Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль религии в формировании культуры общества




В течение длительного времени роль религии в формировании духовной культуры была приоритетной. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

1) совершенствование самого человека или формирование духовной культуры является главной целью всех религий.

2) особенность религии заключается в том, что духовные учения, лежащие в основе различных религий, были получены из Высшего Источника. Пророки являлись, как правило, лишь «каналами» для передачи необходимой информации человечеству. История возникновения самых разных религий всегда описывает, как тот или иной пророк общается с Богом или Богами и выполняет их волю. Этим религия отличается от науки и искусства, которые являются плодом деятельности исключительно человека. Именно это обстоятельство придает особую значимость религии, т.к. через учения пророков человечеству дается «опережающая» информация, которая сразу воспринимается с большим трудом и на освоение которой человечеству нужны века. Поэтому все известные нам сегодня религии – и буддизм, и христианство, и ислам были отвергнуты современниками и получили признание спустя века.

 

Каким образом религия формирует духовную культуру человека? В религии всегда использовались два универсальных метода:

- теоретическое объяснение, результатом которого должно стать формирование правильного мировоззрения;

- практическое применение полученных знаний, результатом которого должно стать умение управлять своим внутренним миром.

 

Формирование мировоззрения.

Формирование правильного, т.е. соответствующего реальности, мировоззрения – первое условие развития духовной культуры человека. Невозможно эффективно управлять собой и развивать свои внутренние способности, если представления о себе изначально не соответствуют реальности.

Специфика религии заключается в том, что она объясняет, как устроен мир и человек с учетом тех аспектов реальности, которые человек не может воспринимать в своем обычном состоянии. В этом и заключается «опережающий» характер религиозной информации. Она дает более широкое представление о реальности, чем способен воспринимать обычный человек, и с учетом этого объясняет, что представляет собой сам человек и как он должен развиваться.

Если мы отвлечемся от частных отличий различных религиозных учений друг от друга, то можно увидеть весьма целостную и органично взаимосвязанную картину мира, в которой ясно определено место человека, цель и смысл его жизни.

Кратко сформулируем основные положения религиозной картины мира:

· мир, в котором мы живем, возник не случайно. Причина возникновения мироздания имеет совершенную и разумную природу и недоступна для познания человека. Однако человек может познавать ее через сотворенные ею создания, через понимание высокой сложности, организованности, порядка и гармонии нашей Вселенной.

· для того чтобы создать наш мир, эта Причина создает помощников или посредников, представляющих собой некие абстрактные принципы, силы или высших разумных существ, богов, которые непосредственно осуществляют творение Вселенной и жизни в ней. Это представление вводит принцип Иерархии мироздания, согласно которому человек лишь одно из разумных существ во Вселенной, причем не самое высокоразвитое, и поэтому должен с уважением и вниманием относится к знаниям, идущим из Высшего Источника;

· Вселенная – это очень сложная система, состоящая не только из нашего, доступного восприятию человека, мира. Она состоит из разных видов материи, как вещественных, так и невещественных. Другие виды материи образуют другие миры с другими характеристиками и с другими, населяющими их, формами жизни. Чаще всего, их называют духовными мирами или одним духовным миром. Следовательно, наш мир и известные нам формы жизни не единственные во Вселенной. Тот факт, что они недоступны для восприятия человека, не является основанием для утверждения их полного отсутствия;

· жизнь есть соединение материальной формы с духовным принципом, который только и может дать форме необходимую силу жизни. Именно поэтому с точки зрения многих религиозных учений все материальные формы во Вселенной являются живыми, несмотря на то, что движение и изменение многих из них незаметно для человека. Это движение может осуществляться слишком медленно (минеральное царство) или слишком быстро (мир духовных сущностей). Однако неспособность человека заметить это движение не свидетельствует о том, что оно вообще отсутствует;

· развитие жизни во Вселенной осуществляется циклически, т.е. состоит из этапов или стадий, в течение которых существуют благоприятные условия для тех или иных форм жизни, благодаря которым они благоденствуют и постепенно эволюционируют. По истечении определенного времени условия изменяются, причем часто быстро и неожиданно, что приводит к гибели порой вообще всего живого. Завершение каждого цикла имеет большой духовный смысл. Это, своего рода, проверка того, что было достигнуто за прошедшее время. Многие религиозные учения считают, что завершение цикла не является завершением жизни вообще. Каждый раз жизнь возрождается вновь, в новых условиях и в новых формах, приспособленных к ним;

· сущность человека бессмертна, совершенна и, чаще всего, называется духом. Это «божественная искра», которая оживляет тело человека, с точки зрения многих учений, тождественна духовной сущности любой другой формы жизни. Человек – одно из многих созданий, оживленных божественным духом, и отличается от них лишь степенью его проявления. Помимо физической, вещественной природы человек обладает невидимой, невещественной природой, которая достаточно сложна и содержит ряд посредников между духом и телом. Вне зависимости от количества этих посредников (одна душа или много «тонких тел» или принципов), все религии согласны в том, что человек представляет собой целостное существо, содержащее одновременно и самое высшее, божественное, и самое низшее, животное, начала;

· главная задача пребывания человека в нашем мире заключается в том, что человек должен научиться управлять своими мыслями, чувствами, желаниями, и волей. Все религии утверждают, что в пределе своего развития человек должен стать богоподобен, т.е. не только управлять собой, но и направлять свои способности на служение Общему Благу. В этом и будет заключаться проявление Духа в человеке и его господство над телом, чувствами и разумом.

· важное место в религиозной картине мира занимает смерть. Все религии утверждают, что пребывание души человека на земле временно. Рано или поздно душа расстается с инструментом своей деятельности – физическим телом и отправляется туда, откуда она и пришла в наш мир. Момент разделения души и тела и есть смерть человека. Это важный момент в духовном развитии человека, т.к. означает завершение определенного этапа в этом развитии.

Таким образом, религиозное мировоззрение определяет длительную перспективу существования человека, выводя ее за пределы данной жизни. Это позволяет ему правильно определить жизненные ценности и приоритеты, понять, что действительно важно в этой жизни и от чего будет зависеть дальнейшая судьба его души, отбросить несущественное и сосредоточиться на главном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.