Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. «Я никогда и не мыслил о важном сане




«Я никогда и не мыслил о важном сане...

У ме­ня были мысли непременно

куда-нибудь удалить­ся в пустынный монастырь,

постричься в монахи и проводить уединенную жизнь...»

Тихон Задонский

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время люди переживают глубокий кризис духовного обогащения, любви к ближнему и милосердию, а святитель Тихон именно заботился о духовном и интеллектуальном возрастании не только духовенства, но и всех людей. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Целью исследования является анализ жизненного пути святителя Тихона Задонского, его значение в обогащении духовной жизни современников посредством его вероучительной литературы.

В связи с поставленной целью исследования, в курсовой работе последовательно решаются следующие задачи:

- изучить биографию Тихона Задонского;

- проанализировать основные труды святителя Тихона и их значение в возрастании духовности и миролюбия людей;

- охарактеризовать значение творчества святителя Тихона Задонского.

Предметом исследования является жизнь и творчество Тихона Задонского.

Объект исследования – святитель Тихон Задонский.

В процессе работы над курсовым проектом были использованы теоретический, аналитический и исторический методы. Кроме этого, в работе использовались исторические и научные труды о творчестве святителя, а также материалы из сети Интернет.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Биография святителя Тихона Задонского

 

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия - Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря[1]. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал.

В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай - празднование в честь Ярилы.

В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни.

С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества – «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» - и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением.

Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Kелейник передал это Преосвященному. «Если так, - сказал святитель, - не поеду отсюда», - и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также – «Об истинном христианстве» (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» - и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого[2].

Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей».

Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую.

Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, - рассказывал он своему другу Козме, - сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, - объяснил Козма, - путь к Царству Небесному; помогавшие тебе - те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье - 13 августа 1861 года.

Сочинения святителя Тихона были издаваемы в разное время, но полное собрание их в 16-ти томах вышло в свет в 1826 году Первый том содержит в себе одно только жизнеописание Тихона.

 

Глава 2. Вероучительная литература Тихона Задонского




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.