Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЮГОСЛАВИЯ В 1918-1941 гг. 1 страница




В рамках границ нового государства оказались административные территории Королевства Сербии, Королевства Черногории, а также Далмации и Словении, которые были австрийскими коронными землями. Славонии, Воеводины и Срема, которые веками находились под управлением венгерской короны, Босния и Герцеговина, которая после аннексии получила статус австро-венгерского государственного владения. В конце войны Сербия оказалась в лагере победителей и тем самым позволила хорватам и словенцам путем формирования нового югославского государства выйти из лагеря побежденных государств и избежать экономических и политических потерь. Королевство СХС было государством примирения.

Новое многонациональное государство с населением 12 млн. человек занимало около 249 тыс. кв. км. Национальные противоречия в государстве сразу же приобрели большую остроту: сербы, составлявшие 39% населения, стали господствующей нацией, хорваты и словенцы, по существу, оказались на вторых ролях, а македонцы и албанцы (проживавшие в основном в Косово и Метохии) не могли даже использовать свой родной язык в государственных учреждениях, школах, печати. В отношении вероисповедания население также было весьма пестрым. Православных было около 5,6 млн., католиков - 4,7 млн., мусульман - 1,3 млн. Господствующей религией в Словении и Хорватии был католицизм, в Сербии, Черногории и Вардарской Македонии – православие. Королевство СХС было отсталой аграрной страной. 3/4 населения было занято в сельском хозяйстве, 10% - в промышленности, около 15% составляли чиновники, военнослужащие, интеллигенция. Хозяйство страны было разрушено войной, железнодорожный транспорт парализован. В Королевстве соединилось несколько экономически разнородных областей. Более развитыми районами являлись Словения, Хорватия и Сербия, а самыми отсталыми - Черногория, Босния и Герцеговина и Македония.

В Королевстве СХС в 20-е годы находилось от 50 тыс. до 70 тыс. русских эмигрантов, в том числе до 40 тыс. военнослужащих белой армии. Осталось на постоянное жительство, по некоторым данным – 30 тыс., по другим – 44 тыс. Первая партия русских беженцев, прибывших в Королевство из Константинополя к январю 1921 г., составляла 21 460 человек. Из них 6635 человек прибыли на пароходах «Владимир» и «Херсон» в порт Бакар, 2475 – на пароходе «Сегет» в город Дубровник и 12295 человек – в бухту Котор. Не в пример другим странам, где осели эмигранты из России, в Королевстве со вниманием отнеслись к своим новым жителям, и со стороны подавляющей части местного населения, и на официальном уровне, со стороны государственных властей. (Например, генерал Владимир Поляков-Байдаров стал актером в Париже, а в 1938 году у него родилась дочь, всемирно известная ныне Марина Влади). Это объясняется и традиционными связями славянских народов, и в какой-то степени близким родством дома Романовых с королевским домом Югославии (дочери бывшего черногорского короля Николы 1, Милица и Анастасия, были замужем за русскими великими князьями Николаем и Петром Николаевиевичами). Александр, с 1921 г. король Королевства, учился в начале века в Пажеском корпусе в Петербурге. Югославское правительство предоставляло беженцам временное удостоверение на право жительства в Королевстве СХС и денежное пособие в 400 динар, некоторые продукты питания и при необходимости одежду от Американского Красного Креста. На территории Королевства СХС были действительны, в отличии от других западных государств, все дипломы об образовании и ученые степени, полученные в России. Даже воинские звания, полученные в России до Февральской революции, считались действительными в Югославии.

Русские эмигранты, среди которых было много квалифицированных специалистов в различных областях науки и техники, очень пригодились молодому югославскому государству. Согласно статистическим данным, 75% эмигрантов имели среднее или высшее образование, в то время как 50% населения Югославии (в некоторых областях до 80%) было неграмотно. Около 70% всех беженцев были трудоспособны и представлены были главным образом бывшими военными армии барона Врангеля. Неработоспособные, включающие детей, стариков, инвалидов и т.д., составляли 11812 человек, т.е. примерно треть от общего числа беженцев. 3,5 тыс. военнослужащих бывшей русской армии перешли на службу правительству Королевства и охраняли границы этого государства. Культурный уровень российских беженцев был также значительно выше среднего культурного уровня населения Королевства СХС.

Русские эмигранты внесли значительный вклад в развитие югославской культуры и науки. Среди русских эмигрантов преобладали люди интеллигентских профессий, как правило, не имеющие рабочей специальности, - 62,2% со средним и 13,3% с высшим образованием. Исходя, из специфики состава русской эмиграции, Земгор считал своей первейшей задачей помочь русским беженцам выжить в непривычных для них условиях, обеспечив их необходимой работой и средствами. С этой целью при Земгоре были созданы столярные, а также швейные мастерские в Белграде, Загребе, Сараево, Вараждине, а также курсы бухгалтеров в Белграде, школа машинописи. Также курсы сербского и хорватского языков, имеющие передвижной характер, что было связано с некомпактном проживанием русских беженцев, расселенных в 305 населенных пунктах Королевства СХС.

Уже 20 декабря 1918 г. из представителей 12 ведущих партий было сформировано новое правительство. Пост премьер-министра в коалиционном кабинете занял один из лидеров Сербской радикальной партии С. Протич (Пашич был назначен делегатом на Парижскую мирную конференцию, подводившую итоги первой мировой войны). Заместителем премьера стал председатель клерикальной Народной партии Словении А. Корошец, министром иностранных дел – руководитель югославянской эмиграции А. Трумбич, министром внутренних дел – лидер Хорватско-сербской коалиции С. Прибичевич. В правительство вошли восемь представителей от Сербии, шесть - от Хорватии, два - от Словении, два - от Боснии и Герцеговины и один - от Черногории. Другим важным инструментом функционирования государства до выборов в Учредительное собрание было Временное народное представительство (парламент). Он не был выбран населением, а сформирован на основе соглашений между партиями. Хотя этот парламент должен был принимать законы и указы, контролировать внешнюю политику, он был полностью подчинен принцу-регенту и правительству.

В Королевстве СХС без конца происходили правительственные кризисы. Так, в августе 1919 г. правительство Протича было заменено кабинетом Л.Давидовича - председателя Демократической партии Сербии. В феврале 1920г. правительство вновь возглавил Протич, которого в мае сменил другой лидер радикальной партии М. Веснич. Так в течении 1918 – 1928 гг. в Королевстве сменилось 23 правительственных кабинета, из них 21 – по прямой указке двора.

Другой характерной чертой этого периода была борьба внутри существовавших в разных областях социал-демократических партий. Все большее влияние стали приобретать левые группировки этих партий. На это также оказали влияние революция в России, агитация возвращавшихся оттуда бывших военнопленных-югославян. Путем вытеснения из социал-демократий умеренных течений и объединения левых сил в 1919 г. была образована Социалистическая рабочая партия Югославии (коммунистов). В 1920 г. на своем втором съезде она была переименована в Коммунистическую партию Югославии (КПЮ).

3 ноября 1920 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять первую конституцию югославского государства. Всего было избрано 419 депутатов. Демократическая партия Давидовича получила 92 мандата, на один больше, чем радикалы Пашича и Веснича. На третьем месте оказалась коммунистическая партия с 59 мандатами, на четвертом с 50 мандатами - Хорватская народная крестьянская партия С. Радича. Положение правящих сербских партий - радикальной и демократической, стало довольно сложным. Появилась угроза сильной антиправительственной коалиции в Учредительном собрании между КПЮ и ХНКП. Однако этого не произошло. Две сильнейшие оппозиционные партии предпочли действовать самостоятельно. В начале декабря по предложению Радича его партия была переименована в Хорватскую республиканскую крестьянскую партию (ХРКП) и заявила о своем намерении добиваться провозглашения независимой Хорватской крестьянской республики. Компартия же посчитала, что настал благоприятный момент для решительных действий. В стране, где даже с точки зрения марксизма не было самых минимальных предпосылок для пролетарской революции, курс был взят именно на нее. Это спровоцировало правительство на ответные меры. В ночь на 30 декабря 1920 г. правительство Веснича издало декрет "Обзнана", запрещавший деятельность КПЮ. Он имел целью не допустить, чтобы югославское государство последовало "русскому большевистскому примеру".

После многочисленных консультаций 28 июня 1921 г. в годовщину Косовской битвы в день Святого Вида Учредительное собрание одобрило новую конституцию. По Видовданской конституции, Королевство СХС являлось конституционной, парламентской и наследственной монархией. Народная скупщина (парламент) считалась верховным законодательным органом. Однако законы, принятые парламентом, подлежали утверждению королем, который имел также право его созыва и роспуска. Правительство объявлялось ответственным перед королем и Народной скупщиной, но фактически оно больше зависело от короля, которому принадлежало право назначения премьер-министров, увольнения правительства в отставку. Особа короля объявлялась неприкосновенной. Он являлся главнокомандующим вооруженными силами страны, представлял Королевство на международной арене, мог объявить войну, заключить мир. Активным избирательным правом пользовались граждане, достигшие 21 года, а пассивным – по достижении 30 лет. Не могли участвовать в выборах, и избираться в парламент женщины, военнослужащие и лица, «состоящие под опекой». Депутат должен был обязательно говорить и писать на "«государственном сербо-хорвато-словенском языке". Конституция упрочила права сербской буржуазии. Какие-либо органы местного самоуправления в несербских областях не создавались. Видовданская конституция и Положение 26 апреля 1922 г. ввели новое административное деление Королевства, она была разделена на 33 области во главе с назначаемыми королем жупанами. Хорватское население не получило даже тех прав, которыми оно пользовалось в Австро-Венгрии.

Согласно конституции, гражданам гарантировались все демократические права. Однако уже 1 августа они были фактически перечеркнуты утверждением Народной скупщиной «Закона о защите общественной безопасности и порядка в государстве», вошедший в обиход как "Закон о защите государства". Причиной был продолжавшийся террор со стороны компартии. Так, уже на другой день после принятия конституции была брошена бомба в принца-регента Александра, оставшегося по счастливой случайности невредимым. Все же 21 июля 1921 г. террористам удалось убить министра внутренних дел, непосредственного автора "Обзнаны" М. Драшковича. После этого по "Закону о защите государства" КПЮ была объявлена вне закона. За принадлежность к этой партии и коммунистическую деятельность предусматривалось наказание вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Ликвидировано право рабочих на забастовки, аннулированы мандаты депутатов от Компартии и их заместителей, распущены общинные скупщины. Вопреки Конституции была введена смертная казнь и за политические преступления.

Во внешней политике Королевство СХС ориентировалось на Францию. Для упрочения Версальской системы в Юго-Восточной Европе по инициативе Франции был создан блок - Малая Антанта. Начало ему было положено в августе 1920 г., когда Королевство СХС и Чехословакия заключили военную конвенцию. К ней затем присоединилась в 1921 г. - Румыния. Предусматривалось также экономическое сотрудничество членов блока. Активно отвергая произошедший в России Октябрьский переворот, правительство Пашина отказывалось устанавливать какие-либо отношения с Советской властью. Правительство Королевства СХС сохранило в Белграде прежнее Русское дипломатическое представительство, которое возглавлял бывшей советник при посольстве России в Афинах В.Штрандман, уволенный с дипломатической службы приказом НКИД Республики от 26 ноября /9 декабря/ 1917 г. Оно приняло на своей территории остатки врангелевских войск и многих белоэмигрантов.

Парламентская система власти отличалась крайней политической нестабильностью. За десять лет в стране сменилось более двадцати правительств. Причем, только два правительства были заменены по решению скупщины, остальные же отправил в отставку король. Им в 1921 г. после смерти отца стал Александр. На политической арене действовало от 20 до 30 политических партий (на выборах 1925 г. их было даже 45), из которых многие после первых неудач распадались. Партии различались по национальному и социальному составу. Попытки некоторых партий стать общеюгославскими успеха не имели. Самыми влиятельными сербскими партиями, были: радикальная и демократическая, хорватская – ХРКП, словенская – Народная, боснийская – Югославянская мусульманская организация и др. Но во время выборов в скупщину соревновались в основном не партийные программы, а партийные лидеры.

На протяжения всего межвоенного периода не прекращалась борьба между главными политическими течениями: унитарным централизмом и федерализмом, представленными в основном соответственно сербскими радикалами и ХРКП. В 1923 г. Радич в скупщине обрушился на радикалов с яростной критикой и, опасаясь преследований, выехал за границу. Летом 1924 г. он посетил Москву, где договорился о вступлении своей партии в Крестьянский Интернационал. Правящие круги решили использовать этот факт для применения против ХРКП "Закона о защите государства". Руководство партии вместе с Радичем в 1925 г. было арестовано, а деятельность партии запрещена. Одновременно власти пытались заставить арестованного Радича пойти на уступки.

В марте 1925 г. руководство ХРКП заявило, наконец, о признании Видовданской конституции и династии Карагеоргиевичей, а сама партия была переименована в Хорватскую крестьянскую партию (ХКП). На основе этого заявления и последовавших соглашений было создано коалиционное правительство из представителей партии радикалов и ХКП, а сам Радич выпущен на свободу. Позже он вошел в правительство в качестве министра просвещения. Сотрудничество ХКП и радикалов продолжалось всего около двух лет. Хотя Радич и вошел в правительство, он не прекращал выступать с критикой его деятельности. В конце 1927 г. ХКП и выделившаяся из демократической партии независимая демократическая партия С. Прибичевича договорились о создании Крестьянско-демократической коалиции. Создание оппозиционной коалиции было неожиданностью для правящих белградских кругов. Прибичевич, представлявший интересы сербского населения Хорватии, до этого выступал как убежденный монархист. Образовывался объединенный фронт всех политических сил Хорватии против центральной власти.

Между Крестьянско-демократической коалицией и правительственным большинством в скупщине разгорелась ожесточенная борьба, усугубившая хронический политический кризис. В июне 1928 г. во время дебатов в парламенте депутат от радикальной партии убил из пистолета двух хорватских депутатов и смертельно ранил С. Радича. Этот теракт всколыхнул всю страну. Правительство ушло в отставку. В Хорватии начались стихийные выступления протеста. Дело дошло до того, что в верхах сербских радикалов и дворцовой среде обсуждалась даже идея отделения Хорватии ибо, по словам короля Александра, с хорватами было невозможно достичь соглашения.

Новый кабинет был сформирован лидером Словенской народной партии Антоном Корошецем. Однако это не внесло успокоения. Руководители различных партий продолжали отстаивать свои узкопартийные и узконациональные интересы, сталкивали югославянские народы между собой, вели курс на фактический распад общего государства. Это позволило королю выступить в роли защитника народных интересов. 6 января 1929 г. Александр совершил государственный переворот. Видовданская конституция была отменена, парламент распущен, все политические партии запрещены. Король, взявший всю полноту власти в свои руки, назначил главой правительства генерала П. Златковича. Парламентаризм был заменен монархическим режимом, опиравшимся на армию. Переворот 6 января не вызывал в стране особого сопротивления: многие политические деятели считали, что это единственный способ спасти государство от распада. Только руководство находившейся в подполье коммунистической партии, посчитав, что настал благоприятный момент, и вновь взяло курс на вооруженное восстание. Это привело к многочисленным жертвам, фактическому разгрому и изоляции КПЮ. С января 1929 по сентябрь 1932 г. в Югославии состоялось 152 политических судебных процесса. Было вынесено 18 смертных приговоров. 4 человека были осуждены на пожизненную каторгу, 734 приговорены к различным срокам тюремного заключения. Большая часть судебных процессов (82 из 152) проходила над коммунистами.

3 октября 1929 г. Королевство СХС было переименовано в Королевство Югославию, что должно было символизировать государственное и национальное единство. Вслед за этим была проведена административная реформа, по которой страна была разделена на 9 бановин и один столичный округ (города Белград, Земун, Панчево). Старые исторические границы между Сербией, Хорватией, Словенией и другими национальными территориями были уже полностью ликвидированы. Кроме того, в большинстве бановин преобладало сербское население. Баны назначались и подчинялись лично королю.

Югославия еще накануне мирового экономического кризиса испытывала серьезные экономические трудности. В земледелии, скотоводстве, лесном хозяйстве и рыбном промысле было занято 76,3% трудоспособного населения страны. В промышленности и ремесле 10,7%, в торговле, в различного рода финансовых учреждениях и на транспорте 4,1% и т.д. Особенно тяжелым было положение сельского хозяйства, которое давало около 60% национального дохода. В 1931 г. в Югославии насчитывалось около 2 млн. крестьянских хозяйств. Из них 67,8% имели наделы менее 5 га. Согласно экономическим критериям, действовавшим тогда в Европе, они были нежизнеспособными. Аграрная реформа не принесла облегчения крестьянам. Свыше 70% земли осталось у крупных землевладельцев. Около полумиллиона крестьян вообще не имели земли. Аграрное перенаселение вынуждало крестьян уходить в город или эмигрировать за границу. Именно крестьяне раньше других слоев населения почувствовали и мировой экономический кризис. Цены на зерно (кукурузу и пшеницу) упали, например, с 1926 по 1934 г. почти наполовину. Аграрный кризис усилил имущественную дифференциацию сельского населения. Разорившиеся крестьяне пополняли ряды городских безработных.

Кризис в промышленности достиг своего пика в 1932 - 1933 гг. Объем промышленного производства сократился на 50%. Многие мелкие предприятия закрывались, возросло число банкротств. С одной стороны, это вело к росту безработицы (0,5 млн. чел.), с другой – резко усилило процессы концентрации и сращивания банковского и промышленного капитала. Иностранный капитал еще больше увеличил свое влияние на югославскую экономику, она была опутана сетью займов. Причем, состав иностранного капитала изменился: французских и английских монополистов начали вытеснять немецкие и итальянские.

Правительство пыталось смягчить последствия кризиса созданием Аграрного банка, регулированием импорта сельхозпродуктов. Однако без новых иностранных займов обойтись было невозможно. В 1931 г. Франция выделила Югославии огромный заем, но при условии смягчения абсолютистского режима. Не желая выглядеть диктатором в глазах мирового общественного мнения, король Александр 3 сентября 1931 г. "даровал" своему народу новую конституцию. Октроированная (т.е. "дарованная") конституция сохраняла за королем всю полноту власти. Парламент состоял из двух палат: Народной скупщины и сената. Половину членов сената король назначал сам. Правительство также назначалось королем, и было ответственно только перед ним. Принятие конституции привело к некоторой активизации политических партий, по существу прекративших свою деятельность с января 1929 г. В 1932 г. в Загребе состоялось совещание руководства Крестьянско-демократической коалиции, где была принята резолюция, осуждавшая великосербскую гегемонию, и ставился вопрос о новом устройстве государства, на этот раз на федеративной основе. Наряду с деятельностью оппозиции внутри страны, активизировалась и профашистски настроенная хорватская националистическая эмиграция усташей во главе с Анте Павеличем. Их организация была создана еще в 1931 г. в Италии.

Во внешней политике Александр продолжал ориентироваться на Францию. После прихода Гитлера к власти представители Малой Антанты подписали 16 февраля 1933 г. в Женеве "Организационный пакт". Целью пакта являлось: а/ способствовать более тесному сотрудничеству стран Малой Антанты; в/ заложить основу окончательной организации Центральной Европы; г/ способствовать странам Малой Антанты занять надлежащее место в европейской политике наряду с другими государствами, главным образом великими державами. Он продлил на неограниченный срок действие всех соглашений, положенных в основу этого блока. Через год /9 февраля 1934 г. в Афинах/ с целью укрепления и расширения Малой Антанты между Югославией, Румынией, Грецией и Турцией был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве, Балканский пакт. Пакт гарантировал статус-кво в юго-восточной Европе и обязывал его членов действовать совместно во внешнеполитических вопросах, касающихся Балкан. До конца 1930-х гг. этот союз, ориентировавшийся на Францию, выступал за обеспечение коллективной безопасности в Европе, поддерживал французское правительство в реализации его планов по сдерживанию фашистской угрозы, одобрив, в частности, франко-советский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи. В Балканскую Антанту не вошли Болгария и Албания, имевшие к соседним странам территориальные претензии. В октябре 1934 г. усташи по указке из Берлина убили в Марселе прибывшего туда с визитом короля Александра и министра иностранных дел Франции Луи Барту. После смерти короля, до совершеннолетия его сына Петра II, страной стали управлять три регента. Согласно завещанию короля Александра, составленному 5 января 1934 г., при малолетнем короле Петре были назначены три регента: двоюродный брат короля принц Павел Карагеоргиевич, министр - просвещения и сенатор д-р Раденко Станкович и бан Савский бановины д-р Иван Перович. Фактически власть принадлежала лишь одному из них – принцу Павлу.

Парламентские выборы 1935 г. оживили политическую жизнь. Формирование правительства было поручено белградскому банкиру М. Стоядиновичу. В результате сложных переговоров в коалиционный кабинет вошли радикалы, словенские клерикалы А. Корошеца и мусульманская партия М. Спахо. Они образовали так называемый Югославский радикальный союз.

Преодоление последствий экономического кризиса в Югославии происходило медленнее, чем в других странах. Только в 1937 г. промышленное производство достигло уровня 1928 г. В экономике продолжали укрепляться позиции иностранного капитала, особенно Германии. К концу 1938 г. на ее долю приходилось уже 1/2 всего югославского экспорта и импорта. Правительство Стоядиновича продолжало политику государственного унитаризма, отвергая требования хорватов. Хотя князь Павел и желал достигнуть соглашения с новым лидером Хорватской крестьянской партии В. Мачеком, этого не произошло из-за различий в вопросе государственного устройства. Отношения с ХКП даже обострились. Чтобы нейтрализовать деятельность Мачека и весьма агрессивной усташской эмиграции, Стоядинович пошел на резкое улучшение отношений с Италией и Германией. В 1937 г. были заключены болгаро-югославский договор "о вечной дружбе" и соглашение о нейтралитете с Италией. Во время встречи с Гитлером в начале 1938 г. Стоядинович дал согласие на аннексию Австрии. Мюнхенский сговор окончательно похоронил Малую Антанту.

Неудачей окончились попытки режима Стоядиновича привлечь на свою сторону католическую церковь и клерикальные круги Хорватии и Словении путем заключения в 1937 г. конкордата (соглашения) с Ватиканом, предоставлявший католической церкви большие права и ставивший ее в привилегированное положение. Против конкордата резко выступила православная церковь и сербское население. Религиозная нетерпимость вела к еще большему обострению национальных противоречий. В такой ситуации в декабре 1938 г. состоялись парламентские выборы в Народную скупщину. Стоядинович одержал лишь незначительную победу над объединенной оппозицией во главе с Мачеком. Фактически выборы означали триумф оппозиции. В результате в феврале 1939 г. Стоядинович был вынужден уйти в отставку, передав руководство лидеру Югославского радикального союза Д. Цветковичу – министру социальной политики в его кабинете.

Д.Цветкович в качестве основных задач выдвинул "консолидацию внутреннего положения" и решение хорватского вопроса. После переговоров Цветковича с Мачеком 26 августа 1939 г. было объявлено о создании специальной Хорватской бановины. Соглашение признало наличие национальной индивидуальности хорватов и предоставляло Хорватии самостоятельность в большей части внутренних дел, увеличивая участие хорватской буржуазии в управлении государством. Исполнительную власть в ней осуществлял назначаемый королем бан (И. Шубашич), который был ответственен и перед законодательным органом бановины – сабором. Органы власти в бановины получали широкие полномочия. В.Мачек вошел в правительство Цветковича в качестве зам. премьера. Соглашение Цветковича-Мачека должно было послужить основой для дальнейших преобразований в стране, но этому помешала война.

Однако и это соглашение не смогло ослабить национальные противоречия. Усташи в условиях агрессии фашистских государств в Европе стали, открыто требовать раздела Югославии и перехода Хорватии под немецкий протекторат. После разгрома Франции и присоединения Венгрии, Румынии, Словакии и Болгарии к странам "оси" правительство Цветковича-Мачека под давлением Германии также решилось присоединиться к Тройственному пакту и 25 марта 1941г. в Вене было подписано соответствующее соглашение. Фактически это означало полное подчинение Югославии фашистским державам. Весть об этом всколыхнула всю страну и была воспринята (прежде всего, в Сербии) как прямое предательство. Во многих крупных городах прошли массовые демонстрации под лозунгами "Лучше война, чем пакт", «Союз с Россией – единственное спасение!». Выведенные на улицы полиция и войска отказались разгонять демонстрантов.

Воспользовавшись сложившейся обстановкой, группа офицеров ВВС в ночь на 27 марта 1941 г. совершила государственный переворот и свергла Павла и правительство Цветковича-Мачека. Регентство было отстранено, правительство арестовано. Престол занял провозглашенный совершеннолетним 17-летний король Петр II. Правительство возглавил генерал Д. Симович. 5 апреля оно подписало в Москве советско-югославский договор о дружбе и ненападении. Однако уже утром 6 апреля 1941 г. фашистские войска без объявления войны напали на Югославию, подвергнув варварской бомбардировке Белград и другие города.

 

ЛЕКЦИЯ 5

БОЛГАРИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая война началась. Как и прежде, Болгария должна была определить свое место в международном конфликте. В самом начале войны болгарское правительство объявило, что будет следовать политике нейтралитета. Оно хочет выиграть время, чтобы в противостоянии военных группировок найти для Болгарии такое место, которое позволило бы ей с наименьшими потерями извлечь для себя максимальную пользу при решении территориальных проблем. В августе 1940 г. в г. Крайове под давлением Германии был заключен договор между Румынией и Болгарией. Это соглашение урегулировало территориальный спор между двумя государствами. Румыния согласилась вернуть Болгарии Южную Добружду.

Важное стратегическое положение Болгарии обусловливает напряженную дипломатическую борьбу за ее внешнеполитическую ориентацию со стороны Германии и Советского Союза. Осенью 1940 г. почти одновременно Болгарии делаются два предложения: Германия приглашает ее присоединиться к Тройственному пакту держав, а СССР предлагает заключить с ним двусторонний пакт о взаимной помощи. Несмотря на развернувшуюся по инициативе болгарских коммунистов кампанию за принятие советского предложения, царь Борис и правительство, опасаясь "большевизации" страны, его отвергают. Так болгарские власти связали судьбу страны с творцами "нового порядка" в Европе.

Однако в германской стратегии агрессии на Восток участие Болгарии не планировалось. Приходилось считаться с традиционными дружественными чувствами болгар к русскому народу. Болгарское правительство не решилось объявить войну СССР и не осмелилось послать на Восточный фронт ни одного солдата, несмотря на требования Гитлера. Более того, Болгария оказалась единственным союзником Германии, сохранившим с Советским Союзом дипломатические отношения на всем протяжении войны. Положение Болгарии как страны-сателлита заметно отличалось от положения завоеванных Германией государств. В ней сохранился собственный государственный аппарат: германские войска, располагавшиеся на ее территории, не выполняли оккупационных функций. Однако союз с Германией был для Болгарии неравноправным и наносил серьезный ущерб ее национальной независимости. Германские монополии постепенно занимали господствующее положение в болгарской промышленности и банках. Внешняя торговля Болгарии все более подчинялась интересам "третьего рейха", причем неравноправное партнерство между ними привело к огромному торговому дисбалансу в ущерб Болгарии, поскольку Германия не выполняла свои обязательства. Больших средств денежных стоило содержание германских войск, дислоцированных на территории Болгарии. Тесное сближение с нацистским государством не могло не оказать пагубного влияния и на политический климат в Болгарии. В стране вошли в силу чрезвычайные законы, по которым каждый, обвиненный в политических действиях, подлежал военному суду. Опыт фашистов по организации репрессий не прошел бесследно - болгарские тюрьмы и появившиеся концлагеря наполнились коммунистами и другими антифашистами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.