Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Любавский, М.К. История западных славян / М.К




Любавский, М.К. История западных славян / М.К. Любавский. 3 – е изд. - М.: Парад, 2004. – 608 с.

6. Славянский сборник: Образование сербского, польского и чешского государств: исторические связи славян / авт. коллектив Ю. В. Готье [и др.]. - М.: ОГИЗ Политиздат, 1947. - 367 с.

 

Тема 5. Гуситское движение. (2 ч.)

Учебные вопросы:

1. Предпосылки гуситского движения. Ян Гус.

2. Основные этапы, направления, программы и движущие силы гуситского движения.

3. Итоги, последствия и значение гуситского движения.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о предпосылках, этапах, направлениях, программах, движущих силах, итогам гуситского движения;

знать:

· Социально – экономические, идеологические, политические, духовные, национальные предпосылки гуситского движения;

· Программы и движущие силы основных направлений движения (умеренных и таборитов);

· Содержание «четырёх пражских статей»;

· Взаимоотношения гуситской Чехии и других европейских государств (крестовые походы против гуситов);

· Итоги и международные последствия гуситского движения;

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· выполнить задания;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Предпосылки гуситского движения: социально – экономический, политический кризис в чешском обществе. В чем проявились религиозные, социальные, национальные противоречия. Расскажите о деятельности Яна Гуса. Какое влияние оказала его деятельность на формирование идеологии гуситского движения?

2. Выделите основные этапы гуситского движения: гуситская революция, гуситские войны, крестовые походы против гуситской Чехии. Охарактеризуйте основные направления гуситского движения: чашники и табориты. Проанализируйте программы каждого направления. Кто составил социальную опору гуситского движения. Принятие четырех Пражских статей и победа чашников. Расскажите о походах гуситов за пределы Чехии. Ян Жижка. Разгром таборитов и спад гуситского движения. 1471 г. Избрание нового короля.

3. Каковы итоги и последствия гуситского движения? Секуляризация церковных земель. Провозглашение национальной церкви. Усиление бюргерства. Формирование сословной монархии. Какое влияние оказало гуситское движение на формирование идеологии европейской реформации?

Доклад: Ян Гус – идеолог чешской реформации.

Задания: Заполните таблицы:

Таблица 1. «Предпосылки движения. Цели сторон"

Какие слои населения участвовали в этом движении?   Чем они были недовольны? К чему стремились?
Крестьяне    
Рыцари (мелкие и средние феодалы)    
Горожане (купцы и ремесленники)    

 

Таблица 2. «Основные направления в гуситском движении»

 

  Табориты Умеренные (чашники)
Состав    
Против каких видов гнета выступали?    
Какие цели перед собой ставили?    

 

Тесты:

1. Годы гуситского движения в Чехии

а) 1400 – 1471 гг.

б) 1430 – 1471 гг.

в) 1378 – 1471 гг.

г) 1500 – 1571 гг.

2. Радикальное крыло гуситов получило название

а) таборитов

б) утраквистов

в) чашников

г) реформаторов

3. Умеренное крыло гуситов получило название

а) таборитов

б) утраквистов

в) революционеров

г) реформаторов

4. Период церковной реформации в гуситском движении

а) 1400 – 1419 гг.

б) 1419 – 1421 гг.

в) 1421 – 1437 гг.

г) 137 – 1471 гг.

5. Итоги гуситского движения (выберите наиболее полный ответ)

а) чешская церковь получила независимость от Рима, проведена секуляризация церковных земель, признано право причащения мирян хлебом и вином, свобода богослужения, созданы условия для укрепления сословной монархии

б) признано право причащения мирян хлебом и вином

в) чешская церковь получила независимость от Рима, проведена секуляризация церковных земель, признано право причащения мирян хлебом и вином, ликвидирована королевская власть

г) чешская церковь получила независимость от Рима, признано право причащения мирян хлебом и вином, ликвидирована королевская власть

6. Четыре Пражские статьи, выдвигаемые гуситами, предполагали

а) гарантии причащения мирян из чаши, свободу богослужения, секуляризацию церковного имущества, признание установившегося в городах порядка

б) гарантии причащения мирян из чаши, свободу богослужения, секуляризацию церковного имущества, признание независимости чешской церкви от Рима

в) гарантии причащения мирян из чаши, секуляризацию церковного имущества, признание независимости чешской церкви от Рима, изгнание немецкого населения из чешских земель

г) изгнание немецкого населения из чешских земель, перераспределение земли в пользу низшей шляхты, сокращение феодальных повинностей крестьян, лишение феодальной аристократии права выбора короля

7. Социальной базой утраквистов в гуситском движении были

а) феодалы, бюргерство, университетские магистры

б) патрициат, духовенство, феодалы

в) городские низы, крестьянство

г) крестьянство, городские низы, бюргерство

8. Одной из предпосылок гуситского движения в чешских землях было

а) существование межэтнических противоречий между чешским и немецким населением

б) деятельность Яна Гуса

в) крестовые походы

г) желание чешских королей усилить свою власть.

9. Группа гуситов, которую составляли зажиточные мастера, торговцы и средние феодалы называлась:

а) табориты

б) неумеренные

в) умеренные.

10. Группа гуситов, которую составляли беднейшие слои населения:

а) табориты

б) неумеренные

в) умеренные.

Литература:

1. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий / Сост. и вер. Л.П.Лаптева. - М.: Изд-во Моск. Унта, 1992. - 95 с.

2. Иванов, Ю.Ф. Гуситское движение в русской историографии / Ю.Ф. Иванов // Вопросы истории. - 1973. - №9. С. 52 - 63

3. Лаптева, Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. / Л.П. Лаптева. - М.: Издательство Московского университета, 1990. – 95 с.

4. Рубцов, Б.Т. Гуситские войны / Б.Т. Рубцов. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 324 c.

5. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. Рязань: Александрия, 2009.—304 с.

6. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Мн.: Издательство: Минск: Университетское, 1987. – Т.1. – С.183-193.

7. Краткая история Чехословакии. – М.: Наука, 1988. – С. 66 – 96.

8. Лаптева, Л.П. Русская историография гуситского движения (40-е годы ХIХ в. – 1917 г.) / Л.П. Лаптева. – М.: Издательство Московского университета, 1978. – 339 с.

9. Флоря, Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. Эпоха средневековья / Б.Н. Фроля. – М.: ИСБ, 1992. 158 с.

Тема 6. Чешские земли в составе монархии Габсбургов. Социально – экономическое и политическое развитие. XVI – XVIII вв. (2 ч.)

Учебные вопросы:

1. Возникновение монархии Габсбургов и социально – политическое положение чешских земель в 1526 – 1620 гг. Сословное восстание 1618 – 1620 гг.

2. Чешские земли в период Тридцатилетней войны. Контрреформация.

3. Социально – экономическое и политическое развитие чешских земель в 1648 – 1780 гг.

4. Реформы Марии Терезии и Иосифа II, их влияние на развитие чешских земель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.