Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция когнитивного диссонанса Леона Фестингера и другие исследования внутриличностных конфликтов, проведенные зарубежными и отечественными психологами




Классификация потребностей А. Маслоу и внутриличностный конфликт

Концепция внутриличностного конфликта К. Хорни

 

К. Хорни выделила три основных модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта: первая — стремление к людям, через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя; вторая — стремление от людей, выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, уйти от общества, при этом создается свой особый, иллюзорный мир; третья — стремление против людей, обретение установки на разрушение мира, борьбы против него. Моделям поведения соответствует тип конфликтной личности: устойчивый, устраненный, деструктивный.

К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт и как результат влияния на личность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяла проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции все возрастающего разрыва между стимулированием потребностей в современном обществе и возможностями их реального удовлетворения. Рассмотрение проблем внутриличностного конфликта невозможно без анализа специфических особенностей психологии мужчины и женщины. 3. Фрейд был одним из первых, научно исследовавших проблему женской психологии. К. Хорни наряду с X. Дейч является общепризнанным авторитетом в области исследования женской психологии. К. Хорни отмечает особенности внутриличностного конфликта у женщин. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как к девочке, выполнения роли и функций жены, матери, общего положения в обществе, закрепленного в культуре.

 

Изучая проблемы внутриличностного конфликта, исследователи много внимания уделяют вопросам наличия потребностей и степени их удовлетворения. В настоящее время предложены различные варианты классификации потребностей человека. Общепризнанной и получившей широкое распространение является классификация А. Маслоу. Согласно А. Маслоу человек мотивируется удовлетворением потребностей выстроенных в пирамиду из пяти уровней:

— физиологические (базовые) потребности (жилье, пища, одежда и т. д.);

— потребности в безопасности (порядок, защита);

— социальные потребности (дружба, принадлежность к какой-либо группе — социальной идентичности);

— потребности в уважении (самоуважении и уважении со стороны других);

— потребности в самореализации (творческие результаты, социальный престиж, собственные достижения, карьера).

 

Когнитивный диссонанс — это несовпадение, несогласованность познавательных структур личности. Это отличная и очень практичная теория не только объясняет многое во внутриличностном конфликте, но и служит теоретической базой для технологий манипуляции сознанием людей, порождением в них внутреннего конфликта путем соответственно сконструированного информационного воздействия извне. Когнитивный диссонанс выражает конфликт познавательных структур личности.

Примеры когнитивного диссонанса: два авторитетных для меня человека высказывают об одном и том же противоположные мнения (по ТВ, в газетах и т.п.). На клетке с ослом — надпись «буйвол». Фокусник кладет в шляпу кролика, а вынимает букет цветов. Человек в замешательстве. В нем возникает конфликт между «это так» и «этого не должно быть». В этот момент его сознание уязвимо для манипуляций.

Замечательным примером когнитивного диссонанса, запущенным в массовое сознание советских людей на заре «перестройки», стал фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» (1986). Сюжет показывает, как из нормального человека, попавшего в ненормальные обстоятельства, за несколько часов можно сделать полного идиота, робота-автомата, даже не пытающегося сопротивляться действительности и критически ее осмысливать. Обыкновенный советский инженер, приехав в командировку в обычный, на первый взгляд, город, попадает в настоящее Зазеркалье. Чего стоит одна сцена, где в приемной директора завода под портретом Ленина сидит совершенно обнаженная секретарша, причем это воспринимается всеми, и самим директором в том числе, как совершенно нормальное явление. Если учесть, что в фильме все роли исполняют «звезды» кино (Л. Филатов, Е. Евстигнеев, и т.д.), то взрывная мощь фильма в свете теории когнитивного диссонанса увеличивается во сто крат. Это фильм — предупреждение. Разве последующие рок-концерты на Красной площади не вызывали у подавляющего большинства населения, людей среднего и старшего возраста, ощущение нереальности? Это и есть сознательное создание у людей когнитивного диссонанса.

Фестингер рассматривает не только сам когнитивный диссонанс, но и методы «защиты» личности против порождаемого диссонансом внутреннего конфликта. Фестингер обратился не к конфликту «за» и против» на стадии принятия решения, а к стадии, когда решение уже принято или действие совершено. Принятие решения, казалось бы, разрешает конфликт идей самим фактом обретения психической определенности. Но оказывается, что когнитивный диссонанс снимается более капитально. Все аргументы «за» после принятия решения воспринимаются личностью как более значительные и привлекательные, чем на стадии размышления. Аргументы «против» теряют силу. Настоящее переделывает прошлое. Так идет согласование идей. Конфликт идей в случае неудачного решения завершается неуспехом, но сила аргументов и их вес все еще прежние, а то и сильнее. А ведь требуется переоценка ценностей.

Второе открытие теории Фестингера еще значительнее — человек тверже придерживается принятого мнения, если наблюдается недостаток внешнего стимулирования. Это имеет важное практическое значение. Любое влияние на личность успешнее, если применяется не самая сильная угроза. Если человека заставить выполнять самое черное дело под страхом смерти, он будет считать себя, чуть ли не героем, и не будет искать оправданий себе, кроме борьбы за свою жизнь, а потом будет мучиться угрызениями совести, что отнюдь не убивает в нем человека. Но если некрасивый поступок избавляет его всего лишь от неприятностей, то открывается возможность для переосмысления взглядов на добро и зло — не больше, ни меньше: «Да, я сделал это, но так ли уж это плохо?». Так снимается внутриличностный конфликт, но происходит духовное растление.

В рамках гуманистической психологии лежит (по К. Роджерсу) противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.

Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.

В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Скиннер) или как фрустрация, т.е. реакция на препятствие.

Нейролингвистическое программирование (Гриндер, Бэндлер) — это внутриличностный конфликт, возникающий как результат того, что мозг человека выполняет однажды заложенную в нем окружающими или однобокую, негативно отфильтрованную им самим информацию из внешнего мира, программу нересурсного состояния, и привыкает находиться в ней. Человек же просто не знает технологий перепрограммирования мозга и ограничивает восприятие мира набором привычных, хорошо выученных метапрограмм.

В большинстве зарубежных теорий внутриличностных конфликтов основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы, и понятие психологической защиты. Протекание внутриличностного конфликта связано с негативными переживаниями.

Существенное внимание исследованию внутриличностных конфликтов было уделено известными советскими психологами. Основные виды проанализированных ими конфликтов такого рода можно свести к следующему:

1. Столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций личности (А.Р. Лурия).

2. Психическая презентация назревшего противоречия (В.Н. Мясищев).

3. Состояние психической дезинтеграции личности, противоречие между различными ее сторонами (В.С. Мерлин).

4. Внутриличностная борьба мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада (Н.Д. Левитов).

5. Столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей, протекающее в форме особого ценностного переживания (Ф. Василюк).

Особого внимания заслуживает проблема потребности в социальной идентичности. Преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, обусловили не только изменение содержания процесса поиска и обретения индивидом социальной идентичности, но и само ее содержание. Многие исследователи рассматривают социальную идентичность как одну из первостепенных и жизненных человеческих потребностей. Однако глубинные качественные изменения российского общества не могли не повлечь серьезных, порой приобретающих кризисный характер, изменений в процессе приобретения социальной идентичности, а также ее содержания. В рамках социальной психологии развивается теория социальной идентичности, содержательными компонентами которой являются анализ и определение трех основных процессов: индивидуальная самооценка (я-концепция), приобретение и переживание социальной идентичности и социальное сравнение.

В основе социальной идентичности лежит глубинный когнитивный механизм, выполняющий важнейшую дифференцирующую функцию. Главным условием социальной идентичности является осознание себя единым целым, входящим в конкретную социальную общность индивидов. Таким образом, индивид выделяет себя из остальных индивидов, свою общность от других социальных общностей.

Теория А.Н. Леонтьева о роли предметной деятельности в становлении личности. Согласно теорииА.Н. Леонтьева(1903—1979), содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду.

В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество дру­гих, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или, как сегодня принято говорить, мотивационное поле.

«Структура личности,— писал он,— представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной».

Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Таким образом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуре личности,— нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно эта борьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. «Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы». Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.