Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерология и феминология




Обязательный курс и спецкурс по выбору
Для студентов всех специальностей

 

Лектор: доцент В.Г.Ушакова, кафедра социологии политических и социальных процессов

Предмет читается: на дневном и вечернем отделениях в 9 семестре

Объем: 34 часа лекций

Аттестация: зачёт

Цель, структура и содержание курса:
Целью курса является ознакомление студентов с одним из наиболее динамично развивающихся направлений современного гуманитарного знания. Социология гендера является обязательной составляющей мирового образовательного стандарта, а гендерные исследования формируют перспективные стратегии и технологии.
В настоящее время активно формируются гендерная социология, гендерная антропология, гендерная психология.
Серьёзное внимание в рамках курса уделяется характеристике гендера как социологической категории, а также его места в социологических макро- и микротеориях. Рассматривается социо-половая проблематика в русской социологической традиции. Раскрывается содержание гендерной роли, идентичности, статуса, системы. Особое место занимает анализ теорий гендерной социализации, гендерной идеологии, гендерной политики. Гендер и гендерные отношения являются предметом междисциплинарного анализа в гуманитарных науках: биологии, антропологии, этнографии, демографии, психологии, филологии, философии, истории, культурологии, политологии и др. Студенты получают представление о гендерной стратификации в социальных институтах, на рынке труда, в международных отношениях.
Феминология изучает всю совокупность проблем, связанных с социализацией, самоидентификацией, социально-экономическим и политическим положением женщин в обществе, эволюцию их социального статуса и функциональных ролей на различных исторических этапах развития цивилизации.
Гендерология и феминология - это не только новый курс, но и новая точка зрения на проблемы человека и общества.
Гендерный подход в образовании превращает процесс обучения студентов в этап гендерной социализации, связанный с поиском идентичности. В этой связи важнейшими задачами курса являются:
привлечение студентов к анализу представлений о самих себе
обучение их умению ориентироваться в различных культурных и социальных представлениях о собственном предназначении в качестве мужчины или женщины содействие в преодолении сексистских, расистских, националистических и иных дискриминационных стереотипов.
использование полученных знаний в профессиональной деятельности в качестве социолога, специалиста в области этнической социологии и культурной антропологии, в психолого-социальной работе.
Курс состоит из 20 тем. На занятиях используются активные формы обучения: дискуссии, опросы, выступления с докладами, подготовка рефератов на основе отечественной и оригинальной иностранной литературы. Предлагаются соответствующие темы курсовых, дипломных и диссертационных работ.

Избранная литература:

1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.

2. Берн Ш. Гендерная психология. Санкт-Петербург-Москва, 2001.

3. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. М., МГУ, 2000.

4. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. Харьков - Санкт-Петербург, 2001.

5. Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. Материалы конференции. 24 - 25 января 1996. М., 1996.

6. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции. 27-28 мая 1999, Иваново, 1999.

7. Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 15-16 сентября 2000 г., Иваново, 2000.

8. Гендер: Язык, культура, коммуникация. М., 1999.

9. Доклад четвёртой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995.

10. Женщина в российском обществе. // Российский научный журнал. Иваново, 1996-2000.

11. Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 1988.

12. Пер Монсон. Современная западная социология. Теория, традиции, перспективы. Санкт-Петербург, 1992.

13. Проблемы равноправия. Документы и материалы (на примере Европейского Сообщества, Швеции, Финляндии и Германии). М., 2000.

14. Социальная феминология. Учебное пособие. Иваново, 1998.

15. Социологические исследования (Социс) №№5, 11, 2000.

16. Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология: новые реалии и новые идеи". 27-30 сентября 2000 года. Санкт-Петербург, 2000.

17. Ушакова В.Г. Гендерная ситуация в Санкт-Петербурге и гендерная политика. Материалы международной научной конференции "Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы". Иваново, 2000.

18. Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" М., 2000.

19. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург, 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.