Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К методике исследования средотворческого дискурса




Анализ актуальных проблем продвижения к чтению современных школьников предполагает исследование доминирующих тенденций в методологии и методике обучения словесности и речевой деятельности, сопоставление концептуальных противоречий в подходах к организации популярной печати и СМИ вообще, противоречия в определении научно-методического статуса и дискурсивной корреляции (в дидактических целях, например) социокультурных и общественно-политических явлений таких, как общественное сознание, речевая среда, образовательная среда, языковая политика, государственный заказ, стандарт образования, медиаобразование и пр.

В понятийный аппарат методологии формирования сознания культурно-языковой личности с позитивной национально-культурной идентичностью, установкой на непрерывное самообразование, духовную самоидентификацию, пластичную функционально-ролевую самореализацию, стремление к активной гражданской позиции, установкой на здоровый образ жизни и т.п. (см., в частности, «Закон об образовании») представляется целесообразным включение элементов понятийно-терминологической базы блока «экологическое сознание и его формирование», «социальная педагогика как педагогика среды» и соответственно, информационно-дидактических структур практико-иллюстративного характера.

Проекция образовательно-воспитательных задач на информационно-потребностные структуры субъектов образовательного процесса вызвало к жизни (соотвественно специфике вызовов информационном обществе) проблемы систематизации целеполагания общеобразовательного и медиаобразовательного процессов как процессов формирования эколого-информационных фильтров и психолого-педагогической поддержки учащихся.

Для построения интегративного аппарата методологии (и методики) продуктивно-рецептивной (смыслотворческой, культуротворческой) речемыслительной деятельности очень привлекательны 1. идеи когнитивных психологов:

Результаты показывают, что мысленные образы проявляют замечательную способность замещать действительное восприятие …Возможно, законы пространственных структур и преобразований, которые оказались встроены в наши перцептивные механизмы за века эволюции в трехмерном мире, теперь стоят на службе творческой мысли (Роджер Н. Шепард).

Полный анализ того, что мы делаем, когда читаем, стал бы почти наивысшей точкой достижений психолога, ибо для этого пришлось бы описать множество самых трудных действий человеческого разума, а также разобраться в запутанных деталях самой замечательной и специфической действительности, которую цивилизация освоила за всю свою историю (Э. Б. Хьюи, 1908)

Внимание должно быть уделено опознанию букв и слов с целью выявления конкретных детерминант перцептивно-когнитивного процесса…В итоге наша цель – построить модель обработки информации, применимую ко всей совокупности человеческого опыта (Р. Солсо, с. 280)

2. Актуальными выглядят положения методологии эколого-педагогического образования:

Анализ формопорождения на примере становления психики в «простейшей» ее форме – форме порождающего процесса восприятия движения и стабильности (порождения пространственности восприятия) позволяет говорить о том, что принцип формопорождения может быть использован в качестве исходного основания:

1. Для экспликации психики как особой формы бытия, проявляющейся в становящейся, в ставшей и в превращенной (опредмеченной) формах;

2. Для экспликации системы «человек – окружающая среда» как системы развивающейся в форме онтологического субъекта на основе субъект-порождающего взаимодействия между ее компонентами. Обретение психикой актуальной формы своего проявления происходит в три этапа и в трех формах самоосуществления:

- как становление системного качества системы «человек – окружающая среда» в виде формопорождающего процесса и потому не сводимого к изначальным свойствам и качествам составляющих ее компонентов, но осуществляемого на их основе – субъект-порождающий тип взаимодействия между компонентами данной системы;

- как обретение «человеком» как компонентом указанной системы таких онтологических свойств актуально осуществляющегося порождающего (формопорождающего) психического процесса), которые по отношению к последующему этапу начинают выполнять антиципирующую функцию, опосредующую взаимодействие между «человеком» и «окружающей средой» в рамках указанной системы. При этом «человек» обретает статус субъекта психической реальности, «расщепленного» на себя в «в настоящем» (актуального), на себя «в прошлом», обращение к которому создает рефлексивный компонент, и на себя «в будущем», обращение к которому на основе отрефлексированного «прошлого» создает антиципирующий компонент. Тип взаимодействия с «окружающей средой» как компонентом данной системы становится в разных ситуациях субъект-объектным, субъект-субъектным и совместно-субъектным;

- как порождение актуальной психической реальности в превращенной форме, т.е. в виде тех предметных и иных свойств окружающего мира, которые антиципируются и тем самым порождаются функциональными, познавательными, деятельностными, поведенческими, жизненными и иными потребностями «человека» в его взаимодействии с «окружающей средой». При этом последняя обретает имплицитную самость объектных свойств и отношений, а также квази-психологические и психологические свойства и качества.

3. Для использования в качестве нового исходного состояния, позволяющего рассматривать психические процессы, психические состояния как разные проявления психики, но единые по своей природе. (Панов, с. 148)

3. Идеи психолого-педагогического дискурса, соотносимые с позициями педагогов и, в частности, социальных педагогов

Наши подростки обращаются к анализу своей личности, как к средству, необходимому им для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми Т. Драгунова, с. 53)

Исследователь полностью отрицает реальность той «пустыни отрочества», о которой писал Л. Толстой: «... Пустыня отрочества (для Николеньки Иртеньева) – это период, когда разорвались те связи с матерью, с другими домашними… Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озарило конец этого возраста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности ( с. 53)

Подростковый возраст называют возрастом «второго рождения личности». Возраст этот, хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, может быть, больше, чем какие-либо другие, зависим от реальностей окружающей социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен как никогда» (Прихожан, Толстых, с. 80).

«Осознание неуправляемости событий среды является источником беспомощности, приводит к развитию внешнего локуса контроля и уменьшению ощущения эффективности собственной деятельности. (Панов, с. 24)

Слова о бесправии природы относятся не только к природе как «внешней среде» обитания человека, но и к природе самого человека … (Т.Ф. Столярова, 1997) с.8 (Панов).

В подростковом возрасте отсутствует чувство перспективы, у ребят просто нет психологического будущего. Именно чувство временной перспективы и есть одно из важнейших новообразований подросткового возраста, поэтому при проектировании временной организации среды развития подростка очень важна задача сформировать у него чувство временной перспективы как целостной картины будущего со сложной противоречивой взаимосвязью программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную реальность и индивидуальный смысл своей жизни (Лукина, с. 24).

Важность взаимосвязи в жизни индивида времени исторического, биографического и ситуативного является предпосылкой насыщения настоящего значимой деятельностью, условием его развития, связи его личностного времени с историческим и субъективного – с биографическим. При проектировании развивающей среды это требует, чтобы ситуативная, личная жизнь и организация времени соотносились со временем историческим (Лукина, с. 242)

Человек должен рассматриваться в роли субъекта, который в процессе самоосуществления реализует (точнее, должен реализовать) своею жизнедеятельностью универсальные (общеприродные) принципы саморазвития природы (природных форм бытия), в том числе человека и планеты в целом.

4. Мудрые суждения выдающихся мыслителей 20 века: А.А. Ухтомский создал стройную концепцию человека на стыке физиологии, психологии, философии, социологии и этики.

 

Рефлексы доверчивого сближения со средою, эскпансии, культивирование реакций сближения с раздражителем, вящего сопрокосновения с ним ради его более близкого распознавания и узнавания, - вот существенно другое направление деятельности, противоположное эгоцентризму и самодовольному самообихаживанию, обещающее одновременно и постоянный уход от себя, постоянное простирание вперед, постоянное узнавание нового вокруг и выше себя, а также – собеседника, друга и общество (А. Ухтомский, с. 419).

Новая натуралистическая наука, как она стала складываться в эпоху Леонардо да Винчи, Галилея и Коперника, начинала с того, что решила выйти из застывших в самодовольстве школьных теорий средневековья, с тем, чтобы прислушаться к жизни и бытию независимо от интересов человека. Дело шло об иллюзии – создать «бездоминантную науку», или об установке и культивировании новой трудной доминанты с решительной установкой центра внимания и тяготения на том, чем живет сама возлюбленная реальность, независимо от человеческих мыслей о ней (Ухтомский..?)

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Открылись уши, чтобы слышать, и только оттого, что решились вынести из себя центр главенствующего интереса и перестать вращать мир вокруг себя. За эту решимость натуралист был награжден тем, что изучая самодовлеющие факты мира, он небывало обогатил свою мысль! Теперь предстоит сделать еще шаг и еще новый сдвиг. Нам надо из самоудовлетворенных в своей логике теорий о человеке выйти к самому человеку во всей его живой конкретности и реальности, поставить доминанту на живое лицо, в каждом отдельном случае единственное, данное нам в жизни только раз и никогда не повторимое, никем не заменимое (А. Ухтомский, с. 359).

Мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и в людях то, чего искал и заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это, можно сказать, «закон заслуженного собеседника»… (А. Ухтомский. Доминанта. С. 35).

5. Идеи подходов к концептуализации культуротворчества с позиций культурологов, религоведов, искусствоведов.

Мир культуры – это мир самого человека, его целей, смыслов, способов существования. По отношению к природной и культурной реальности человек выступает активной преобразующей силой, создающей нечто, выходящее за пределы творчества природы. В социальном пространстве творчество человека разделяется на практическую и духовную сферы деятельности. Именно духовная по отношению к практической выступает смыслообразующим началом культуры (Жукова, с. 7).

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому – слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, иному – дары исцелений тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков (1. Кор. 12, 4-10).

6. Научные наблюдения филологов-мыслителей, основателей научных школ:

Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, нарушение второго – тривиальным… Цель поэзии, конечно же, не «приемы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания…Поэтический текст – мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировка в нем. В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру (Ю.М. Лотман)

Построение системы работы с текстом, содержащим образ СРЕДЫ (территории, пространства и т.п.), с опорой на методологические основы интегративно-гуманитарного знания дает результаты, позволяющие предполагать перспективность подобных информационно-дидактических моделей.

В качестве иллюстративного материала может быть предложен тематический блок «Чистые пруды».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.