Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слово о поэте

Родился С.Есенин в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уездаРязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда поматери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатленияоформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же времявоспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности егохарактера.Учится в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904—1909), затемв Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909— 1912) и наисторико-философском отделении Московского городского Народного университетаим. А. Л. Шанявского (1913—1914), который не окончил.В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотамдрузей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром вЦарскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского ВеличестваГосударыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет емубеспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов,выступать на концертах.В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин "Радуница". В 1918 г. вПетрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", подтвердившаяталант Есенин как самобытного поэта крестьянской России.Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Вовневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперьистория. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: "Преображение"(1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская"(1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резкоменяются, приходит поэзия "бунта".Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917, второй помечен 1918г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературнойгруппой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В.Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки"России будущего". В стихах Есенина появляется мотив вызова старойпатриархальной России (поэма "Инония", 1918). Есенин отказывается от Христа,проклинает Китеж и Радонеж — как символы святой Руси и грозится "выщипать"Богу бороду и "вылизать" на иконах "Лики мучеников и святых".В 1919 г. Есенин — один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В.Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него былоне только "проведение в жизнь силы образа", но и отдаление от патриархальнойРоссии, от клюевского "избяного космоса" и сближение с урбанистическим миром,с полной морально-нравственной раскрепощенностью "цивилизованного" человека.Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме",освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта. Есенин вступаетв полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования.Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, онзатем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке.В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни — как отчуждой ему советской "нови".Жизнь Есенин трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице "Англетер" приневыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковскомкладбище. Тема родины и природы в творчестве Есенина Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село КонстантиновоРязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древнимитрадициями, её сказками и песнями, с диалектными словами, передающимисвоеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы.Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна ", - вспоминал он впоследствии. В его душенет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурнойсреде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к роднойприроде.На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, нопрекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы:сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэтчувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотелбы затеряться в зеленях твоих стозвонных". Но уже и тогда родина видится ему неидиллическим "заоблачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь канунаОктября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие отяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потомпропахшая выть" и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирикепоэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, просящийкусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. "Грустная песня, ты - русская боль!" - восклицает поэт. Октябрьскуюреволюцию поэт встретил восторженно. "Радуюсь песней я смерти твоей", - бросаетон старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революцииидиллического "земного рая" для мужиков (стихотворение "Иорданская голубица").Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживаетполосу духовного кризиса, но не может понять, "куда влечет нас рок событий".Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советскаявласть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного"скверного", "железного гостя", перед которым беззащитна противопоставляемаяему природа. И Есенин чувствует себя "последним поэтом деревни". Он считает,что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразнымвыражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийсяобогнать паровоз: "Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?" В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни,светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших навойне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согретачувством безграничной любви к родине. “Моя поэзия богата одной любовью —любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество”,— говорил Есенин.О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образродины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самыхпервых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении “Гой ты, Русь мояродная”В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемноеозорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полнызвуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит.Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствияпредстоящих бед России: Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла. Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутойцаризмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией,— таковпуть, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживаетвместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г. егопоэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в видеутопических картин рая на земле, романтического “града Инонии”, поэт осознаетту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Нопотом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочетсяпонять происходящее, его мучает вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Нонайти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смыслпроисходящего: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину. Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всемисобытиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления обэтих переменах, переживает за свой народ. В стихах Есенина о деревне наспривлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь,беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины.Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Отом, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болелэтой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи,как “Заглушила засуха засевки...”, “Край ты мой заброшенный” и другие. Но вего стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картинсельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизньпредстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенныеверования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторыобретают почти сказочную красочность: Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Какпроникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страхперед войной. Поля пусты избы заперты, лишь изредка достигнет деревнисолдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчасже “все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год”. Уженет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенскойизбенки, “потому что горе “заглушает” их. Бели раньше поэт восхвалял “полевуюРусь”, то теперь поэт хочет “стальной видеть бедную, нищую Русь”.Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины,стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаныс природой: белая березка, его старый клен “на одной ноге”, стерегущий“голубую Русь”.В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся ввечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку онапоет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин используетобразы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха унего “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут, “пригорюнилисьдевушки-ели”, “заря окликает другую”, “березы в белом плачут по лесам”.С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Шире стал взгляд Есенинана мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь онстановится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. "Ябрат вам по крови ", - обращается Есенин к грузинским поэтам. Но, ставпламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждогочувства "того места, где он родился". Он утверждает: "Никакаяродина другая не вольет мне в грудь мою теплынь". Любуясь "голубой родинойФирдоуси", он ни на минуту не забывает о том, что "как бы ни был красивШираз, он не лучше рязанских раздолий". Восхищение красотой родного края,изображение тяжелой жизни народа, мечта о "мужицком рае", неприятие городскойцивилизации и стремление постигнуть "Русь советскую", чувствоинтернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся всердце "любовь к родному краю " - такова эволюция темы родной земли влирике Есенина.Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно,возвышенно и чисто.Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом,поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Деревенская Россия для Есенина – это не только крестьянская хата, но иприрода, которая её окружает. Сергея Александровича Есенина часто называютпевцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бытонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайныприроды его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемомявлялось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живети дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Такому взгляду на мирнельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частьювеликой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Онвосхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радостьбытия. Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенныйкаких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа — венец ихтворения. Свое состояние души поэт передает через картиныСиний и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущениенеобъятности просто­ров, например, «вечером синим», «вечером лунным»,«за­метался пожар голубой», «предрассветное, синее, раннее» и др.Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбылюдей. Ее невозможно отде­лить от человека, его чувств, мыслей, настроения.Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение «От­говорила рощазолотая...». Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед намикак живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, чточеловек. Она может говорить «березовым, весенним язы­ком», «милым»лирическому герою.Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходносостоянием самого поэта: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт писал: “Россия — какое хорошее слово. И “роса”, и “сила”, и синеечто-то”. Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святойее образ с небесами и водной гладью.Осень в природе сравнивается с «осенью» в душе лири­ческого героя. Этот мотивушедшей юности вводится предложением «отговорила роща золотая». Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть: Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник. Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не безсожаления: Я полон дум о юности веселой... А дальше: Но ничего в прошедшем мне не жаль. И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль. Юность же в памяти лирического героя осталась как «цветы». Повторяющеесяслово «не жаль» еще больше под­черкивает чувство утраты.Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красотыформ, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя куходящей моло­дости: журавли теперь пролетают «печально», конопляник«грезит», дерево «роняет тихо листья».Природа и лирический герой в этом стихотворении не­разрывно связаны. Всеперемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, которыйне только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы до­стичьгармонии с миром.Особое место в лирике Есенина занимают образы жи­вотных. «Братья нашименьшие» наделены абсолютно все­ми человеческими чувствами, в том числе ичеловеческими образами, одним из которых является трагедия материнства.Стихотворение, в котором наиболее ярко это описа­но, — «Корова».С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившееочень тяжелую жизнь: Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. И ее выгонщик грубый На перегонных полях. Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпалосчастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной: Не дали матери сына, Первая радость не впрок. Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына: Скоро на гречневом свете С той же сыновней судьбой Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своегодитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживаютразлуку со свои­ми детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бед­нойкорове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те,которые усиливают печаль: «выгон­щик грубый», «сердце неласково к шуму»,«грустная дума», «жалобно», «грустно», «тоще» и т.д.Но, как и у человека, у животного есть надежда. Пос­ледние строкистихотворения помогают понять, о чем меч­тает корова: Снится ей белая роща И травяные луга. «Белая роща» символизирует жизнь без мук, без огор­чений. Но этой мечте несуждено сбыться, этот мотив вве­ден для того, чтобы противопоставить реальнуюжизнь той, которая грезится корове.Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями ирадостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека.Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней — оРоссии. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины —основное в моем творчестве”, — говорил поэт. Образ России в лирике Есенинаменяется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми теценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня,русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить”, — и односокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, — “чувство Родины”.Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что,воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам,описывая яке природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа —часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все,что относится к этой части земли.Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разныхязыках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важныеаспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост идоступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики икрасочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью ипоэтической красотой, Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своихстихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Матеріалізм Д.Дідро, П.Гольбаха, К.Гельвеція | Вопрос 1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.