Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Тема 4. Болгария в межвоенный период (2 ч.)




Тема 4. Болгария в межвоенный период (2 ч.).

Учебные вопросы:

4. Социально – экономическое развитие.

5. Политическое развитие.

6. Болгария в системе международных отношениях.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных тенденциях развития Болгарии в межвоенный период;

знать:

· Последствия первой мировой войны, ключевые проблемы и задачи межвоенного периода;

· Особенности социально – экономического и политического развития;

· Характер и специфику развития политической системы и общества;

· Основные аспекты участия государства в системе международных отношений;

· Итоги межвоенного двадцатилетия.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Общий кризис 1918—1919 гг. Политические партии и их программы послевоенного развития. Коалиционные правительства. Правительства БЗНС и программа социально-экономических реформ Александра Стамболийского. Правление аграристов (1919—1923). Формирование Конституционного блока, его борьба с политикой БЗНС. Народный сговор. Государственный переворот 9 июня 1923 г. Болгария в годы режима Демократического сговора и правления Народного блока (1923—1934). Политика кабинета Александра Цанкова. Сентябрьское восстание 1923 г. Закон о защите государства. Правительство Андрея Ляпчева. Эволюция от авторитарного правления к парламентаризму. Союз “Звено”. Майский переворот 1934г. Кимон Георгиев. Попытка реформирования государственно-политической системы. Личный режим царя Бориса III Кобурга. Нарастание политического противостояния в обществе. Формирование политической оппозиции. Конституционный блок 1938г. Эволюция внешнеэкономической ориентации. Болгария в 1935—1939 гг. Внутренняя политика Георгия Кьосейванова, реорганизация его правительственных кабинетов. Оформление беспартийной системы. Центристская коалиция (“пятерка”). Политическая по­ляризация. Народное социальное движение. Болгарская компартия (тесных социалистов). Борьба за создание Народного фронта.

2. Основные задачи социально – экономического развития страны в межвоенный период. Аграрная реформа. Картелизация в промышленности. Положение рабочих и их забастовочное движение. Подъем экономики во второй половине 20-х годов. Правительства Народного блока. Экономический кризис начала 30-х годов и его особенности. Экономическое положение. Подъем стачечной борьбы. Основные итоги социального – экономического развития. Нерешённые проблемы: причины, последствия.

3. Болгарский вопрос на Парижской мирной конференции. Нёйиский мирный договор 27 ноября 1919 г. Выход из международной изоляции. Региональная политика Болгарии на Балканах. Македонский вопрос как внешнеполитический фактор. Нишское соглашение 1923 г. с Королевством СХС. Болгаро-греческий вооруженный конфликт 1925 г. Политика лавирования на международной арене. Проблема репарационных платежей и сближение с Германией в начале 30-х гг. Болгария и Балканская Антанта. Салоникское соглашение 1938 г. Нормализация болгаро-югославских отношений. Русская эмиграция в Болгарии.

Тесты:

1. Годы правления аграристов в Болгарии

а) 1923 – 1931 гг.

б) 1919 – 1923 гг.

в) 1931 – 1935 гг.

г) 1935 – 1939 гг.

2. Годы существования личного режима Бориса III в Болгарии

а) 1923 – 1931 гг.

б) 1919 – 1923 гг.

в) 1931 – 1935 гг.

г) 1935 – 1939 гг.

3. Для правления аграристов в Болгарии в межвоенный период характерно

а) проведение аграрной реформы, введение всеобщей трудовой мобилизации, принятие закона о консорциуме

б) преобладание военных в правительстве, чистки в государственно аппарате

в) укрепление режима личной власти монарха

г) упрочение позиций демократических сил, преодоление последствий мирового экономического

4. Для правления «демократического сговора» в Болгарии в межвоенный период характерно

а) проведение аграрной реформы, введение всеобщей трудовой мобилизации, принятие закона о консорциуме

б) преобладание военных в правительстве, чистки в государственно аппарате, запрет деятельности БКП

в) укрепление режима личной власти монарха

г) упрочение позиций демократических сил, преодоление последствий мирового экономического

5. Правление «народного блока» в Болгарии

а) 1923 – 1931 гг.

б) 1919 – 1923 гг.

в) 1931 – 1934 гг.

г) 1935 – 1939 гг.

6. Для правления «народного блока» в Болгарии в межвоенный период характерно

а) проведение аграрной реформы, введение всеобщей трудовой мобилизации, принятие закона о консорциуме

б) преобладание военных в правительстве, чистки в государственно аппарате, запрет деятельности БКП

в) укрепление режима личной власти монарха

г) упрочение позиций демократических сил и БЗНС, преодоление последствий мирового экономического

7. Последствиями государственного переворота 19 мая 1934 г. в Болгарии было

а) приостановлена Тырновская конституция, распущен парламент, роспуск всех партий, политических и общественных организаций

б) укрепление режима личной власти монарха

в) проведение аграрной реформы, введение всеобщей трудовой мобилизации, принятие закона о консорциуме

г) упрочение позиций демократических сил и БЗНС, преодоление последствий мирового экономического

8. Главная задача внешней политики Болгарии после Первой мировой войны

а) выход из международной изоляции

б) установление дипломатических отношений с СССР

в) урегулирование территориального конфликта с Грецией

г) урегулирование территориального конфликта с Югославией

9. Во второй половине 30 – гг. XX в. в своей внешней политике Болгария придерживалась:

а) балансирования между Германией и западными демократиями

б) ориентации на Германию

в) ориентации на СССР

г) нейтралитета, не заключая договоры о союзе ни с одной из стран Европы

10. Самой влиятельной партией в межвоенной Болгарии бал (а)

а) Болгарский земледельческий народный союз

б) Болгарская рабочая социал-демократическая партия

в) Болгарская коммунистическая партия

г) Прогрессивно – либеральная партия

11. Что объединяет имена А.Стамболийский, А. Ляпичев, А. Цанков?

а) они возглавляли правительства в Болгарии в межвоенный период

б) они возглавляли правительства в Югославаии в межвоенный период

в) они возглавляли правительства в Чехословакии в межвоенный период

г) они возглавляли правительства в Польше в межвоенный период

12. Что не является чертами развития сельского хозяйства в Болгарии в межвоенный период?

а) переориентация сельскохозяйственного производства с производства зерновых культур на технические

б) низкий уровень технического оснащения сельского хозяйства

в) проведение аграрной реформы

г) развитие фермерского предпринимательства

13. Что не является чертами развития промышленности в Болгарии в межвоенный период?

а) большая роль ремесленного производства

б) преобладающее развитие отраслей легкой промышленности

в) медленные темпы развития промышленности

г) завершение индустриализации

14.Закон о консорциуме, принятый в 1919 г. в Болгарии, предполагал

а) передачу монополии на экспорт зерна и зернопродуктов специальному государственному институту (консорциуму)

б) запрет на создание монополистических объединений (консорциумов) по производству и реализации сельскохозяйственной продукции

в) запрет на создание монополистических объединений (консорциумов) по производству и реализации промышленной продукции

г) передачу монополии на экспорт отечественной продукции (промышленной и сельскохозяйственной) специальному государственному институту (консорциуму)

15. Аграрная реформа, проводимая в Болгарии с 1921 г., предусматривала

а) полную ликвидацию помещичьей земельной собственности

б) отмену личной зависимости крестьян

в) изъятие за компенсацию излишков земельных владений сверх обрабатываемой площади и перераспределение земель среди малоземельного крестьянства

г) национализацию всей земельной собственности

Литература:

1. Болгария в ХХ веке: Очерки политической истории. - М.: Наука, 2003. – 463 с.

2. Волков В.К. Мюнхенский сговор и балканские страны. – М.: Наука, 1978. – 327 с.

3. Гришина, Р.П. Сентябрьское восстание 1923 г. в Болгарии в свете новых документов / Р.П. Гришина // Новая и новейшая история. – 1996. – № 5. – С. 109 – 123; № 6. – С. 136 – 151.

4. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века / под ред. А. В. Фадеева. - М.: Профиздат, 1997. - 349 с.

5. Сальков, А.П. Территориальная проблема в болгаро-югославских отношениях. 1919 – 1939 гг. / А.П. Сальков // Вопросы истории. – 2008. - №5. – С. 46- 63.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.