Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минск БГУ 2004 4 страница




До мая 1926 г. в Польше сменилось пять правительств. Среди причин столь частых смен кабинетов следует назвать серьезные разногласия между отдельными партиями по таким вопросам как пути и темпы решения аграрного вопроса, методы преодоления кризисных явлений в промышленности, отношение к национальным меньшинствам, пересмотр конституции 1921 г. Слабым местом польской парламентской системы была политическая раздробленность сейма, наделенного широкими полномочиями. Все это не способствовало созданию прочных правительственных коалиций и принятию конкретных решений.

Революционная и национально-освободительная борьба. Экономическая нестабильность, социальные проблемы способствовали усилению рабочего движения. В 1924 г. в стачках участвовало более 560 тыс. рабочих. Волновалась деревня, добиваясь осуществления обещанной земельной реформы на демократических началах. В связи с усилением национального гнета во многих районах Западной Белоруссии и Западной Украины национально-освободительное движение приобрело вооруженных характер.

Предпосылки государственного переворота 1926 г. Среди политиков различных направлений крепло убеждение в необходимости серьезных изменений в государственном устройстве. Правые и центристские партии считали, что должна быть укреплена исполнительная власть, Национальные демократы пропагандировали опыт итальянских фашистов. Левые партии, постепенно оттесняемые от участия в управлении государством, допускали возможность отстранения правых и центристов от власти с помощью силы. Обстановка накалялась и недовольством широких слоев населения, вызванном медленным преодолением последствий войны, хозяйственной разрухой и недостатком продовольствия. Сложная обстановка царила на территории проживания национальных меньшинств.

Общее недовольство парламентской демократией, достигшее своего пика в начале 1926 г. стало той средой, которая обусловила успех государственного переворота Ю. Пилсудского.

Установление авторитарного режима Ю. Пилсудского. После поражения на выборах 1922 г. Ю. Пилсудский сложил с себя обязанности начальника государства, а в 1923 г. подал в отставку с занимаемых им постов в армии и удалился в провинцию. Благоприятный момент для переворота сложился в мае 1926 г., когда было сформировано непопулярное в обществе правительство В. Витоса. 12 мая Ю. Пилсудский во главе верных ему воинских частей выступил к Варшаве.

Вооруженная акция Ю. Пилсудского против непопулярных правых сил получила поддержку значительной части населения. Президент С. Войцеховский и правительство В. Витоса вынуждены были подать в отставку, что означало победу Ю. Пилсудского.

1 июня 1926 г. президентом страны был избран И. Мосьцицкий. Ю. Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил, что давало ему полный контроль над армией. Польша вступила в новый этап своего политического развития, получившего название режима «санации».

Первые годы режима «санации». Стремясь легализовать переворот и соблюсти видимость сохранения демократии, Ю. Пилсудский не распустил парламент и не отменил конституцию 1921 г. Однако в августе 1926 г. в нее были внесены поправки. Президент получил право досрочного роспуска парламента, издания декретов, имеющих силу закона. Упрочению позиций Ю. Пилсудского способствовал и начавшийся в стране экономический подъем.

Стремясь расширить социальную базу режима, Ю. Пилсудский стал сближаться с крупной буржуазией и помещиками, которые в своем большинстве поддерживали национальных демократов. В качестве основного политического противника режим «санации» определил революционный лагерь. Уже в марте 1927 г. были распущены связанные с коммунистами Независимая крестьянская партия и Белорусская крестьянско-рабочая громада. В стране стала проводиться жесткая политика полонизации. Социальные программы сворачивались. Проводимая аграрная реформа соответствовала интересам крупных землевладельцев. В новых условиях левые крестьянские партии и ППС перехошли в оппозицию правительству.

На парламентских выборах 1928 г. левые партии получили относительное большинство мандатов. Стало неизбежным столкновение между демократическими силами в парламенте и сторонниками режима.

Создание, деятельность и разгром Центролева. В 1929 г. в ответ на антидемократические действия властей шесть левоцентристских парламентских партий образовали блок, получивший название Центролев, и разработали совместный план борьбы с лагерем «санации». По стране прокатились митинги и демонстрации под лозунгами защиты демократии.

Действия оппозиции в парламенте привели к роспуску сейма и сената. После проведения в июне 1930 г. в Кракове Конгресса защиты прав и свободы народа под лозунгами свержения диктатуры власти лидеры оппозиции были арестованы. Волна репрессий прокатилась по всей стране. Проведенные в ноябре 1930 г. парламентские выборы, получившие название «брестские», принесли победу режиму «санации». Тем самым у сторонников Ю. Пилсудского появилась возможность проводить через парламент любые законы, не считаясь с мнением оппозиции.

Внутриполитическая обстановка в стране в период мирового экономического кризиса. Экономический кризис рубежа 1920–1930-х гг. усугубил социальные, политические и национальные противоречия. Тяжелое экономическое положение вызвало массовые выступления против социальной политики правительства. В ряде местностей происходили столкновения рабочих с полицией. «Польские стачки», т. е. стачки с захватом предприятий, пополнили формы борьбы пролетариата. В движении протеста крестьян против властей и помещиков широкое распространение получила такая форма как бойкот рынков. Усилилось влияние компартии Польши, которая призывала трудящихся к борьбе против диктатуры «санации». В ноябре 1932 г. КПП приняла программу установления диктатуры пролетариата. Национально-освободительное движение на территории Западной Белоруссии и Западной Украины жестоко подавлялось властями.

Стремление к активной защите своих интересов и активному противодействию курсу «санации» отразило объединение в 1931 г. партий ПСЛ–«Пяст», ПСЛ–«Вызволенне» и Стронництва хлопского в единое Стронництво людове (СЛ) во главе с М. Ратаем и В. Витосом. Участились перемены в составе правительства. Разногласия в сейме вызвал реакционный проект новой конституции и увеличение до 70 % военных расходов.

Апрельская конституция 1935 г. С нарушением закона проект новой конституции был принят, а в апреле 1935 г. подписанная президентом конституция обрела силу закона. В ней была закреплена авторитарная форма правления режима «санации», а на первый план выдвигались интересы не народа, а государства. Центральное место отводилось президенту, соединившему «единую и неделимую государственную власть» и ответственному за свои действия только «перед богом и историей». По новому избирательному закону политические партии были лишены права выдвигать своих кандидатов в депутаты. Это могли делать только избирательные комиссии, состоявшие из представителей администрации, хозяйственных и профсоюзных организаций.

Кризис режима «санации» во второй половине 30-х гг. В мае 1935 г. скончался Ю. Пилсудский. «Санация» потеряла своего лидера, что не замедлило сказаться на единстве ее рядов. Президент И. Мосьцицкий был вынужден в нарушение новой конституции поделиться частью своих полномочий. Наметилось сближение «санации» с отдельными группами эндеции, стоявшими на крайних антидемократических, националистических позициях. О начале складывания оппозиционного народного фронта свидетельствовали выборы в сейм в сентябре 1935 г., когда 56 % избирателей бойкотировали выборы. Правящий режим поддерживали только государственные служащие, офицеры, часть буржуазии.

Правящие круги не могли остановить новой волны народных выступлений. С идеей создания единого антифашистского фронта выступили коммунисты. Однако коммунистическому движению Польши был нанесен урон массовыми сталинскими репрессиями на территории СССР. А в 1938 г. по необоснованным обвинениям Исполком Коминтерна вынес решение о роспуске компартии Польши.

Острота политического противостояния в обществе стала ослабевать в конце 30-х гг. в связи с надвигавшейся угрозой войны со стороны Германии.

Экономика Польши в период режима «санации». Первые годы диктатуры Ю. Пилсудского совпали с некоторым улучшением хозяйственной конъюнктуры. Урожай 1926 г., увеличение масштабов парцелляции помещичьих земель, вывоз угля в связи с забастовкой английских шахтеров улучшили финансовое положение страны. Объем промышленной продукции составил в 1929 г. 81 % довоенного уровня. Возросли транспортные перевозки, заказы получило машиностроительная и другие отрасли промышленности, уменьшилась безработица. Все это несколько стабилизировало экономическое положение.

Однако на рубеже 1920—1930-х гг. разразился мировой экономический кризис. В связи с экономической отсталостью страны, зависимостью от иностранного капитала кризис в Польше был более продолжительным и глубоким. Промышленное производство снизилось до 55 % от уровня 1929 г., сократился экспорт, безработица охватила около 50 % рабочих. Промышленный кризис переплетался с аграрным кризисом. Упали цены на сельскохозяйственную продукцию, что вызвало разорение крестьянских хозяйств. В деревне насчитывались миллионы «лишних людей».

Хотя в последующие годы экономика стала оживать, в 1938 г. продукция промышленности составляла только 84 % уровня 1913 г. В 30-е гг. аграрная реформа почти не проводилась. Аграрный вопрос так и остался нерешенным. Безработные в городе и безземельные крестьяне со своими семьями составляли около одной третьей части всего населения страны. Все это объяснялось узостью внутреннего рынка, низкой конкурентной способностью польских товаров на внешних рынках, связанной с технической отсталостью предприятий, милитаризацией польской экономики.

 

 

Тема 4. Польша и Чехословакия
в системе международных отношений
в межвоенный период

Вопросы западных границ Польши на Парижской мирной конференции. В начале 1919 г. США, Франция, Англия и другие государства заявили об установлении дипломатических отношений с Польской Республикой. Польша была приглашена участвовать в открывшейся 18 января 1919 г. в Париже мирной конференции. Комиссия по польским делам при определении государственной границы между Польшей и Германией учитывала национальную принадлежность населения соответствующих территорий. Предполагалось возвратить ей Данциг (Гданьск) и территории, лежавшие вдоль железной дороги, ведшей от Варшавы к Данцигу. При сохранении за Германией основной части Восточной Пруссии такое решение давало Польше возможность выхода к морю в виде коридора, проложенного сквозь германские владения. В конечном счете Гданьск был выделен в особое государственное образование — «вольный город». Польша получила часть Восточного Поморья с узким выходом к морю. В Верхней и Тешинской Силезии, в Вармии и Мазурах предполагалось провести плебисцит. Его итоги в Вармии и Мазурах (проходил в июле 1920 г.) оказались неблагоприятными для Польши. Национально-освободительные восстания в Верхней Силезии в 1919, 1920 и 1921 гг. также окончились для Польши неудачей. Совет Лиги Наций принял решение о разделе Верхней Силезии. Около 30 % территории, на которой проходил плебисцит, было передано Польше. Значительная часть коренных польских земель на западе оказалась вне рамок государства. За Германией сохранялся ряд польских земель, создавалась неблагоприятная для Польши стратегическая обстановка. Тешинская Силезия была разделена примерно пополам между Польшей и Чехословакией.

Проблемы установления восточной границы Польского государства. Хотя комиссия по польским вопросам, исходя из фактических границ расселения поляков, предложила признать восточную границу Польши проходящей по линии, получившей позже название «линии Керзона», Парижская мирная конференция не установила, а только рекомендовала эту линию границы. Уже в январе 1919 г. на Виленщине дело дошло до столкновений между польскими вооруженными формированиями и частями Красной Армии. В марте 1919 г. польские войска захватили Слоним, затем Пинск, Лиду, Вильнюс. В апреле было опубликовано обращение Ю. Пилсудского к населению бывшего Великого княжества Литовского, призывавшее все народы, жившие в нём, к федеративному объединению с Польшей. Успехом для Польши был лишь захват Виленщины. 22 сентября Польша начала войну против Литвы. Хотя 7 октября 1920 г. Польша признала Вильнюс и Виленскую область входящими в состав Литвы, уже через день генерал Л. Желиговский двинул подчиненную ему дивизию на столицу Литвы. 12 октября польские власти объявили о создании так называемой Средней Литвы, присоединившейся в 1922 г. к Польше. Правительство же Литвы после окончания боев в 1920 г. заявило, что оно продолжает считать себя в состоянии войны с Польшей.

После окончания польско-советской войны в марте 1921 г. в Риге был подписан мирный договор, по которому территории Западной Украины и Западной Белоруссии были оставлены в границах Польши. Однако мирный договор не соответствовал планам, ради осуществления которых Ю. Пилсудский более двух лет вел вооруженную борьбу.

Внешнеполитические приоритеты Польского государства. В эти же годы определились основные внешнеполитические позиции и связи Польши. Польша в феврале 1921 г. подписала с Францией договор о союзе и военную конвенцию. Вслед за этим 3 марта 1921 г. был заключен договор о союзе между Польшей и Румынией. Из союзниц по Малой Антанте у Польши установились более или менее тесные отношения только с Югославией. Отношения с Чехословакией оставались напряженными и в дальнейшем из-за притязаний Польши на всю Тешинскую Силезию. В июле 1925 г. Германия, опираясь на помощь Англии и США, объявила Польше таможенную войну. Франция не только не оказала последней поддержку, но и советовала ей урегулировать с Германией отношения путем отказа от Поморья и согласия на включение Гданьска в состав Германии.

Изменение внешнеполитического курса Польши в начале 1930-х гг. В начале 1930-х гг. были сформированы основные положения новой польской внешней политики, т. н. Политики «балансирования» или «равного удаления от Германии и СССР». Признаком постепенной переориентации внешней политики Польши на улучшение взаимоотношений с Германией явилась осуществленная в 1932 г. ликвидация французской военной миссии в Польше. Министром иностранных дел стал Ю. Бек, который ориентировался на сближение с Германией. 26 января 1934 г. Польша подписала в Берлине польско-германское соглашение «о мирном разрешении споров» сроком на десять лет. В конце января 1934 г. в беседах с польскими военными деятелями Г. Геринг оговаривал заинтересованность Польши в Украине, а Германии — в Прибалтике. В июле 1932 г. Польша и СССР подписали договор о ненападении сроком на три года. В мае 1934 г. он был продлен до декабря 1945 г. В середине февраля 1934 г. между Польшей и СССР было подписано соглашение о взаимном преобразовании дипломатических миссий в посольства.

Польша и создание системы европейской коллективной безопасности. В апреле — мае 1934 г. не получили поддержку Варшавы предложения французского министра иностранных дел Л. Барту о заключении многостороннего пакта о неагрессии и взаимопомощи. В июле 1933 г. Польша совместно с рядом других государств подписала предложенную СССР конвенцию об определении агрессора. Когда в сентябре 1934 г. Берлин отказался от участия в создании Восточного пакта, Ю. Бек направил в Париж меморандум о том, что Польша может стать участницей пакта только в том случае, если к нему присоединится Германия, и что она отказывается от совместных обязательств в отношении Литвы и Чехословакии, многосторонним договорам предпочитает двусторонние.

Внешняя политика Польши в период обострения международной обстановки во второй половине 1930-х гг. Польское правительство негативно оценило подписанные в 1935 г. советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. Иным было отношение польского правительства к заключенному Антикоминтерновскому пакту, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. В феврале 1938 г. Ю. Бек заявил о готовности Польши считаться с германскими интересами в Австрии, подчеркнул заинтересованность Польши в чешских землях. В момент обострения международной обстановки весной 1938 г. Польша предприняла попытку добиться полного подчинения Литвы. Только предостережение Советского Союза заставило Польшу ограничиться требованием к литовскому правительству установить дипломатические отношения. Литва была вынуждена признать аннексию Виленщины Польшей.

Участие Польши в разделе Чехословакии. После заявления Германии о своих претензиях на часть территории Чехословакии Советский Союз сообщил чехословацкому правительству о готовности принять все меры к обеспечению ее безопасности. Польша отвергла возможность прохождения советских войск через свою территорию в целях помощи Чехословакии. В ответ Германия в августе 1938 г. заверила, что Польша может рассчитывать на понимание Германии в польских интересах на Украине. 19 сентября 1938 г. Ю. Бек объявил А. Гитлеру, что Польша считает Чехословацкую республику образованием искусственным и поддерживает Германию и венгерские претензии в отношении Подкарпатской Руси (Закарпатской Украины). После заключения Мюнхенского соглашения польское правительство предъявило Чехословакии ультимативное требование о передаче ей Тешинской Силезии. Руководители Чехословакии были вынуждены удовлетворить требования Польши.

Обострение польско-немецких отношений. Надежды польского руководства на то, что Германия направит свою экспансию на юго-восток, не оправдались. Уже в ноябре 1938 г. Германия потребовала от Польши согласиться на присоединение Гданьска (Данцига) к Германии, постройку автострады и железной дороги через «польский коридор» в Восточную Пруссию, совместные действия против СССР. В самой Польше активизировались нацистские круги местного немецкого населения. Польша отвергла эти требования. Тогда Германия 28 апреля 1939 г. уведомила Польшу о том, что считает потерявшей силу декларацию о ненападении от 1934 г.

Участие Польши в двусторонних соглашениях. В этот сложный период Англия предложила Франции, СССР и Польше подписать декларацию, указывающую на их заинтересованность в сохранении независимости государств Центральной и Юго-Восточной Европы, на готовность взаимно гарантировать целостность и неприкосновенность территорий этих стран. Это означало гарантии независимости и Польши. Но Ю. Бек уведомил английское правительство о нежелании вступать в какие-либо антигитлеровские соглашения, в которых участвовал бы Советский Союз.

В середине мая 1939 г. Польша направила в Париж особую военную миссию. 19 мая там был подписан протокол, по которому Франция обязалась в случае нападения Германии на Польшу оказать ей помощь. Такого же рода обязательства дала английская военная миссия. В случае их выполнения гитлеровская Германия оказалась бы перед угрозой катастрофы.

Политика Польши в отношении СССР. Позиция польских правящих кругов по отношению к СССР продолжала оставаться непоследовательной и враждебной. 25 мая 1939 г. советский посол в Варшаве П. Шаронов подтвердил Ю. Беку готовность оказать военную помощь Польше, но предложение это было отвергнуто. Негативной оказалась позиция Варшавы и тогда, когда и ходе англо-франко-советских переговоров возник вопрос о пропуске через польскую территорию советских войск в случае германской агрессии.

Советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 г. и Польша. И.Сталин пошел на резкое изменение внешнеполитического курса. 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении. В секретном приложении к договору было зафиксировано решение о фактической ликвидации независимого Польского государства и разделе его территории между подписавшими договор сторонами. 1 сентября 1939 г. немецкие войска перешли в наступление на Польшу вдоль всей границы от Балтийского моря до Карпат.

Международно-правовое оформление границ ЧСР после окончания Первой мировой войны. Вопрос об определении границ Чехословакии нашёл своё формальное разрешение после заключения Версальского (28 июня 1919 г.), Сен-Жерменского (10 сентября 1919 г.) и Трианонского (4 июня 1920 г.) мирных договоров с Германией, Австрией и Венгрией. Ввиду отсутствия у Чехословакии выхода к морю Германия обязывалась предоставить ей свободные зоны в Гамбургском и Штетинском портах сроком на 99 лет. В соответствии с Сен-Жерменским и Трианонским договорами Австрия и Венгрия также признавали независимость Чехословакии и вхождение в её состав районов с немецким населением, Словакии и Закарпатской Украины. Одновременно с этим Сен-Жерменский договор обязывал Чехословакию образовать к югу от Карпат автономную единицу и предоставить ей наибольшую степень самоуправления. Договор предусматривал создание для Закарпатской Украины особого сейма, обладающего законодательными правами в области языка, школы, религии, местного самоуправления и в других внутренних вопросах. Чехословакия соглашалась с правилом, что должностные лица в Закарпатской Украине будут выбираться из местного населения, и гарантировала украинцам справедливое представительство в Законодательном собрании Чехословацкой республики. Окончательное определение границ было осуществлено заключённым в августе 1920 г. в Севре договором между великими державами, с одной стороны, и Польшей, Румынией, Чехословакией и Югославией — с другой.

Отношение Чехословакии к Советской республике в 1920-е гг. 5 июня 1922 г. был заключен «Временный договор об установлении сношений» с РСФСР в целях установления торговых и экономических отношений. Договор оставлял открытым вопрос о взаимном признании «де-юре», но предусматривал учреждение в обоих государствах представительств. Необходимо отметить, что официальная политика Чехословакии по отношению к Советскому Союзу вплоть до прихода в Германии к власти А. Гитлера оставалась в общем враждебной. Однако Э. Бенеш признавал Советскую Россию как важный фактор безопасности в Европе. Кроме этого, в 20-е годы Чехословакия стала одним из центров русской эмиграции.

Чехословацко-немецкие отношения в 1920-е гг. В 1920-е гг. можно говорить о некоторой нормализации чехословацко-немецких отношений, причиной чего отчасти явились общие экономические интересы. Судето-немецкие политические партии стали стремиться к достижению национальной автономии в рамках ЧСР. Такому переходу к активной политической деятельности частично способствовали двусторонние договоры 1920 г., заключенные между Чехословакией и Австрией, об урегулировании вопросов государственного гражданства и охраны прав меньшинств, а также между Чехословацкой республикой и Германией о государственном гражданстве. Дело в том, что, традиционно Чехословакия ориентировалась на Францию, однако Германия и Австрия оставались основными традиционными экономическими и торговыми партнерами ЧСР.

16 декабря 1921 г. было заключено политическое соглашение с Австрией, по которому стороны принимали на себя обязательство выполнять все условия Сен-Жерменского договора, взаимно гарантировали установленные границы, обязались сотрудничать в дипломатических и политических вопросах и сохранять нейтралитет в случае вооружённого столкновения одной из них с третьим государством.

Однако стремление Германии пересмотреть условия Версальской системы затрудняло чехословацко-немецкое сближение. Уже в 1926 г. министр иностранных дел Германии заявил, что немецкое правительство с особым вниманием следит за судьбой немцев в Чехословакии. Германия взяла курс на поддержку античехословацких акций немецких организаций. Предложения президента ЧСР Т. Масарика, высказанные им в десятилетнюю годовщину образования республики и направленные на предоставление большего самоуправления национальным меньшинствам, уже не могли кардинально изменить напряженную обстановку в чехословацко-немецких отношений, но лишь частично сглаживали их.

Чехословакия и Малая Антанта. Стремясь к стабилизации версальской системы, обеспечивавшей существовавшие границы республики, Чехословакия продолжает укреплять Малую Антанту, идёт на всё большее сближение с Францией, пытается добиться гарантий сохранности своих границ от Италии, заключив в Риме 5 июля 1924 г. договор, обязавший обе стороны соблюдать договоры, подписанные в Сен-Жермене, Трианоне и Нейи. Однако Италия после установления в Германии фашизма переходит в лагерь сторонников передела мира.

Германия и Италия пытались развалить Малую Антанту путём заключения сепаратных договоров с отдельными её членами. Поэтому французское правительство предприняло ряд мер для сохранения этого союза. В феврале 1933 г. страны Малой Антанты заключили в Женеве так называемый «организационный пакт», ещё более сблизивший их внешнюю политику с внешней политикой Франции.

Чехословацко-советское сближение в 1930-е гг. Попустительская политика Англии и Франции, угроза независимости стран Малой Антанты со стороны фашистских государств вынудили Чехословакию пойти на сближение с СССР. В 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимопомощи против неспровоцированной агрессии.

Политика Германии и Италии в отношении Малой Антанты во второй половине 1930-х гг. Германия и Италия в этой ситуации усилили попытки разложения Малой Антанты. Итало-югославский (от 25 марта 1937 г.) и болгаро-югославский договоры о дружбе явились первыми признаками развала этой организации. Проявила колебания и Румыния. Только Чехословакия продолжала сохранять верность принципам Малой Антанты, в апреле 1937 г. предложив расширить оборонительный союз заключением пакта о взаимопомощи. Однако это предложение не было принято Румынией и Югославией. Изоляция Чехословакии являлась одной из задач Германии.

Обострение чехословацко-германских отношений в конце 1930-х гг. Ещё до захвата Австрии 20 февраля 1938 г. А. Гитлер произнёс в рейхстаге речь, в которой заявил, что будет добиваться объединения всего немецкого народа, живущего за пределами Германии. Эта речь побудило чехословацкое правительство провести ряд мероприятий по укреплению обороноспособности страны. А целью К. Генлейна и его сторонников стало создание повода для прямого вмешательства Берлина. После очередной провокации генлейновцев сложилась благоприятная для выступления Германии обстановка. Б. Муссолини стал призывать Германию раздавить Чехословакию.

Политика умиротворения Германии. Франция и Англия обратились 19 сентября 1938 г. к президенту Чехословакии Э. Бенешу с рекомендацией передать Германии все районы, в которых немецкое население составляло более 50 %.

21 сентября правительство М. Годжи приняло требование о передаче Судетской области Германии. Возмущенный чехословацкий народ ответил демонстрациями и забастовками. М. Годжа ушел в отставку, и к власти пришло правительство генерала Я. Сыровы. В стране была объявлена всеобщая мобилизация. Положение осложнилось выступлением Польши с требованием территориальных уступок, которая разорвала чехословацко-польский договор 1925 г. и сконцентрировала войска на границе. С претензиями выступила и Венгрия. Англия и Франция в ультимативной форме потребовали от Чехословакии капитуляции перед Германией, Польшей и Венгрией. Э. Бенеш отверг англо-французский ультиматум.

Мюнхенское соглашение 1938 г. и его результаты. 29 сентября в Мюнхене состоялась конференция представителей Англии, Франции, Германии и Италии. По принятому там соглашению Чехословакия обязывалась передать Германии все пограничные районы, очистив их от своих войск в 10-дневный срок, оставив в неприкосновенности все находящиеся на их территории военные сооружения. 30 сентября правительство в нарушение конституции приняло мюнхенский диктат без парламентского одобрения, и «первая» республика перестала существовать.

В результате мюнхенского предательства Чехословакия потеряла тройную линию пограничных укреплений, высокоразвитые промышленные районы. Германия, таким образом, получила 51 % промышленных предприятий Чехословакии, 26 % железнодорожных путей. Одновременно Польша заняла район Тешин — Фриштадт — Богумин, в котором находилось 50 % залежей каменного угля Чехословакии. Венгрия оккупировала район Кошице — Ужгород — Мукачево с расположенными в нём значительными сельскохозяйственными площадями. Э. Бенеш эмигрировал за границу, а 30 ноября новым президентом стал Э. Гаха. Сразу после Мюнхена Германия начала подготовку к полному захвату Чехословакии.

Положение в Словакии после Мюнхенской конференции. 6 октября все словацкие буржуазные партии подписали соглашение, фактически означавшее их переход на платформу Глинковской словацкой народной партии. Они потребовали немедленного предоставления Словакии автономии. С таким же требованием выступили буржуазные партии Закарпатской Украины. Центральные власти вынуждены были смириться с созданием автономных земских правительств во главе с Й. Тисо в Словакии и А. Бродием в Закарпатье. Республика стала называться Чехо-Словакией.

Создание Словацкого государства. А. Гитлер пришел к выводу, что уже ничто не мешает ему покончить с остатками чехословацкой государственности. Предлог был создан глинковской партией. Словакия предъявила пражскому правительству ряд экономических и политических требований, спровоцировав конфликт. Правительство Р. Берана 10 марта 1939 г. ввело в Словакии военное положение. Германия в этой ситуации объявила, что Чехословакия является постоянным очагом беспокойства и беспорядков. 14 марта Й. Тисо созвал сейм и провозгласил независимость Словакии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.