, где также встретил сочувствие и понимание.

Восстание началось в северных городах Болгарии в 1598 г. в связи с походом против турок валашского господаря Михаила Храброго, который захватил город Никополь и продвигался к городу Софии. Центром выступления стал город Тырново. Восставшие провозгласили царем Шишмана III, который считался потомком болгарских царей. Однако после поражения и отступления валашских войск турки жестоко подавили восстание болгар. Австрия не оказала обещанной помощи. Спасаясь от расправы, болгары переселялись в Валахию.

После поражения турок под Веной в 1683 г. и образования «Священной лиги» (Австрия, Польша и Венеция, к которым позже присоединилась Россия) борьба болгарского народа еще больше активизировалась. В 1686 г. в Тырново произошло новое восстание. Оно готовилось под руководством Ростислава, выдававшего себя за потомка последнего видинского царя. Он отправился в Москву, и там установил связь с патриархом Иоакимом. Патриарх послал вместе с Ростиславом своего племянника С. Дубровского, чтобы выяснить в Константинополе возможности объединения балканской православной церкви с московской. В это время заговор был раскрыт.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, турецкие войска захватили Тырново и подвергли его страшному опустошению. Восстание было потоплено в крови. Ростислав и Дубровский сначала укрылись в горах, затем перебрались в Россию.

В 1688 г. ареной болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром горнорудный район Чипровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар, основная масса которых была католиками, во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым, выступили в поддержку австрийских войск, вторгшихся в османские владения. Однако силы оказались неравные, и восстание было подавлено. Значительная часть местного болгарского населения эмигрировала на территорию монархии Габсбургов.

Весьма распространенной формой сопротивления османам были выступления гайдуков. Вся история противоборства угнетенных народов Балканского полуострова на протяжении ХVII—ХIХ вв. наполнена самоотверженной борьбой гайдуков против поработителей. Неорганизованное, разобщенное, и не объединенное едиными действиями, болгарское гайдучество вплоть до середины ХIХ в. преследовало в основном цели мести туркам и не ставило перед собой каких-либо национально-политических задач. Вооруженная борьба болгар, так же как и их пассивное сопротивление османскому гнету, сыграли свою роль в сохранении болгарской народности и способствовали постепенному превращению ее в единую нацию Нового времени.

Болгарское национальное Возрождение
(ХVIII — 70-е гг. ХIХ вв.)

Социально-экономическое развитие болгарских земель в XVIII в. Существенные изменения в положении болгарских земель наступили в ХVIII в. В этот период в сельском хозяйстве Болгарии, как и во всей Османской империи, шел процесс разложения военно-ленной системы. Полный развал системы тимариотского землевладения имел ряд значительных последствий и для болгарских земель. Тимары постепенно превращались в наследственные поместья — чифлики, что значительно ухудшало положение крестьян, особенно в плодородных районах Болгарии. С другой стороны, некоторая часть земельных владений, в основном это земли в балканских предгорьях, осталась без хозяев-спихиев и перешла в наследственное владение крестьян. Вместе с тем за этот длительный период в хозяйственной жизни страны появился зажиточный слой болгарских торговцев скотом — чорбаджиев, которые стали играть заметную роль в экономике. Со второй половины ХVIII в. увеличился вывоз из болгарских земель сельскохозяйственной продукции. Некоторые районы начали специализироваться на возделывании технических культур, а города Котел и Копривица превратились в центры скотоводства. В этих районах наиболее интенсивно развивались товарно-денежные отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.