Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аграрная реформа и колонизация в Югославии




Земельная реформа в Польше 1944 г.

Болгарское аграрное законодательство 1945-1946 гг.

После Второй мировой войны

Тема 15. Аграрные преобразования в зарубежных славянских странах

Вопросы:

 

Литература:

Хрестоматия. Т. 3. С. 212-216 (д. 2-3); С. 229-232 (д. 2), 248; С. 281-282 (д. 3-4).

Болгария в XX веке: очерки политической истории. М.: Наука, 2003. 463 с.

Великий Октябрь и революции 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1982.

Из истории народно-демократических и социалистических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977.

Снитл З., Цезар Я. Чехословацкая революция 1944-1948 гг. М., 1986.

Дополнительная литература:

Марьина В.В. Крестьянство и революции 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1984.

Марьина В.В., Мурашко Г.П. Путь чехословацкого крестьянства к социализму (1948-1960). М., 1972.

Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1989.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию:

Прежде всего изучите отношения земельной собственности и их изменения в процессе аграрных преобразований второй половины 40-х годов. Каковы были источники формирования резервного фонда государственных земель и как они в последующем распределялись? Выскажите свое мнение о соотношении формальной и фактической национализации земли. Далее отметьте особенности процесса ликвидации крупных земельных собственников в странах Центральной и Юго-Восточной Европы по сравнению с советской практикой. Также в сравнительном плане рассмотрите развитие кооперативного движения и определите его общие и особенные черты в разных странах и по сравнению с СССР.

Тема 16. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление

Вопросы:

1. «Две тысячи слов» - главный манифест Пражской весны.

2. Позиция «союзников» по ОВД (сообщение).

3. Интервенция в Чехословакию (сообщение).

Литература:

История антикоммунистических революций конца XX века. Центральная и Юго-Восточная Европа. - М.: Наука, 2007. – 397 с.

Шанин А. Н. Общественные изменения в восточноевропейских странах. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – 125 с.

Политические кризисы и конфликты 50-60-х годов в Восточной Европе.
М., 1993.

"Пражская весна" и международный кризис 1968 года. - М.: МФД, 2010. - 428 с.

Тоталитаризм: Исторический опыт Восточной Европы. - М.: Наука, 2002. - 222 с.

Дополнительная литература:

Браунталь Ю. Антитоталитарные движения в Центральной Европе, 50-60-е годы // Советское славяноведение. 1990. № 3.

Волков В.К. Инстинкт самосохранения: советская партократия и «пражская весна» // Конфликты в послевоенном развитии восточноевропейских стран. М., 1997. С. 157-184.

Мусатов В.Л. Предвестники бури. Политические кризисы в Европе (1956-1981). М., 1996.

Новопашин Ю.С. Вторжение в Чехословакию в 1968 г. как воплощение практики «классового подхода» // Славяноведение. 1993. № 1.

Орлик И.И. Запад и Прага в 1968 г. // Новая и новейшая история. 1996. № 3.

Пихоя Р.Г. Чехословакия. 1968 год. Взгляд из Москвы // Новая и новейшая история. 1994. № 6; 1995. № 1.

Стыкалина А.С. «Пражская весна» 1968 г. и позиция Венгрии // Славяноведение. 1998. № 5.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию:

При изучении главного документа Пражской весны – манифеста «Две тысячи слов» – выделите главные цели и лозунги чехословацкой оппозиции. Определите, к какому общественному устройству вела реализация этого манифеста: обновленному социализму или созданию демократического гражданского общества западного образца. Отдельно оцените международные аспекты требований документа.

Готовя сообщение по второму вопросу темы, уделите основное внимание политическим аспектам подготовки, проведения и оценки результатов интервенции 1968 г.

 

Тема 17. Движение “Солидарности” в Польше в 1980-1981 гг.

 

Вопросы:

1. Рождение «Солидарности» в 1980 г. «Гданьские соглашения»

2. Польская «Солидарность» и СССР (сообщение).

3. «Комиссия Суслова» о ситуации в Польше в 1980-1981 гг. (сообщение).

 

Литература:

Документы «комиссии Суслова». События в Польше в 1981 г. // Новая и новейшая история. 1994. № 1.

Конфликты в послевоенном развитии восточноевропейских стран. М., 1997. С. 157-184.

Павлов В. Руководители Польши глазами разведчика. М., 1998.

"Солидарности" год первый. - Лондон: OPI Ltd, 1981. - 240 с.

Дополнительная литература:

Бухарин Н.И. Генерал-либерал Войцех Ярузельский // Бывшие хозяева Восточной Европы. М., 1995. С. 155-204.

Медведев Р.А. Неизвестный Андропов. Кризис в Польше в 1980-1981 гг. // Новая и новейшая история. 1999. № 2

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию:

При изучении текста «Гданьских соглашений» уделите основное внимание тем положениям документа, которые открывали возможности для конституирования и развития мощного оппозиционного движения. Определите, какие из требований забастовщиков базировались на принципах существовавшего в Польше строя, а какие выходили за привычные рамки коммунистической идеологии? Какие уступки были сделаны МЗК по отношению к правящему режиму? Анализируя письмо ЦК КПСС от 5 мая 1981 г., попытайтесь оценить его интеллектуальный уровень, своеобразие лексики и конкретные цели, которые преследовало советское руководство, направляя письмо в адрес ЦК ПОРП. Материалы “комиссии Суслова” позволяют реконструировать отношение высшего руководства СССР к развитию ситуации в Польше в 1980-1981 гг.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1-е задание

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

В качестве 1-го задания для самостоятельной работы студентам предлагается написать письменную работу о биографии одного из государственных или общественных славянских деятелей, а также известных представителей культуры по выбору из предложенного ниже списка.

В биографии следует отразить:

а) основные вехи жизненного пути;

б) охарактеризовать профессиональную деятельность, выделив личный вклад избранного героя в развитие того или иного народа, а также подчеркнуть его международное значение;

в) привести список наиболее известных сочинений самого героя, а также научную литературу, изданную в нашей стране и за рубежом о нем.

Объем работы до 10 страниц, она готовится в письменной форме, несколько лучших работ заслушиваются в виде докладов во время аудиторных практических занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.