Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучив данную тему, студент должен:




Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных тенденциях развития Польши во второй половине 40 – х – 80 –е годы XX в.;

знать:

· Особенности социального – экономического и политического развития в рассматриваемый период;

· Характер и специфику социалистической модернизации;

· Особенности социалистического развития Польши;

· Причины, движущие силы, идеологию оппозиционного движения, причины кризиса системы социализма.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Начало модернизации экономики. Шестилетний план. Индустриализация, коллективизация. Реформы конца 50 – х годов. Торможение реформ в 60 - е гг. Социальные конфликты. Рост забастовочного развития. Программа нового руководства. Э. Герек. Экономическая политика. «Пропаганда успеха». Причины неудач реформирования экономики и высокой социальной напряженности в обществе.

2. Политические партии и программы 1945 – 1948 гг. Дискуссии о «польском пути к социализму». Референдум 1946 г. и выборы в сейм 1947 г. Ликвидация оппозиции. 1948 год в Польше. «Холодная война» и польская версия сталинизма. Конституция ПНР 1952 г. Отношения государства с католической церковью. Кризис 1956г. Международная и внутренняя обусловленность перемен. События в Познани в июне 1956 г. «Польский октябрь». VIII пленум ПОРП. Критика культа личности. Соглашение с церковью. Мартовские события 1968 г. Договор с ФРГ. Декабрь 1970 г. Кризис. События 1976 г. – кризис власти и развитие организованной оппозиции. Изменения в Конституции. Административные преобразования. Причины кризиса политической системы.

3. Рабочее движение в 1980г. Гданьско – Щецинские соглашения и регистрация «Солидарности». Л.Валенса. Новое руководство ПОРП. С.Каня. В.Ярузельский. Внутриполитическое и международное положение Польши в 1981 г. Введение военного положения. Попытки экономических реформ и их неудачи. Власть, оппозиция, церковь и общество. «Перестройка» в СССР, советско-американский диалог и Польша. «Круглый стол». Выборы 1989 г. Причины и последствия краха системы социализма в Польше.

Доклады:

1. Движение Солидарность: идеология и политическая практика.

2. Л. Валенса: от лидера оппозиции до президента страны.

Тесты:

1. Что не являлось задачами нового курса, утвердившегося в Польше во второй половине 40 –х годов XX в?

а) установление диктатуры пролетариата

б) форсированная индустриализация

в) коллективизация сельского хозяйства

г) сохранение элементов рынка при переходе к социалистической экономике

2. Тоталитарная система в Польше была закреплена

а) конституцией 1952 г.

б) решением ПОРП в 1950 г.

в) конституцией 1977 г.

г) решением ПОРП в 1945 г.

3. Концепция строительства социализма, сформулированная польским лидером В. Гомулкой в середине 60 –х годов XX в., предполагала

а) проведение аграрной реформы (роспуск большинства кооперативов, развитие единоличного крестьянского хозяйства), нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления

б) форсирование темпов индустриализации и коллективизации сельского хозяйства

в) переход к однопартийной системе

г) проведение аграрной реформы (роспуск большинства кооперативов, развитие единоличного крестьянского хозяйства), разрыв отношений с католической церковью, ликвидацию рабочего самоуправления

4. Что было поводом для активизации забастовочного движения в Польше в 60 – 80 –е годы XX в.?

а) повышение цен на большинство товаров и продуктов питания

б) массовые увольнения рабочих

в) рост безработицы

г) лишение рабочих политических прав

5. Для экономического развития Польши во второй половине 40 –х - 80 – е годы XX в. было характерно

а) постоянные кризисы

б) устойчивый экономический рост

в) застой, стагнация производства

г) перевес производства товаров широкого потребления над производством средств производства

6. Для социальной ситуации в Польше во второй половине 40 –х - 80 – е годы XX в. было характерно

а) социальная нестабильность, массовые забастовки рабочих и выступления студенчества

б) социальная стабильность

в) социальная нестабильность, массовые выступления представителей некатолической церкви

г) рост численности буржуазии

7. Для политической жизни Польши во второй половине 40 –х - 80 – е годы XX в. было характерно

а) политическая борьба в руководстве, неспособность польского руководства разработать эффективную программу с целью стабилизации экономики и снижения социальной активности населения

б) стабильность власти, устойчивость социалистического режима

в) борьба различных партий за лидерство

г) формирование коалиций из представителей различных партий

8. Дата регистрации независимого самоуправляющегося профсоюза «Солидарность» в Польше

а) 1980 г.

б) 1985 г.

в) 1979 г.

г) 1976 г.

9. Лидером профсоюза «Солидарность» в Польше был

а) Л. Валенса

б) В. Ярузельский

в) В. Гомулка

г) А. Квасьневский

10. Концепция «саморегулирующейся революции», выдвинутая движением «Солидарность» в Польше в 80 – е годы XX в., предполагала

а) оставаясь участников Восточного блока, Польша должна стремиться к внутренним преобразованиям: плюрализму, созданию независимых от ПОРП общественных и государственных институтов

б) Польша должна выйти из Восточного блока и стремиться к внутренним преобразованиям: плюрализму, созданию независимых от ПОРП общественных и государственных институтов

в) немедленное проведение революции и отказ от социалистической модели развития

г) Польша должна выйти из Восточного блока, разорвать отношения с СССР и стремиться интегрироваться в НАТО

11. Введение военного положения в Польше в 1981 г. предполагало

а) аресты оппозиционеров, запрет деятельности всех политических партий, общественных организаций, профсоюзов

б) разрыв дипломатических отношений с СССР

в) разрыв дипломатических отношений со странами Запада

г) проведение «круглого стола» с пердставителями оппозиции

12. После введения военного положения в Польше в 1981 г. вся полнота власти передавалась

а) Военному совету национального спасения во главе с В. Ярузельским

б) Государственному совету

в) секретариату ЦК ПОРП

г) Всепольскому согласительному комитету «Солидарности» во главе с Л. Валенсой

13. Национальный «круглый стол» проходил в Польше

а) в феврале – апреле 1989 г.

б) в феврале – апреле 1988 г.

в) в феврале – апреле 1980 г.

г) в феврале – апреле 1982 г.

14. В работе «круглого стола» в Польше в 1989 г. принимали участие (выберите наиболее полный вариант ответа)

а) представители «Солидарности», правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов, епископата

б) представители «Солидарсности» и правительства

в) представители «Солидарсности», ПОРП и правительства

г) представители правительства, ПОРП и епископата

15. Решениями «круглого стола» в Польше было

а) решение о проведение досрочных парламентских выборов, введение поста президента, создание сената

б) разрыв дипломатических отношений с СССР

в) выработка концепции «саморегулирующейся революции»

г) решение о начале процедуры вхождения Польши в НАТО

Литература:

1. Бухарин, Н.И. Владислав Гомулка: на поворотах истории / Н.И. Бухарин, И.С. Яюборовская // Новая и новейшая история. – 2011. - №4. С. 146 – 168.

2. Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа. Вторая половина XX века / Отв. ред. Э.Г. Задорожнюк; Ин – т славяноведения РАН. – М.: Наука, 2006. – 442 с.

3. Воронков, В.И. События 1980 – 1981 гг. в Польше. Взгляд со стороны площади / В.И. Воронков // Вопросы истории. - 1995.- №10. - С. 92 – 121.

4. Восточная Европа в документах российских архивов, 1944-1953 гг. / Редкол.: Мурашко Г.П. (отв. ред.) и др.; Ин-т славяноведения и балканистики РАН и др. — М.; Новосибирск: ИСБ РАН: Сиб. хронограф, 1997. — 985 с.

5. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века / под ред. А. В. Фадеева. - М.: Профиздат, 1997. - 349 с.

6. Москва и Восточная Европа: Становление политических режимов советского типа: 1949-1953: Очерки истории / Т. В. Волокитина [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2002. - 686 с.

7. Мурашко, Г.П. Создание соцлагеря / Г.П. Мурашко, Т.В. Волокитина, А.Ф. Носкова // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. Т. 2. Апогей и крах сталинизма / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Российск. гос. ун-т. 1997. С. 7-53.

8. Орехов, А.М. Польское направление международной политики СССР в 1956 г. / А. М. Орехов // Славяноведение. – 2009. - №3. – С. 27 - 43.

9. Орлик, И.И. Восточная Европа в документах российских архивов 1944 – 1953 гг. / И.И. Орлик // Новая и новейшая история. - 1999. - №5. - С. 183 – 200.

10. Сальков, А. П. Национально-территориальные конфликты в центральной и юго-восточной Европе (1938 – 1949 гг.) в новейших публикациях архивных документов / А. П. Сальков // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны. Вып. 2/ Рэдкал.: С. М. Ходзін (адказ. рэд.) і інш. – Мн.: БДУ, 2005. – С. 207–221.

11. Советский фактор в Восточной Европе: 1944-1955: документы. В 2 т. Т. 2. 1949-1953 / редкол. тома: Т. В. Волокитина [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2002. - 927 с.

12. Тымовский, М. История Польши / М. Тымовский, Ян Кеневич, Ежи Хольцер / Пер. с польского. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 544 с.

13. Центрально – Восточная Европа во второй половине ХХ века // Новая и новейшая история. - 2003. - №1. С. 3 – 17.

14. Яжборовская, И.С. Введение военного положения в Польше. Позиция советского руководства (1980 - 1981гг.) / И.С. Яжборовская // Новая и новейшая история. – 2010. - №3. С. 120 – 142.

15. Яжборовская, И.С. Страны «реального социализма» Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в. / И.С. Яжборовская // Вопросы истории. – 2008. - №10. С. 114 – 127.

16. Ярузельский, В. Можно ли было избежать введения военного положения в Польше в 1981 году? / В. Ярузельский // Новая и новейшая история. – 2008. - №4. С. 100 – 121.

Тема 3. Чехословакия во второй половине 40 –х – 80 – е годы ХХ века (2 ч.)

Учебные вопросы:

1. Чехословакия в 1944 – 1948 гг.: восстановление государственности.

2. Социально – экономическое развитие Чехословакии во второй половине 40 –х – 80 – е годы ХХ века.

3. Политическое развитие Чехословакии во второй половине 40 –х – 80 – е годы ХХ века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.