Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Насилие и конфликт




Одной из наиболее, актуальных тем в конфликтологии является проблема насилия. В основе насилия лежат стремления одних людей к господству и доминированию над другими, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть.

 

3.6.1. Конфликты: условия и средства проявления агрессии и насилия

 

Следствием насилия могут быть физические и психические травмы (побои, увечья, убийства, горе, страх, унижение достоинства, стрессы и. т. д.)

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком — под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Итак, что же такое насилие? Существует множество понятий насилия, которые разрабатываются многими исследователями. Это относится к представителям психологической теории агрессии, этики, уголовного права, теории государства, многочисленных философских произведений. Психологи трактуют насилие как беспричинную, импульсивную, иррациональную, неумеренную агрессию.

Определения подобного рода, несомненно, являются неполными и спорными: они зачастую различны, не охватывают содержание понятия во всей его полноте. Они скорее идентифицируют конкретный вид насилия, который необходимо понять и признать как факт.

Правоведы и политологи понимают насилие в основном как государственное действие (опирающееся на право и ограниченное правом) и как действие, направленное на намеренное нанесение ущерба. Насилие всегда связано со специфическими средствами, представляющими прямую или косвенную угрозу жизни, предназначенные для ее разрушения или уничтожения. Очень часто понятие «насилие» идентифицируется с понятием «агрессия». Агрессия – насильственные захватнические действия. Агрессия (от лат. преступать барьер или ступень) рассматривается как формы поведения и как психическое состояние. Как формы поведения агрессия представляет из себя мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила поведения, наносящее вред, причиняющие боль и страдания людям.

Как психическое состояние агрессия это сложное явление, состоящее из трех компонентов:

1) познавательный (когнитивный) – выбираем средство, планируем, определяем объект;

2) эмоциональный - гнев вызывает агрессию или агрессия доводит до состояния гнева;

3) волевой – включает в себя поведенческий компонент.

Часто с понятием агрессия используется понятие «агрессивности». Агрессивность есть свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект - субъектных отношений. Возможна агрессивность по отношению к неодушевленным предметам, лежащая в основе бытового вандализма и агрессивность, направленная на самого себя. Агрессивность – это приобретенное качество личности, является продуктом социализации. Она основана на биологических адаптивных механизмах, общих у человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, вид темперамента, особенности гормонального статуса и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этой черты личности, но не являются определяющими факторами.

Агрессивность включает в себя две стороны: как форма поведения и как эмоциональное состояние.

Будучи структурным элементом личности, агрессивность имеет собственные параметры и взаимодействует с другими ее компонентами. Качественное своеобразие агрессивности проявляется в различной степени ее враждебности: от почти полного отсутствия (атрофии) до предельного развития (гипертрофии). Чрезмерное развитие агрессии определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жесткости. Именно эти свойства агрессии сформировали у ряда педагогов, деятелей управления, сотрудников органов общественного порядка крайне негативное отношение к этому качеству личности, с любыми проявлениями которого нужно, по их мнению, беспощадно бороться.

Однако наличие агрессивности еще не делает личность социально опасной. Существуют одобряемые обществом формы агрессии.Это может быть: одного человека осуждают за хулиганство, а другой получает медаль в первенстве по боксу за один и тот же «набор» действий. Это свойство человеческой психики является необходимым в сознательной деятельности. Энергия агрессии, ориентированная в созидательном направлении, порождает действия, выходящие за рамки обычных возможностей человека. Потребности общественной практики и реализация индивидуальной субъектности нуждаются в качестве, позволяющем индивиду преодолевать и разрушать препятствия на пути к достижению цели. Таким качеством и является агрессия. В ограниченном диапазоне это социально-необходимое качество личности. Отсутствие его приводит к податливости, конформности, неспособности занять активную жизненную позицию. Правильную социальную оценку агрессии можно дать, только учитывая направленность личности и осуществляемую ею деятельность.

Враждебность – более узкий термин о направленности состояния.

При поиске эффективных методов разрешения той или иной конфликтной проблемы, прежде всего, необходимо выявить причины, источник, условия ее возникновения. Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многочисленных теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы. Таким образом, происходит развитие знаний по проблеме насилия, агрессии.

Существуют основные теоретические подходы исследования агрессии:

Этологический (биологический ) подход. Итальянский врач Ц. Ломброзо считается основоположником биологического направления. Сторонники данного направления полагают, что причины проявления насилия заключены в физиологических особенностях человека. Одной из разновидностей биологического направления стала концепция, утверждающая, что только наличие патологических медицинских отклонений у человека объясняет его агрессивность, склонность к насильственным действиям в поведении при решении жизненных проблем. Однако не все, кто совершает насилие, имеют патологические отклонения. Многие из них являются практически здоровыми людьми, хотя в момент агрессивных действий были в неадекватном психологическом состоянии. Ц. Ломброзо, его последователь У. Шелдон связывают склонность к насилию с особым типом телосложения, наличием специфических внешних данных. Ряд американских исследователей выявили наличие взаимосвязи между высоким уровнем сексуальной активности и склонностью к агрессивным, насильственным действиям.

Значительное влияние на понимание причин, условий проявления агрессии, насилия оказали исследования К. Лоренца. В работе «Агрессия» (так называемое «зло») он доказывает, что агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К. Лоренц пишет: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти»,— это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично — хотя не столь драматично — обстоит дело и с другими инстинктами».

К. Лоренц также предлагает средства для уменьшения проявления агрессивности. «Проповедь смирения», по его мнению, должна создать для этого новые предпосылки иустранить определенное воздействие, внутреннее сопротивление, мешающее многим людям увидеть самих себя как частицу Вселенной. Человек должен признать, что его поведение подчинено природе.

Положения К. Лоренца приобрели широкую популярность. Но понимание агрессии как инстинкта неизбежно приводит к выводу, что необходимо смириться с ее проявлением. Она при таком подходе полностью оправдана и с человека снята ответственность за ее проявление. Подобное объяснение не могло удовлетворить многих психологов, социологов, философов, практических работников, которые имели достаточно фактов, не поддающихся объяснению с точки зрения концепции К. Лоренца.

Психолого – аналитический подход. Основоположник З. Фрейд. Психологический подход рассматривает причины проявления насилия как следствие неадекватной психологической адаптации к социальным условиям, как свойства самой личности, ее психики. З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие постоянного противоречия между инстинктами (прежде всего, сексуальным) и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе и в форме агрессии, насилия. Насилие человек совершает и по отношению к себе самому и по отношению к другим, к внешнему миру. В аспекте его концепции Я, сверх-Я насилие является результатом конфликта между Я и сверх-Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего.

Если внутреннее насилие приобретает форму мазохизма, то внешнее может проявить себя в виде садизма. З. Фрейд писал: «Классические наблюдения побудили нас в свое время сделать вывод, что дополняющее садизм частное влечение мазохизма следует понимать, как обращение садизма на собственное Я. Перенесение излечения объекта на Я принципиально ничем не отличается от перенесения с Я на объект, о котором возникает как бы новый вопрос». В работе «По ту сторону удовольствия» З. Фрейд, рассматривая коренную противоположность между влечением к жизни и смерти, отмечает, что сама любовь к объекту свидетельствует о наличии полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Согласно З. Фрейду влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную).

Фрейд писал, что в обществе не избежать насильственного разрешения конфликта интересов. В статье «Почему война?» он отмечал, что общество воедино связывают две вещи: насильственное принуждение и эмоциональные связи между членами общества — технически именуемыми идентификациями. Разделяя учение об инстинкте, он подчеркивал: «Мы полагаем, что человеческие влечения бывают только двух родов. Либо те, что направлены на сохранение и объединение: мы называем их эротическими — в том смысле, в каком Эрос понимается в платоновском «Пире» — или сексуальными влечениями, сознательно расширяя широко известное понятие «сексуальность». Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии или инстинкту деструктивности». Один инстинкт столь же необходим, как и другой.

Э. Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип —жажда крови. Э. Фромм особое внимание уделил анализу такого явления, как садизм. Он отмечал, что желание причинить боль другому человеку не является существенным в садизме. Он подчеркивал: «Все его различные формы (садизма), которые мы можем наблюдать, выявляют существенный импульс полностью подчинить другого человека своей власти, сделать его беспомощным объектом собственной воли, стать его богом и иметь возможность сделать сним что угодно. Унизить его, поработить — лишь средства достижения этой цели, и самая радикальная Цель — заставить его страдать, ибо нет большей власти над человеком, чем принуждать его терпетьстрадания и чтобы он не мог защищаться против этого. Радость полного господства над другим человеком (или другой живой тварью) собственно и есть суть садистского побуждения». И далее он отмечает, что цель садизма — сделать человека вещью, превратить живое в нечто неживое, так как живое через полное и абсолютное подчинение теряет существенное свойство жизни — свободу. Человек использует свою силу разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое, тогда насилие превращается в компенсаторское. Компенсаторское насилие является результатом искалеченной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия, согласно Э. Фромму — увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил.

Разочарование в вере, любви, добре делает человека циником и разрушителем. Разочарование ведет к ненависти к жизни. Насилие из мести свойственно как отдельным индивидам, так и примитивным и цивилизованным группам. Зрелый человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем слабый, невротик. Для последних, месть стала восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения и восстановлением идентичности. Э. Фромм также показывает связь между интенсивностью чувства мести и экономическим и культурным обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет иную суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано не на реальной данности, а на манипуляциях. Недостаточная независимость мышления и чувствования приводит к политическим спекуляциям.

Отмечая, что фрустрация потребностей и желаний является обычным явлением в обществе, Э. Фромм объясняет, что агрессия и насилие постоянно возникают и, так или иначе, проявляют себя. Э. Фромм проблему насилия взаимосвязывает с вопросом о социальном характеречеловека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

К. Г. Юнг объясняет причины проявления агрессивности и насилия в соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Он писал: «Как и Фрейд, я уделил особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному, как наши пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все то, что несовместимо с сознанием индивида. Для меня бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру». Агрессия, насилие во многом объясняются, по мнению К. Г. Юнга, действием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной — тенью — неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.

Л. Берковец в работе «Агрессия (социально-психологический анализ)» показывает влияние социально-психологических параметров, т. е. социального окружения, взаимоотношений с другими социальными субъектами и т. д. на проявление агрессивности в действиях человека.

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показывает взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности. Человек, подверженный состоянию «движения против людей», склонен к конфликтности, проявлению агрессивности и насилия. Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида.

Фрустрационный подход. Основоположник Дж. Доллард. Наибольшую популярность среди теорий этого направления получила концепция Дж. Долларда, основной вывод которой: «агрессия всегда есть следствие фрустрации». В результате использования методов, предложенных Дж. Доллардом, было сделано несколько значительных выводов, в частности, вывод о том, что возможна психологическая разрядка агрессии: можно высказаться, сочинить рассказ, нарисовать картину и др. И все это выступает в качестве реакции, замещающей реальное проявление агрессии и насилия. Подобное явление получило название «эффект катарсиса». В практике специалисты стали использовать эффект катарсиса для реконструкции агрессивного поведения. Однако в последующем выяснилось, что в макросоциальных условиях смена объекта агрессии не ведет к существенной переориентации агрессивного поведения индивида.

Бихевиористский (поведенческий ) подход. Основоположник Альберт Басс. Он определяет агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Он указывает, что агрессия зависит от ряда факторов или от агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, приводит к тому, что чем чаще это было, тем агрессивнее он будет сам; частое достижение успеха путем агрессии приводит к агрессивным привычкам; культурным и субкультурным нормам, усваиваемым человеком. А. Басс обратил внимание на роль темперамента как постоянную характеристику поведения, в том числе и агрессивного. Импульсивность, независимость, уровень активности, независимость реакции выражены у всех. Но у холериков они выражены ярче и направлены на других, а у меланхоликов менее выражены и направлены на себя. Для агрессивного поведения субъект должен иметь перед собой агрессивный пример для подражания, обучение. Наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции. Д. Уотсон — представитель бихевиористского направления в психологии — рассматривает проявление агрессии, насилия как результат прошлого опыта индивида, влияния окружающей социальной среды на его поведение.

Гуманистический подход. Гуманистическое направление в психологии, представленное в работах К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлса и других, исследует и объясняет проявления агрессии, насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс, рассматривая человека как изначально конструктивного, считает, что агрессия, насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора. К. Роджерс писал: «Одно из самых революционных представлений, вытекающее из нашего клинического опыта, заключается в растущем признании того, что самое глубокое внутреннее ядро человеческой природы, самые глубинные слои его личности, основа его «животной природы» по существу социализированы, рациональны, реалистичны и движут его вперед».

Основная тема гуманистической психологии — использование внутреннего опыта для исследования и изменения его личности. Стремление к актуализации является основным в поведении человека. Оптимально актуализируясь, человек полноценно и насыщенно живет в каждый данный момент своей жизни. Согласно К. Роджерсу, человек с самого рождения испытывает необходимость в принятии себя, что означает положительное отношение к нему как безусловно ценному человеку, признание его индивидуальности. Необходимо, безусловно, принимать как других, так и себя. Безусловное принятие себя означает принятие всех своих качеств как нормальных, независимо от оценки других. Если же человек ориентирован на мнения других, он испытывает напряженность, тревогу, беспокойство по поводу подобных оценок. Он стремится оправдать их ожидания и требования, поэтому он уже не свободен, ограничен в возможностях выбора действий.

Агрессия, насилие являются разновидностью психологической защиты, маской. «Психологически функционирующий человек» конгруэнтен, то есть един, целостен в своих чувствах, их восприятии и высказывании. Важным условием актуализации человека также является эмпатическое понимание, умение смотреть на позицию глазами другого человека, познать чувства и мысли этого человека, проникнуться сочувствием и сопереживанием. Агрессия — ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не соответствующий представлению индивида о самом себе. Человек стремится к счастью, к хорошей жизни. Согласно К. Роджерсу: «Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия. Это — направление, а не конечный пункт. Это направление выбрано всем организмом при психологической свободе двигаться куда угодно».

В рамках гельштальтпсихологии (Ф. Перле, Р. Рейноутер) созданы многочисленные эффективные техники психологического влияния, способствующие активным внутренним изменениям человека, преодолению его кризисных состояний, в том числе и агрессивных.

Социологический подход. Социологический подход исследования проявления агрессии, насилия исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Практически каждая социологическая теория, основные социологические направления в большей или меньшей степени рассматривают проблему насилия в обществе. В настоящее время исследование насилия, агрессии осуществляется в рамках социологии девиации.

Г. Спенсер считал, что труд и война являются теми факторами, которые создают государство. На начальных этапах его создания роль насилия, военных конфликтов была решающей в сплочении общества. Именно необходимость обороны, либо завоевательные войны объединяют и организуют общество. В последующем в процессе развития общества прямое насилие заменяется внутренним самоограничением. В своей работе «Социальная статика» он сформулировал закон, согласно которому человек может свободно действовать и делать, что он хочет, его свобода ограничена только свободой другого человека.

Л. Гумплович обратил пристальное внимание на анализ, в частности общественных конфликтов. Его понимание общества заключалось в подходе к нему как совокупности групп людей, которые находятся в состоянии ожесточенной борьбы за влияние, господство, выживание. Согласно его взглядам, люди обладают врожденной ненавистью друг к другу, а также к другим группам, представленным в расах, народах, государствах. Удовлетворение потребностей возможно только через эксплуатацию других групп, путем использования различных форм насилия и угнетения. Его идеи также легли в основу ряда социологических направлений исследования общественных отношений.

Э. Дюркгейм объяснял проявление агрессии, насилия в теории аномии. Разрыв между потребностями, интересами и возможностями для их удовлетворения является условием возникновения аномии. Аномия характеризует общество, в котором отсутствует моральная регуляция поведения, деятельности индивидов. Классовые конфликты, деградация рабочей силы, однообразие труда, стихийная конкуренция рассматривались им как побочные элементы естественной эволюции. Но именно они создают условия для проявления насилия, агрессии. Э. Дюркгейм видел путь разрешения возникших проблем в установлении свода правил, которые четко регламентируют социальные отношения, создание условий для равенства социальных возможностей и меритократии — воздавая всем по заслугам.

Конфликты необходимо разрешать мирным путем, а борьбу и конкуренцию регулировать и снизить до приемлемых размеров, когда они теряют разрушительный характер, но приобретают состязательное содержание. Э. Дюркгейм анализировал проблему самоубийства, насилия по отношению к самому себе. Исследуя самоубийство, Э. Дюркгейм отказался от индивидуальных, психологических мотивов, но объяснял явление социальными причинами. И сама психологическая предрасположенность была рассмотрена Э. Дюркгеймом как результат влияния социальных условий.

Процент самоубийств состоит, по его мнению, из суммарной нескольких социальных переменных: религиозных, семейных, национальных, политических, экономических и т. д. Социальная изоляция и одиночество рассмотрены им как решающие факторы в принятии решенияо самоубийстве. Семья, наличие детей, связь с другими людьми (родственниками, соседями, общиной) представляют собой факторы, которые предохраняют индивида от одиночества и принятия кардинальных решений. Согласно Э. Дюркгейму преступления, нанося ущерб обществу,— нормальные явления, так как их причины заключены в определенных общественных условиях и поддерживают необходимые общественные отношения.

Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности.

В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста «впитывают» навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ребенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи.

Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей). Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.

Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

а) подростки больше чем взрослые проводят времени перед телеэкраном;

б) детская психика более впечатлительна, поэтому экранные образы дольше сохраняются в памяти подростка;

в) слабая правовая (юридическая) культура подростков не позволяет им критически осмыслить происходящее на экране.Например, герой много серий подряд убивает, калечит людей и не несет наказания. В результате у подростка создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая также стимулирует насилие и жестокость.

Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруги супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути, является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия. Стимулирующее воздействие на рост насилия и преступности в обществе оказывают и слабая правовая база, и недостаточная эффективность работы правоохранительных органов, и употребление алкоголя, особенно влияющие на бытовые конфликты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 5343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.