Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черногория XVI — 70-х ГГ. XIX В. 4 страница




Словенское национальное Возрождение и революция 1848—49 гг. В коронных землях Габсбургов, в состав которых входили словенские территории, революционные события протекали в значительно более сглаженном виде. Причиной этого были: во-первых, более лояльное отношение властей; во-вторых, слабость словенского национального движения по сравнению с сербским и хорватским. К началу революции словенцы еще не имели своей политической программы, их лидеры, являясь выходцами из крестьян, небогатых горожан, были очень ограничены в своих политических познаниях. Нe случайно поэтому в первые же дни революции наиболее активно выступили представители молодой словенской интеллигенции — студенты, учившиеся в Вене и Граце. Политическая и общественная жизнь этих городов была гораздо более развита, чем в тихих провинциальных словенских городах. Именно в Вене и Граце появились первые словенские национально-культурные общества. Сам термин «Словения» начинает использоваться словенскими интеллектуалами лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы называли себя: «каринтийцы», «штирийцы», «крайнцы», и их местная обособленность замедляла процесс объединения словенской нации.

Первым сформулировал национальные требования словенцев сторонник иллиризма Матия Маяр Зильский. В своих статьях он заявлял о необходимости введения в «школах и канцеляриях словенского языка», а также требовал установления особой административной области Словения со своим провинциальным собранием. Выступления Маяра подтолкнули словенскую молодежь в Вене к созданию программы под названием «Объединенная Словения», которая предусматривала объединения всех словенских земель. В 1848 г. эта программа являлась не только программой либералов, но и умеренно консервативных словенских национальных деятелей. Суть ее состояла в том, что все словенские земли должны были быть объединены в одну административно-политическую единицу — Словению со своим представительным органом (дежельный збор). Словенский язык имел бы те же права, что и немецкий в немецких землях. Словения должна входить в Австрийскую империю, а не Германию. Программа «Объединенной Словении» базировалась исключительно на этническом принципе: в Словению входили только те территории, которые были населены словенцами, она не предусматривала создания независимого государства. Все общественно-политические деятели считали, что Словения, безусловно, должна входить в состав Габсбургской монархии, переустроенной на федеративных началах. Они были убеждены, что новая Австрия станет лучшим гарантом свободного развития славянских народов, угрозу существования которым видели не только со стороны объединенной Германии, но и со стороны России.

В первые дни революции 1848 г. словенские национальные политики были полны радужных надежд на то, что они смогут добиться равноправия для своего народа при содействии и с помощью немецких либералов. Однако националистическая позиция немецких либералов, стремившихся включить словенские и чешские земли в объединенную Германию и не желавших считаться с чаяниями славян, охладила симпатии словенцев. После подавления восстания в Праге Маяр стал выступать с антинемецких и интивенгерских позиций. В августе 1848 г. Словенское общество в Любляне активно собирало средства в поддержку сербов и хорватов.

После поражения октябрьского восстания в Вене вопрос об объединенной Германии отпал: немецкие земли оставались в пределах Габсбургской монархии. Изменилась и словенская австро-славистская программа. Маяр обосновал ее следующим образом: пять народов, живущих в Австрии (славяне, немцы, венгры, румыны и итальянцы), должны образовать каждый свою административную политическую единицу с границами, строго соответствующими этническому признаку. Предполагалось, что центральное австрийское правительство занималось бы финансами, торговлей, армией, международными отношениями. Славянская автономия — Славия — имела бы свое правительство и свое представительное собрание, куда выбирались бы депутаты всех славянских земель. Прерогативой центральных органов явилась бы выработка политики по отношению к общеевропейскому правительству и к остальным народам Австрии. Сама Славия также строилась по федеративному признаку: каждое славянское племя должно было иметь представительное собрание, своего губернатора и своего военачальника.

Союз югославянских народов в границах Габсбургской монархии проповедовали словенские либералы, многие из которых накануне революции участвовали в иллирийском движении. Например известный поэт Стано Враз был хорошо знаком с Людевитом Гаем. Словенцы не имели «исторического права» на государственность, поэтому некоторые из них предлагали войти в состав хорватской автономии.

В период революции в словенских землях, в отличие от хорватских и сербских земель, национальный вопрос интересовал только небольшую прослойку национально сознательной интеллигенции. Крестьянство, составлявшее основную массу словенского народа, относилось к нему с полным безразличием.

И тем не менее революция 1848—1849 гг. имела огромное значение для социально-экономического и национально-политического развития славян вообще и словенцев в частности. В это время впервые были четко сформулированы национально-политические программы словенцев.

Идеи иллиризма, носившие чисто культурный характер, теперь воплотились в югославистские политические проекты. Вопрос о политическом объединении южных славян был поставлен на повестку дня, правда, еще в австрославистской форме.

После введения октроированной конституции часть словенских либералов отошла от югославистской и австрославистской программ, однако Маяр не отказался от политической борьбы и призвал своих единомышленников издавать газету на словенском языке, в целях пропаганды и защиты своих прав.

Словенские земли во второй половине XIX — начале XX в. После революции 1848—1849 гг. капиталистические отношения в словенских землях получили дальнейшее развитие. Несмотря на то, что помещики продолжали владеть большей частью земли, крестьяне были освобождены от феодальной зависимости и стали собственниками обрабатываемых земель. Постепенно в деревне возникли предпосылки для формирования сельская буржуазия. Уже к концу XIX в. капиталистические формы ведения хозяйства стали преобладать в имениях словенских помещиков. Промышленный переворот и быстрое развитие капитализма в соседних австрийских и чешских землях оказали непосредственное влияние на Словению, через которую осуществлялись торговые связи Австрии с балканскими странами, Италией и другими государствами.

Во второй половине ХІХ в. внедрение австрийского и иностранного капитала в экономику Словении резко усилилось. К концу XIX в. заметное развитие получила горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, а также пищевая, кожевенная, строительная, текстильная, создававшиеся главным образом с помощью австрийского капитала. По уровню промышленного развития Словения значительно превосходила другие югославянские земли: на ее небольшой территории было сосредоточено более половины всех промышленных и мануфактурных предприятий, расположенных в областях, которые позже составили Югославию, и более половины всех промышленных и мануфактурных рабочих. И в дальнейшем, в начале XX в., словенские земли по своему экономическому развитию опережали остальные югославянские земли.

Ускорившийся процесс формирования словенской буржуазии привел к активизации национальной буржуазной интеллигенции в политической и культурной областях.

Октябрьский диплом австрийского императора 1860 г., фактически имевший силу конституции, и Февральский патент 1861 г., изменивший взятый курс на федерализацию, вновь утверждали в империи жесткий централизм. Был введен общеимперский двухпалатный парламент — рейхстаг, который стал законодательным органом и куда все территории должны были направить своих представителей. В словенских землях также были проведены выборы в местные представительные органы — лантаги. Однако из-за особенностей избирательной системы в них преобладали немецкие представители.

В марте 1861 г. Маяр выступил с идеей объединения всех словенских земель в единое административное политическое целое. Предусматривалось введение словенского языка в школах и учреждениях, т. е. эта была программа, которая родилась еще в 1848 г.. Однако вскоре словенские общественные деятели от нее отказались, так как в этот период большинство славянских политиков (хорваты, чехи, поляки) выдвигали принцип «исторического права» при создании административно-политических единиц в Австрийской империи. Словенцы также попытались приспособить программу «исторического права» к словенским условиям. Ее автор, Андрей Эйншпиллер, каринтийский священник и апологет католической церкви, предложил план создания Внутренней Австрии, административной единицы, существовавшей в 1564—1747 гг. и включавшей в свой состав Штирию, Каринтию, Крайну.

В сентябре 1865 г. в Мариборе собрание ведущих словенских политиков приняло программу Внутренней Австрии, которая вошла в историю под именем Мариборской. Однако во Внутренней Австрии словенцы составляли всего 43 % населения, и поэтому ее создание никак не решало словенский национальный вопрос. Желая усилить словенский элемент в будущей автономной единице, такие деятели как Маяр и Эйншпиллер стали пропагандировать проект создания Иллирийского королевства. Эта политическая программа на основе «исторического права» не могла словенцам заменить собою программу Объединенной Словении и не получила в дальнейшем распространения.

В 60-е гг. ХІХ в. в словенских городах стали бурно развиваться различные культурно-просветительские общества: читальни, издательства. Так, в 1864 г. была основана Словенская матица, общество по изданию книг на славянском языке. Матица выпускала труды по истории, этнографии, филологии. Эти общества в условиях борьбы за национальные и политические права очень быстро политизировались. Из них вышло новое поколение словенских национальных деятелей, которые не довольствовались осторожными методами политиков, ориентирующихся на Мариборскую программу. В отличие от представителей старшего поколения, которых стали называть старословенцами, они получили имя младословенцев. Младословенцы стремились к более активным действиям, особенно после австро-венгерского соглашения 1866 г., которое нанесло удар по национальным интересам и надеждам словенцев. Этот акт означал упрочение господства австрийской буржуазии в западной части империи, в том числе и Словении, и окончательный отказ австрийских правящих кругов от объединения словенских земель и предоставления словенцам автономии.

После введения австро-венгерского дуализма в Австрии была принята новая Конституция (1867), которая явилась шагом вперед в буржуазном преобразовании Австрии. Были провозглашены свобода вероисповедания, равенство граждан перед законом и право народов пользоваться своим языком в школах и учреждениях, школа была отделена от церкви. Закон 1873 г. установил прямые выборы в рейхсрат, что еще раз подтверждало централистский принцип государственного устройства Австрии. Для словенцев степень осуществления провозглашенных Конституцией 1867 г. национальных прав зависела от силы их отпора германизации в каждой земле. Географический фактор мешал национальной интеграции. Горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна во главе с городом Любляна, где словенцы составляли большинство.

В этот период в словенской общественной мысли преобладали два направления: программа Объединенной Словении и югославянская идея, предусматривавшая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым королевством договорились хорватские и словенские политические деятели в 1870 г. в Любляне. Тогда же была принята резолюция, которая провозглашала общность интересов южных славян Австро-Венгрии.

В начале 90-х гг. XIX в. у словенцев оформились политические партии. В 1892 г. возникла консервативно-клерикальная — Католическая народная партия, которая впоследствии, в 1905 г., переименовалась в Словенскую народную партию, а в 1912 г. — в хорвато-словенскую партию права. В 1894 г. получила организационное оформление либеральная Народная прогрессивная партия. Все последующие десятилетия главенствующее место на политической арене занимали консерваторы-клерикалы.

В Словении, как и в других католических странах, духовенство играло большую роль в общественной жизни. Толчком для активизации социальной и политической деятельности духовенства послужила энциклика Льва III. В этом послании глава католической церкви, защищая частную собственность, призывал католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения и осуждал эксплуататоров. В конце XIX — начале XX в. в словенских землях состоялось четыре католических съезда (с 1892 по 1913 гг.), на которых обсуждались самые животрепещущие вопросы культурной и политической жизни словенцев. Особенностью политической жизни словенцев являлось то, что в национальном движении ведущую роль играла церковь и священники, как авангард национальных сил. Яркими представителями клерикальных кругов Словении в этот период были епископы Антон Махнич и Якоб Мисса, которые всесторонне и очень активно способствовали проникновению церкви во все сферы жизни словенцев. Под влиянием пропаганды Католической народной партии стало развиваться весьма популярное в словенских массах движение христианского социализма. Его возглавил священник и профессор богословия Янез Крек. Он считал, что противостоять эксплуатации можно, создавая крестьянские и рабочие кооперативы, открывая кредитные кассы для помощи рабочим и крестьянам. Весьма популярны были христианские социалисты и в рабочей среде. Уже в 1894 г. они создали «Словенское католическое рабочее общество» в Любляне, которое ставило своей целью улучшение материального и духовного положения рабочих. Христианские социалисты не стремились создать собственную партию, а действовали в рамках Католической народной партии и всячески содействовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа «Объединенная Словения».

Народная прогрессивная партия, возглавляемая либералами Иваном Хрибаром и Иваном Тавчаросом, в противовес клерикалам вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительские организации Общества св. Кирилла и Мефодия.

В 1896 г. в Словении была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), которая являлась частью австрийской социал-демократической партии и также приняла Гайнфельдскую программу. Ее лидер Этбин Кристан считал, что словенцы должны бороться за культурно-национальную автономию и отрицал всякую политическую форму автономии.

В конце XIX — начале XX века обострились отношения между словенцами и немцами. Открытое противостояние в общественно-политической и экономической жизни объяснялось, прежде всего, конкуренцией национально- буржуазного чиновничества, а также ростом расистских и шовинистических теорий, распространением пангерманизма. Наиболее откровенно этот процесс проходил в зонах контактного проживания словенцев и немцев, и в первую очередь в Каринтии. Так, повседневные действия властей (назначение какого-либо чиновника или сельского учителя) становились поводом для острых национальных конфликтов. Австрийские шовинисты нередко организовывали нападения на словенских деятелей и на национальные учреждения. В сентябре 1908 г. в Штирии были избиты члены Общества св. Кирилла и Meфoдия. В связи с этим в Любляне вспыхнули демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными налетами на дома австрийцев. Полиция при разгоне демонстрантов применила оружие, несколько человек было убито.

В словенских землях в течение всего предвоенного периода продолжалась борьба за словенскую школу, употребление словенского языка в учреждениях, за расширение участия словенцев в местном управлении. В то же время австрийские власти всячески тормозили упрочение национального единства словенцев.

После аннексии Боснии и Герцеговины, поставившей югославянский вопрос в центр политической жизни Австро-Венгрии, социал-демократы югославянских земель империи для выработки единых взглядов по национальному вопросу созвали в 1909 г. в Любляне конференцию. Резолюция по национальному вопросу выдвигала задачу слияния югославян в единую нацию и принцип культурной автономии в составе «демократической конфедерации народов». Среди политических деятелей, входивших в социал-демократическую партию, выделялся известный писатель Иван Цанкар, который считал невозможным национальное освобождение словенского и других народов в рамках Австро-Венгрии, он был сторонником независимой федеративной югославянской республики. Так же как и у других славянских народов, у словенцев накануне войны появились тайные молодежные организации («Возрождение»), которые ставили задачу создания независимого государства и выступали с антиавстрий­скими лозунгами.


ИСТОРИЯ ХОРВАТИИ

Хорватия в Средние века

Хорватские земли в VI—XI вв. В ходе «Великого переселения» народов территорию прибрежной полосы Адриатического моря заселили славяне (в конце VI и в начале VII вв.). В этот период представители славянского союза хорватов вместе с сербами заняли земли Иллирии и Далмации. Территории, населенные хорватами между средним течением Дравы и нагорьем Капела, в средневековых источниках вплоть до ХVI именовали Славонией (Посавская Хорватия), а часть Далмации между нагорьем Велебит и р. Цетиной в исторической литературе принято называть Далматинской Хорватией. В географическом отношении отдельные части этих территорий существенно отличались друг от друга. Славония представляла собой обширную равнину, пересеченную несколькими небольшими возвышенностями. В Далмации преобладал ландшафт высоких и средних гор. Эта часть Хорватии резко отграничена от остальной ее земель почти непроходимым нагорьем Велебит. Такие географические особенности наложили некоторый отпечаток как на хозяйственную, так и на политическую жизнь хорватского народа, сохраняя их обособленность.

Из сообщений Константина Багрянародного известно, что у хорватов далматинского побережья первое политическое объединение (союз племен) сложилось еще в VII в. Что касается истории Посавской Хорватии или Славонии, то хорваты, населявщие эти земли в VII—VIII вв., были зависимы от аваров. После того как Карл Великий разгромил Аварский каганат на среднем Дунае, влияние державы франков достигло хорватских земель. В IХ в. Посавская и Далматинская Хорватия стали принадлежать франкам. Хорватская знать должна была помогать императору войском и регулярно слать ему дары, при этом сохраняя в своих руках непосредственное управление страной. Однако степень зависимости от франков и характер взаимоотношений с ними в Посавской Хорватии и Далмации значительно различался. Так, франки всячески поддерживали и не притесняли хорвато-далматинскую знать, не вмешиваясь в ее внутренние дела. Это объяснялось тем, что хорваты вели постоянные войны с Византией за земли, прилегающие к далматинским городам, что было выгодно франкам. К Посавской Хорватии отношение Карла Великого было иным. Здесь была оставлена значительная часть войска, началась раздача земель франкской служилой знати, которая стремилась подчинить себе жителей и обращалась с ними крайне жестоко.

Закономерным следствием такой политики явились многочисленные восстания посавских хорватов против франков. Самым мощным из них явилось восстание 819 г., которое возглавил князь Людевит Посавский (819—823). Восстание закончилось поражением. Князь далматинских хорватов Борна не только не поддержал восставших, но и выступил на стороне франков.

Франки пытались сохранить свое влияние в хорватских землях вплоть до конца 70-х гг. IX в. Истории известны имена князей посавских хорватов: Ратмир, Мутимир (около 872—882), Браслав. В этот период земли хорватов уже делились на административные единицы — жупы, которые составляли более крупную область — бановину, управляемую баном.

Создание у хорватов независимого государства протекало в сложной внешнеполитической обстановке. В IХ в. далматинские хорваты боролись против Венеции, которая укрепляла свои позиции на Адриатике. Постоянную угрозу представляла Византия, в состав которой вошли города Задар, Трогир, Сплит, Дубровник, а также прибрежные острова.

Князь далматинских хорватов Трпимир (850—876), один из наследников Борны, сумел расширить границы княжества в результате успешных военных действий против болгар. Позже один из его преемников окончательно ликвидировал зависимость хорватов от франков (878). Неудачи Византии на Востоке способствовали освобождению Хорватии от ее власти в конце IХ в.

Хорватские земли представляли большой интерес для Рима и Византии как с экономической, так и с политической точки зрения. Особую роль в их борьбе за влияние в этом регионе играло распространение христианства. По сообщениям Константина Багрянародного, начало крещения славянского населения Далмации положила Византия еще в VII в. Однако наиболее важным этапом в этом процессе было установление господства франков. Они подчинили Хорватию в церковном отношении Аквилейскому патриархату, усиленно насаждавшему новую религию. Со второй половины IХ в. в Хорватию стало проникать богослужение на славянском языке, более понятное народу. Византийский патриарх постепенно сумел вытеснить римских пастырей из хорватских земель, а в городе Нине у далматинских хорватов в IХ в. появилась самостоятельная епископия.

В период правления князя Томислава (около 910—930), после его значительных внешнеполитических успехов (удачные войны против венгров и болгар), римская курия признала его верховную власть над далматинскими городами. В итоге Хорватия, получив выход к Адриатическому морю и значительно расширив свои границы, вошла в число наиболее сильных государств на Балканах. С именем Томислава связано и превращение Хорватии в королевство. Формирование хорватского раннефеодального государства выразилось прежде всего в развитии и укреплении его политической надстройки. Все основные функции государственного управления находились в руках короля. Центром этого управления был двор-курия, во главе придворной знати стоял мажордом, по- хорватски «дед», судебные и административные функции выполнял жупан-палатин, королевскую канцелярию возглавлял придворный священник.

В административном отношении страна была разделена на жупании, управляемые жупанами, которые из выборных лиц постепенно превращались в назначаемых королем чиновников. Несколько жупаний могли быть объединены в единую территорию — бановину, во главе с баном. В Х в. Далматинская Хорватия состояла из 11 жупаний и одной бановины. Войско собиралось из дружины и отрядов феодальной знати, значительную часть военных сил составляло ополчение свободного сельского населения. Хорватия в глазах современников представлялась мощной в военном отношении державой.

В Х—ХI вв. происходила дальнейшая феодализация хорватского общества, связанная прежде всего с ростом феодальной земельной собственности. Основную массу сельского населения составляли свободные крестьяне-общинники (вилланы). Существовали и различные категории зависимых крестьян, из которых наиболее многочисленной являлись сервы. Быстрое развитие феодальных отношений было особенно характерно для Далматинской Хорватии, где наблюдался дальнейший прогресс в развитии городской жизни. Наиболее значительными были города Биоград, Нин, Книн, Шибеник, Клис. Население новых городов было этнически однородным, славянским. Оно постепенно стало преобладать над романским населением и в прежних городских центрах. Большинство далматинских городов имело автономию во внутренней жизни.

В этот же период произошли важные изменения в церковной организации Хорватского государства. На протяжении довольно длительного времени в Хорватии шла упорная борьба между латинской митрополией города Сплита и Нинской епископией, придерживавшейся греко-славянского богослужения.

В конечном итоге короли Хорватии поддержали сплитскую митрополию. На соборах 926 и 928гг. в городе Сплите было установлено первенство латинского языка над славянским в церковной и государственной жизни Хорватии. Нинская епископия была ликвидирована и в результате латынь стала вытеснять традиционную глаголицу из богослужения. Церковь Хорватии была подчинена папе римскому, минуя местную светскую или королевскую власть. Монашеский орден бенедиктинцев активно занимался монастырской жизни в Хорватии. Их центры расположились на побережье Адриатики, в г. Задар, на островах Лакроме и Млете, вблизи г.Сплита. Однако на землях континентальной Хорватии еще и в XII в. в отдельных церковных и монастырских приходах продолжались службы на родной для хорватов глаголице, хотя и следовали римской традиции.

Яркий след в средневековой истории Хорватии оставил король Петр Крешимир IV (1058—1073), получивший имя Великого. Его сила и талант дипломата позволили Хорватии, опираясь на союз с враждовавшими друг с другом Римом, Византией и Венгрией, вернуть хорватскому королевству Далмацию, острова в Адриатике и провинцию Срем, которой долгое время владели болгары. Петр Крешимир IV уже имел титул «король Хорватии и Далмации». В 1060 г. он участвовал в очередном Сплитском соборе, который установил новый порядок избрания архиепископа и запретил славянам, не знающим латинского языка, занимать церковные должности. Таким образом римская церковь окончательно утвердилась в хорватских землях.

После смерти Петра Крешимира IV Хорватия погрузилась в смуты и стала утрачивать свои позиции на Балканах. Первой от Хорватии отделилась торгово-ремесленная Далмация. Королем хорваты избрали бана Славича, правление которого было неудачным, он попал в плен к норманам.

Между тем хорваты вновь избрали королем бывшего бана Дмитрия Звонимира (1075—1089), который опирался на поддержку римской курии и должен был принять вассальную зависимость от папы. Он не противоречил Риму и проводил политику в согласии с папой Григорием VII. При содействии последнего ему удалось присоединить к Хорватии далматинские города. Однако во время междоусобицы, начавшейся стразу после смерти Звонимира, эти города вновь перешли в руки венецианцев.

После кончины Звонимира Хорватией правил сын Петра Крешимира IV Стефан II, на котором династия хорватских королей прекратилась.

В результате феодальной борьбы за власть в Хорватии возникли феодальные группировки, одна из которых была настроена провизантийски, другая (партия Владислава) ориентировалась на Венгрию. Кроме того, была партия, поддерживавшая хорватского бана Петра. Венгерский король Владислав, который был дальним родственником Звонимира, воспользовавшись междоусобной борьбой, занял всю Славонию и достиг побережья. Однако полностью подчинить Хорватию венграм помешала Византия, которая поддержала противников венгерского короля в Хорватии. Последствием похода Владислава было появление в Славонии самостоятельного Загребского епископства, основанного в 1093 г.

Между тем венгерская знать не оставляла своих претензий на хорватский престол, надеясь через хорватские земли выйти к Адриатическому морю.

В 1102 г. преемник короля Владислава Кальман двинул свои войска в Хорватию, которая оказалась в трудной ситуации стесненной со всех сторон венграми и Венецией. Хорватская знать вынуждена была пойти на переговоры с венгерским королем Кальманом. В результате заключенной с Хорватией унии, венгерский правитель одновременно занимал хорватский трон и принимал титул короля Венгрии, Хорватии и Далмации. Он обязывался предоставить ей внутреннюю самостоятельность. Это означало, что управление страной остается в руках хорватской администрации во главе с баном, который по-прежнему избирался феодалами на саборе. Власть Кальмана окончательно утвердилась во всех хорват­ских землях только в 1107 г. Образовалось Венгеро-Хорватское государство.

Хорватские земли в XII — начале XVI в. Верховная власть в хорватских землях с конца ХII в., как правило, принадлежала наследнику венгерского престола (герцогу,) что способствовало обособленности хорватских земель. Прежнее административное устройство Хорватии сохраняло должность бана, который не был полновластным правителем в стране, так как не решал вопросы внешней политики, остававшиеся в компетенции венгерского короля. Вместе с тем непосредственная власть в стране в значительной степени оставалась в руках местной знати, представителями которой были баны, жупаны и другие должностные лица.

Наиболее значительные перемены в автономном Королевстве Хорватия, Славония и Далмация произошли в связи с распространением власти венгерских королей на эти земли. Начался интенсивный процесс образования крупной земельной собственности как светских, так и духовных феодалов. Особенно это было характерно для Славонии. Венгерские короли раздавали славонские земли на условиях несения военной службы старой знати и служилым людям: представителям местного населения, иностранцам и в первую очередь венграм. К ХIV в. юридическое и экономическое положение всех категорий зависимых крестьян почти полностью уравнялось. Они находились в личной зависимости от своих феодалов и выполняли разного рода повинности и платежи (барщина, церковная десятина, денежный оброк и т. д.).

В 1222 г. венгерский король Андрей II издал закон (Золотую Буллу), по которому условная форма владения землей переходила в наследственную, а светская знать освобождалась от налогов и получала гарантии личной неприкосновенности. Саборы как сословные собрания феодальной знати начали исполнять важную роль во внутренней жизни страны.

В ХII—ХV вв. в Славонии происходил быстрый рост городов на землях, принадлежавших королю, который предоставил им многочисленные льготы и привилегии, видя в них опору в борьбе против земельных магнатов. Они были объявлены свободными королевскими городами и получали право внутреннего самоуправления. Эти городские общины не подчинялись власти жупанов, имели свои административно-судебные органы, а население освобождалось от торговых пошлин. Наиболее крупными городами в континентальной части Хорватского королевства в этот период были Градец, Вараждин, Вировитица, Крижевцы. В 1260 г. хорватская территория была разделена на две бановины — Славонию и Хорватию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.