Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Увидеть главное




Допустим, перед учеником текст: «Культурное превосходство той или иной страны часто приводит к тому, что ее письмо заимствуется соседями, менее развитыми в культурном отношении.

В древние времена вавилонский язык был языком общения всего Ближнего Востока, и его распространение было сравнимо с распространением латыни в средние века.

В более поздние времена греческий, латинский, русский и арабский алфавиты широко использовались (и используются поныне) для многих различных языков» (Е.И. Гельба. Опыт изучения письма. М., 1982)

«ИУ» поставит перед собой вопрос: где в этом тексте основная мысль, а где подтверждающие ее примеры?

И определит, что основная мысль сформулирована в первом абзаце, а дальше идут подтверждающие ее примеры.

Можно выделить главную мысль так, как она сформулирована в тексте. А можно попытаться выразить ее в собственной формулировке. Попытайтесь (см. следующий отрывок из той же книги): «В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества…

Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с СМИ, если бы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого?

Письмо имеет такое же значение в повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, электричества, чем без письма»

Главную мысль нетрудно выразить в одном предложении.

Еще один путь выделения главного – мысленное отбрасывание ненужной, несущественной информации. Это не очень легкая работа: она требует основательно оценить прочитанное по степени его значимости, существенности. На неумении большинства учащихся отказываться от ненужных сведений основана шутливая задача, популярная еще в старой гимназии: «Фунт муки стоит двенадцать копеек. Сколько стоят две пятикопеечные булки?». Не замечая скрытую ловушку, пытались решать задачу исходя из цены фунта муки.

Найдите в следующем тексте ненужную (с точки зрения спрашивающего. ИКЛ: релевантность) информацию.

В пьесе Гоголя «Женитьба» сценка: сваха приходит к Подколесину, чтобы просватать ему невесту Агафью Тихоновну. Разговор между свахой и Подколесиным:

Подколесин: А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

Фекла: А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинное удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных флигеля: один флигель совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублей по четыреста приносит доходу. Огород еще есть на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уже поженил, а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю полегче было отправлять. Я уже, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Все, что относится к купеческому семейству Подколесина не интересует.

Т.О., есть три способа выделения главного:

- нахождение в тексте основной мысли и поясняющих ее примеров;

- краткая формулировка существа текста;

- исключение ненужной информации.

Научиться этому, значит сделать шаг к воспитанию в себе «ИЧ».

Я.А. Коменский: «Отбирать полезнейшее – дело такой важности, что немыслим толковый читатель без умения отбирать. (Ученым тебя делают не книги, а их изучение).

Единственно надежный плод чтения – усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего – значит все пропустить».

Работая с текстом, ИУ выписывает самые важные мысли, определения, факты. Такие регулярные записи в дальнейшем помогают повторению всего курса. «Кто записывает, тот читает дважды» - римская пословица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 3.936 сек.