Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности национального характера белорусов




В социально-гуманитарных науках особенности мировосприятия и поведения социальных субъектов, в частности этносов, отражаются с помощью таких понятий, как «ментальность», «менталитет», «характер» и др.

Термины «менталитет», «ментальность» (от лат. mens — ум, мышление) обозначают склад ума, образ мыслей, мировосприятие. В русском языке близкими по смыслу к данным терминам являются понятия «самосознание», «нрав», «характер». Указанные термины (понятия) не являются тождественными. Если ментальность представляет мировосприятие, мышление определенной этнической общности, то характер народа проявляется прежде всего в таких психологических феноменах, как темперамент (например, у южных и северных народов они часто противоположны), эмоции, чувства и др.

Большое влияние на формирование белорусского национального характера оказали такие общеславянские ценности как коллективизм, вера видеал и служение обществу. На протяжении столетий формой коллективной жизнедеятельности белорусов выступали в городах вече, в деревне — «грамада», представлявшаясельскую (соседскую) общину, объединявшую жителей и имевшую собственные органы управления: сельское собрание, общинный суд и др. Она выполняла функции регулирования вопросов организации труда, жизни и быта крестьян, а также защищала их интересы перед государством и помещиками. Более того, как отмечает академик Е. М. Бабосов, «грамада» являлась своеобразным выражением единства людей вплоть «до осознания единства коренных национальных интересов». Не исключено, что именно в этом смысле использовал названное понятие и Я. Купала,которому все белорусы как формирующаяся нация виделись «у агромністай такой грамадзе», в единстве и сплоченности. Специфической формой коллективных действий членов грамады являлась «талака» — совместный труд родственников, соседей, односельчан. Именно в «талаке» воплощалась существовавшая на протяжении веков у белорусов практика коллективной, бесплатной, добровольной помощи тем, кто не мог справиться с проблемами самостоятельно. Символично, что название одного из городов Беларуси, находящегося на границе водораздела двух морей (Балтийского и Черного) и на стыке цивилизаций, от слова «талака» (г. Толочин, который неоднократно разрушался, находясь вблизи от средневековых государственных границ).

Для нашего народа характерным также является законопослушание, бережное отношение к земле и дому, рассудительность, миролюбие. Постоянное нахождение Беларуси в сфере влияния и противодействия различных сил и интересов выработало у белорусов стремление разрешать спорные и конфликтные ситуации без применения оружия и других насильственных действий, посредством достижения разумного компромисса на основе уважительного отношения к людям с другим мировоззрением или типом мышления. Наш народ, бесконечно вовлекаемый в беспрерывные войны, проходившие на его территории по воле других, всегда стремился к миру. Вместе с тем, стремление к миру не исключало мужества и самоотверженности народа в отстаивании своих традиционных ценностей.



Многие исследователи отмечают, что белорусы — один из самых спокойных славянских народов. В их менталитете совершенно отсутствуют склонность к крайностям, идея «мессианства», а также чувство национальной исключительности и превосходства. Белорусский народ отличает умение спокойно и реально оценить ситуацию и трезво делать выводы. Отчасти можно сказать, что белорусы весьма консервативны исклонны к традиционализму. Многие наши сограждане не приемлют крутых ломок сложившегося уклада жизни и выступают за эволюционный путь развития, постепенные преобразования общественных отношений.

Белорус, как правило, человек незлой, незлопамятный и немстительный, достаточно кроткий по натуре. Но эта кротость до определенной меры. В этом неоднократно убеждались «непрошенные гости», поскольку отличительными чертами нашего народа являются несгибаемость перед шквалами истории и ударами судьбы. Не счесть примеров героизма — от Грюнвальдской битвы до защиты Брестской крепости. Множество раз возрождалась наша земля, как птица Феникс из пепла, оставаясь при этом Белой. Как сказал народный поэт Ф. Богушевич: «Не вялікая, не малая, не чырвоная, не чорная яна была, а белая, чыстая: нікого не біла, не падбівала, а толькі баранілася».

Большое воздействие на психологический склад народа оказали природно-географические условия. Всилу болотистого, лесистого ландшафта белорусы издавна были вынуждены расселяться небольшими общинами, состоящими буквально из нескольких домов. Поэтому для них был характерен некоторый индивидуализм, надежда на себя и свои силы. Жизнь среди лесов и болот, неплодородная почва обуславливала необходимость постоянно и много работать, преодолевать различные трудности и невзгоды. Это способствовало формированию таких черт, как выносливость, упорство в достижении цели и, наконец, трудолюбие. Именно огромное трудолюбие и безграничное самопожертвование простых людей позволило Беларуси утвердиться в качестве развитого цивилизованного государства.

Центральное место в белорусской народной культуре занимает малая родина. Мир белоруса на протяжении многих веков был всецело миром его земли, который можно, условно говоря, охватить взглядом (лес, поле, болото; деревня — местечко — город и т.д.). Не огромная необъятная родина (как, например, у русских), а «родны кут», край, уголок, который всегда мил сердцу. В силу отсутствия национального государства долгое время понятие Родины отождествлялось с понятием «роднага кутка». Принадлежность к определенной территории часто служила основанием для самоидентификации белорусов. Так, на вопрос кто он такой, наш земляк отвечал: «Я тутэйшы».

Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам нашли свое воплощение в патриотизме— любви к Родине, преданности и гордости за ее прошлое и настоящее, стремлении защищать родную землю. Для белорусов патриотизм — не абстрактное понятие. Именно патриотизм, ответственность за свою землю позволили, как уже отмечалось, защитить нашу Родину в минуты тяжелых испытаний, отстоять ее независимость. Сегодня патриотизм в сознании нашего народа неразрывно связан с государственностью, с уважением к историческому прошлому своего народа, гордостью за его успехи и достижения.

Вместе с тем, как подчеркивается в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, новым источником угрозы является проникновение в нашу страну «идеологии экстремизма, национальной, расовой и религиозной нетерпимости…, изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных ценностей».

Поистине уникальное свойство белорусов — умение жить в добрососедствесо всеми народами, сохраняя при этом свою национальную самобытность. Уже со времени существования ВКЛ на белорусских землях, кроме белорусов, литовцев, жили и украинцы, русские, евреи, татары и др. Взаимовлияние этих народов было бесспорно. В белорусский язык вошли множество литовских, татарских и еврейских слов. С другой стороны, большое количество белорусских слов вошло в языки этих народов.

Люди различных национальностей и религий на протяжении столетий безбоязненно проживают на белорусских землях, поскольку белорусы характеризуются высокой степенью толерантности— национальной, расовой, конфессиональной терпимостью. Наша республика — одна из немногих стран мира, где отсутствуют конфликты на национальной и религиозной почве, хотя в стране проживают граждане более 130 национальностей. В нашей стране действуют около 3,4 тыс. религиозных организаций, 25 конфессиональных направлений, более 180 национально-культурных объединений граждан 26-ти национальностей (СБ. 2012. 20 января). Несмотря на это,Беларусь сегодня — страна национального согласия и межконфессионального мира. Государство делает все возможное, чтобы сохранить это наше бесценное достояние.

В эссе «Зямля пад белымі крыламі» В. Короткевичследующим образом описывает белоруса: «Рысы аблічча мяккія, склад здаецца, на першы позірк, крыху далікатным, але гэтая далікатнасць падманвае. Праявы знешняй сілы, якая ўразіць на хвіліну ды й звяне, замяняе тут вынослівасць, жылаватасць, цягавітасць. Там, дзе другі можа апусціць рукі, беларус будзе цягнуць». Также писатель выделяет такие черты национального характера как гостеприимство («Галоўнае ў нашым характары — гасціннасць добрага да добрых»), щедрость: «Беларус якраз адрозніваецца шчодрасцю, заўсёднай гатоўнасцю прыйсці на дапамогу ў бядзе». Наш земляк, как правило, хороший семьянин, уважающий жену и любящий детей. (Правда, процессы глобализации не лучшим образом отразились и на семейной жизни белорусов.)

Наравне с этими «традиционными» для нашего народа качествами В. Короткевичтакже выделяет способность белорусов пошутить. «Беларус — вялікі аматар пажартаваць над суседам, але яшчэ больш над самім сабой. ...Гумар не пакідае беларуса нават у самых страшных абставінах. І правільна. Іначай жа — бывалі часы — хоць вешайся ад такога жыцця». Также нашему земляку присуща находчивость (даже некоторая хитрость), мечтательность и склонность к фантазированию. «Рэаліст у жыцці, беларус вялікі фантаст, рамантык i летуценнік у марах».

Однако некоторые черты белорусского характера, гипертрофировавшись, превратились в недостатки. «Напрыклад, нерашучасць i некаторая абыякавасць, інертнасць, магчыма, з'яўляюцца вынікам празмернай талерантнасці, добразычлівасці i памяркоўнасці беларускага народа. Памяркоўны, няпомслівы беларус часам даруе нават сваім ворагам. Тыповы беларус хутчэй за ўсё зверне ўвагу на свае недахопы, чым на дрэнныя рысы характару другіх людзей, што часам прыводзіць яго да крайняга, прычым найчасцей нічым не абгрунтаванага, самазневажання, самакрытычнасці».

Причины такой ситуации следующие:

· отсутствие длительное время собственного национального государства;

· многовековая политика властей государств, в состав которых входили белорусские земли, направленная на отрицание самобытности белорусов;

· огромные потери белорусского народа в ходе многочисленных военных конфликтов.

Несколько иной (отличный от В. Короткевича) подход при рассмотрении важнейших черт народов характерен для философа Н Лосского (1870—1965). Он подчеркивал, что «углубленное понимание характера народа может быть достигнуто не иначе как путем сравнения с характером других народов». В свою очередь, для решения этой задачи «нужно иметь много исследований о характере различных народов», которые еще недостаточно изучены (ХХ в.). Так, например, Лосский объяснял некоторые отличия великороссов от малороссов, что к этому первому «славянскому племени присоединилась примесь финнов». На его взгляд, малороссы (украинцы) «имеют более живой ум и воображение, они… более индивидуальны, а великороссы склонны к кооперации» и упорны в достижении целей. Лосский выдвигает гипотезу: возможно, в этом также сказалось «политическое влияние на Россию татар». Вместе с тем, признавая отличие «русских племен» (Лосский считал себя в этническом плане белорусом, а в политическом — русским), ученый был убежден в том, что разделение трех восточнославянских народов приведет к «снижению их значительности… в историческом процессе» (события последних десятилетий демонстрирую истинность предвидения белорусско-российского философа). Поэтому развивая интеграционные связи и понимая их объективную необходимость, одновременно следует уделять больше внимания формированию здорового национального самосознанияна основе аксиомы о том, что белорусы являются самобытным народом с многовековой и славной историей, богатой национальной культурой, родным языком. Наш народ имеет право на выбор пути исторического развития, в т. ч. в контексте развития суверенного и независимого государства — Республики Беларусь.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этнические общности составили основу белорусского этноса?

2. Как высказался поэт Ф.Богушевич о белорусском языке, указывая на его равноправие с другими языками?

3. Какие черты характера белорусского народа выделяет В. Короткевич?

4. Чем отличаются концепции Н. Лосского и В. Короткевича о характере и менталитете восточнославянских народов?

5. На стыке каких цивилизаций, согласно классификации С. Хантингтона, находится Беларусь?

 


Раздел 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА





Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2081; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.235.48
Генерация страницы за: 0.007 сек.