Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения человека с языком




 

Г.В. Колшанский. Объективная картина мира в познании и языке/ отв. ред. А.М. Шахнарович. Предисл. С.И Мельник и А.М. Шахнаровича. Изд. 2-е, доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005. -128 с.

 

Весь мир был охвачен в 60-е годы идеями структурализма в языкознании, а Геннадий Владимирович не верит в примат формы, в возможности лингвистики, отрывающей языковую форму от содержания, от семантики. Он ищет ответа на свои вопросы у Канта, Фейербаха, Потебни, Бодуэна де Куртене, Мещанинова, Поливанова… и выходит в область психологии, признавая необходимость «впустить» человека в мир лингвистических исследований. Смыслы языка хранятся в голове человека, а не заключены в глубинные структуры текста, взятого как вещь в себе. Именно под руководством Геннадия Владимировича начинается множество исследований, рассматривающих все более крупные единицы языка: на пути от слова к тексту лежали словосочетания, фразы, сверхфразовые единства, абзац…Это были конкретные области научного анализа…поиск элементарной и одновременно адекватно отражающей целое языковой единицы.

Самое интересное – человек, мир человека, а в этом мире роль языка безгранично велика…Очевидно, что описание объекта лингвистической науки в терминах сравнительно-исторического языкознания, не приводит к пониманию механизмов речемышления и речетворчества. Иллюзии структурализма разбились о тот же камень преткновения: даже блестящее владение готовыми языковыми формами не есть порождение речи, вместо овладения языком через структуры человек вынужден заниматься овладением структурами, заучиванием и имитацией

Для Колшанского главная проблема в изучении языка заключалась в том, чтобы отыскать в языке, как в физике или химии, адекватную «элементарную частицу», основную функциональную единицу языка, каковой не являются, - это ему уже кажется очевидным, - ни предложение, ни структура/модель. Но основная единица работающей системы должна подчиняться ритму ее жизнедеятельности, заданному назначением функцией. А что является функцией языка? Трубецкой выделял таких функций три, Якобсон – пять, неколторые исследователи дошли до двадцати. И Колшанский вступает в спор с великими предшественниками… С мыслью можно бороться только мыслью, - утверждает академик А.Д. Сахаров. Колшанский всю жизнь исповедует это правило. Он пишет: «Коммуникативное назначение языка есть его первая и единственная функция, преобразующая индивидуальное сознание в общественное». Монизм концепции позволил воздать должное Человеку, хозяину языка. «Язык есть продукт мыслительной деятельности человека и одновременно форма этой деятельности», а «основой его существования является адекватность мыслительного языкового процесса отражаемому миру».

…Россыпь речевых актов, опосредованных поведенческими факторами (интенцией говорящего, ситуацией общения, сферой компетенции и пр.) – все это строительный материал, а не храм, подчиняющий себе Человека.

…Колшанский предполагает считать основной единицей языка и коммуникации текст, на нижнем уровне которого стоит высказывание. За всю историю лингвистики и методики как ее прикладной области (составляющей и самую обширную область применения лингвистических исследований, и испытательный полигон, где теория проходит проверку практикой) – это третья единица (первая – слово, вторая – предложение). Если первые две статичны, то текст – динамичная единица, в которой мысль не умирает изреченной, но действительно живет…

Картина мира, которая складывается в мышлении носителя языка, требует адекватного выражения языковыми средствами. Это возможно при условии такой организации языковых средств, которая позволила бы адекватно реализовать коммуникативную интенцию в любой ситуации общения. В какой мере объективная действительность отражается в языке? Как это отражение корреспондирует с тем субъективным образом объективного мира, который складывается в сознании субъекта и становится способом (и средством) ориентации в реальной действительности? Каковы креативные возможности системы языка? – вот далеко не полный перечень вопросов… (Предисловие, с. 4-6)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.