Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила и установки на здоровый образ жизни зависят от




ВОПРОСЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ У ЛИЧНОСТИ САМООЦЕНКИ И ГОТОВНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ

Нет, лучше все равно не будет

Да, но не знаю, как ее улучшить, помогите

Да и сама жизнь побуждает к этому. Я знаю, что делать

ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПОБУДИЛИ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ НАД МОИМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

Не замечать плохое

Проявление любви

Физическое наказание

Поощрение

Дисциплина и самодисциплина

Тот, кто сильнее

Кто больше зарабатывает

Взаимопонимание

Любовь

Научусь в процессе жизни

Я и так все знаю

Да, если бы было время

Да, если бы были деньги

Да, естественно

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ НЕОБХОДИМЫМ ПРОЙТИ КУРС МАТЕНИНСКОЙ (РОДИТЕЛЬСКОЙ) ШКОЛЫ ПЕРЕД РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА ИЛИ СОЗДАНИЕМ СЕМЬИ

Психологическая, чтоб снять проблемы

Финансовая, т.к. она дает материальные блага

Дружеская, т.к. она дает взаимопонимание

Родительская, т.к. они меня любят

Духовная, чтобы понять цель и смысл жизни

КАКАЯ ПОМОЩЬ ВАМ БОЛЕЕ ВСЕГО НУЖНА

Богатый родственник

Врач

Психолог

Педагог

Духовный человек

Болезни

Низкий материальный доход родителей

Отсутствие психологических знаний

Отсутствие взаимопонимания

Отсутствие любви

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЕД В СЕМЬЕ

Сделать бесплатными лекарства

Дать возможность хорошо зарабатывать родителям

Сделать бесплатными и доступными детские учреждения

Победить преступность, наркоманию, алкоголизм

Учить молодых людей искусству родительства, как вести себя с ребенком и воспитывать его

ЧТОБ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ ЖИЗНЬ НАШИХ ДЕТЕЙ НУЖНО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Уровня загрязнения окружающей среды

Организации всей системы здравоохранения и питания

Качества подготавливаемых лекарств и их доступности

КТО МОЖЕТ ОКАЗАТЬ ВАМ НАИБОЛЬШУЮ ПОМОЩЬ В ЖИЗНИ?

КТО В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ?

ЧТО ВАЖНЕЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ? ЧТО НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО?
1. личный пример

1. По отношению ко мне жизнь справедлива на ____%

а) моего образа мышления, от моих взглядов на устройство жизни на ------%

б) от складывающихся обстоятельств жизни независимо от меня (политических, экономических и др.) на ------%.

ПРОБЛЕМА МЕТОДА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Методы в науке методике, как науке педагогической

Методический эксперимент по проверке эффективности, доступности новых программ и пособий, технологий, отдельных методов и приемов.

Выделяют ПОИСКОВЫЙ, ФОРМИРУЮЩИЙ И КОНТРОЛЬНЫЙ (констатирующий (установочный), обучающий, контрольный методы.

Связи методики с дидактикой:

- применимость дидактических принципов в методике. Принцип воспитывающего обучения (в отборе языкового материала воспитывающего характера, в изучении закономерностей функционирования и структурного описания языка в развитии, в повышении культуры речи, в освоении информации о роли русского языка в мировой языковой системе, роли языка в формировании личности, ее самосознания, жизненной позиции.

- методы обучения (МО).

Различные классификации методов затрудняют создание единой системы для дидактики и методики. Могут быть выделены методы РЕПРОДУКТИВНЫЕ, ПОИСКОВЫЙ, ПРОБЛЕМНЫЙ, которые имеют в методике свою специфику. Некоторые дидакты выделяют методы: лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный или индуктивный. Собственно языковые методы: М языкового анализа: в развитии речи – коммуникативный метод; в изучении словообразования – генетический, в обучении орфографии – метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесен к числу поисковых методов и пр.

- связь понятий и терминов. Многие дидактические понятия: цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и пр. – используются в методике применительно к РЯ: урок русского языка, урок грамматики; учебник синтаксиса; орфографические умения; упражнения по русскому языку и пр.

Приоритетная цель образования – развитие личности

Содержание образования полиструктурно: каждый компонент обеспечивает определенную функцию для развития учащихся:

- Ориентировочную (знания, компетентности);

- Операциональную (умения, навыки);

- Субъектно-личностную (эмоционально-ценностное отношение к миру);

- Творческую (опыт творческого смыслоконструирования).

Решающее условие успеха – адекватное образовательным целям единое (включая взаимодействие с культуроносными структурами, медиа и пр.) учебно-воспитательное пространство (образовательная медиасреда).

А)Образовательное пространство порождается межсубъектным общением участников процессов в пространстве

- Б) Связано с эмоциональной сферой личности

- В)сопровождается и интерпретируется учебной или реальной личностно-ориентировочной ситуацией, ставящей ученика в ситуацию выбора позиции по отношению к содержанию и форме учебного контекста.

Проблема МО в школе тесно связана с целями, содержанием, принципами организации обучения, возрастными и индивидуальными особенностями усвоения содержания образования. Необходимо учитывать:

- Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме;

- эффективность результатов может быть достигнута только при сочетании различных МО;

- эффективности в развитии качеств личности можно достигнуть при использовании не равнонаправленных, а дополняющих друг друга МО;

- необходимо учитывать направленность воспитания на социально важные потребности, эмоции познавательной деятельности;

- следует учитывать репродуктивные и творческие уровни познавательной деятельности.

ПРАКТИКА: Антонова Н.Л., Кузьмина А.А., Федотова Ю.Г. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Изд. НГПУ, 2007. – 146с.

Понятие метода в дидактике и методике. (Воителева. Методика обучения русскому языку: учебное пособие. 2004, с.63-79)

МО – это система последовательных действий учителя и ученика (см. Совершенствование методов обучения РЯ…Лернер, Скаткин и др.) в процессе овладения последним (учеником) знаниями, умениями, навыками «Учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс изучения, усвоения учеником содержания образования» (М.Н. Скаткин. Дидактика средней школы…)

Методы обучения родному языку рассматриваются как логическая основа обучения и складываются из общедидактических методов (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.М. Левина, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щуркина и др.) и частнодидактических методов, используемых на уроках русского языка (М.Т. Баранов, Е.А. Баринова, Ф.И. Буслаев, М.Р. Львов, А.И. Купалова, Л.П. Федоренко и др.)

ПРИЕМ – это частное проявление, реализация метода в ходе изучения программного материала. Прием определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы. Одни и те же приемы мб использованы в различных методах обучения. Например, - «предметных» действий (цель: узнавать в потоке речи конкретную ЯЕ, выявление ее свойств посредством анализа (разложение сложных ЯЕ на более простые) и синтеза (составление из простых ЯЕ более сложных). Например, «Словообразование»: морфемный разбор(анализ) и подбор слов определенных моделей по заданным схемам (синтез). «Односоставные предложения»: сопоставительный анализ каждого вида грамматических основ односоставных предложений (определенно-личные, н-л, б/л и пр.), а также идентификация их в составе сложных предложений.

- составления плана;

- обучающий диктант, различные виды разборов;

- постановки и решения проблемного вопроса и др.

2. Классификация МО.

Общедидактические МО всегда служат основой для всех конкретных МО. Ю.К. Бабанский руководствовался целостным деятельностным подходом. Опора на основные виды деятельности (группы МО):

- М организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые М и др.);

- М стимулирования и мотивации учения (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.);

- М контроля и самоконтроля (устный, письменный, компьютерный опросы и др.)

А.В. Текучев: МО по признакам:

- источнику информации;

- степени и характеру участия школьников в учебном процессе;

- характеру и месту выполнения заданий.

МО: слово учителя, беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор), упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебником, экскурсия.

А.В. Дудников рассматривал МО как определенные способы мышления, с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. Соответственно МО: индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный.

ИНДУКТИВНЫЙ: в основе наблюдение над конкретными языковыми фактами, в результате которого выводы о специфике языкового явления. Так, тема «Подлежащее и способы его выражения» на основе анализа конкретных примеров: что такое подлежащее и какими ЧР оно м. Б. Выражено.

ДЕДУКТИВНЫЙ: анализ от общего вывода (правила) о языковом понятии к конкретному факту языка, от общего к частному. Типы односоставных предложений: от общей характеристики, распределения на подлежащные и сказуемостные, на их конкретные типы. Стилистика в младших классах.

Индуктивно-дедуктивный МО: сначала индукция (наблюдение), кот постепенно переходит в дедукцию, т.е. выводы. Напр. «Разносклоняемые ИС» (Вопросы к примерам: В каком падеже употреблены словоформы времени и временем? Окончания какого склонения? Вывод: некоторые ИС м. Иметь окончания разных склонений. Это разносклоняемые ИС.

Дедуктивно-индуктивный МО – обратный порядок работы: от правила к языковым фактам.

Л.П. Федоренко: МО как способы работы учителя и ученика с отобранным для изучения языковым материалом. Основа классификации – ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ:

- из учебника (или от учителя) узнают понятия языка, правила правописания;

- в процессе упражнений со специально подобранным дидактическим материалом;

- из языкового общения и чтения литературы усваивают теоретические сведения и правила их использования.

Соответственно: 3 группы МО:

- методы теоретического изучения языка: сообщение (в процессе обобщения или повторения, например, «Словообразования», «Морфологии», «Синтаксиса». След. Компоненты: - наблюдение над языковым материалом, - сообщение учителя об основных особенностях Я явления; - образец рассуждения о применении теоретических сведений на практике (осознанный выбор Я средств)

Приемы: - составление плана по ходу сообщения;

- запись основных положений (тезисов) сообщения;

- подбор и анализ примеров;

- составление таблиц, схем и пр.

- беседа. Вопросы аналитического (риторические ( как научиться различатьподобные явления ?), прямые аналитические ( Какие глагольные признаки имеетпричастие?) и наводящие вопросы ( Почему это предложение односоставное? Есть ли в нем подлежащее?).

- и синтетического характера ( дать характеристику обстоятельствам: значения, вопросы, ЧР…)

Приемы:

- «предметных» действий;

- опорного повторения ( уже известной теоретической базы: актуализация опыта.. (при объяснении нового материала);

- попутного повторения на всех этапах усвоения материала: в процессе выполнения упражнений, наблюдения над языковыми явлениями, при грамматическом разборе и пр. (орфография при изучении словообразования, «причастный оборот» при изучении обособленного определения и т.п.)

- специального повторения на отдельных уроках: повторительно-обобщающих (темы, раздела, в начале и в конце учебного года, при подготовке к тестированию, срезовым работам и пр.)

- самостоятельная работа по учебнику (самостоятельное знакомство с новым материалом)

- методы теоретико - практического изучения Я и обучения речи: упражнения, сопровождаемые языковым разбором, диктанты, наблюдение, видоизменение (реконструирование), конструирование;

- методы практического изучения языка и обучения речи: анализ текста, изложение, сочинение.

УПРАЖНЕНИЯ (= приемы)

Л. П. Федоренко о системе УПР, способствующих формированию речевых навыков уч-ся, 3 типа УПР:

- 1) рецептивные (анализ готового, или «чужого», текста);

- 2) репродуктивные (видоизменение текста);

- 3) продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний)

1) наблюдение над готовыми конструкциями: знакомство, запоминание ЯЕ (идентификация, выделение);

2) формирование умений выбора одного из неск. вариантов (стилистика, жанр, уместность);

3) самостоятельно строится высказывание, подбор Я средств. (Усвоение норм речи, лексикон, синонимия и пр.)

В.А. Добромыслов: клас-я УПР по преобладающему виду деятельности:

Аналитические УПР: выделение частей из целого. Например, языковой разбор, поиск синонимов, антонимов, выделение морфем в слове, определение их значения и пр.

Синтетические УПР: объединение отдельных фактов Я в группы, в целое (текст) и пр.;

Аналитико-синтетические УПР – это УПР, основой кот. явл. и анализ и синтез одновр.(сост связ. Выск. Со словами, выделенными по тематическому признаку, грамматическому, семантическому и пр.).

Приступа Г.Н. в зависимости от этапа усвоения Я мат-ла: типы УПР: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.

Пропедевтические УПР на первом этапе усвоения Я материала. Новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, ЧР, ЧП и т..)

Иллюстративные: примеры изучаемых ЯЕ.

Закрепительные УПР спос. Умению исп-ть теорет. Свед. По изучаемой теме в практической деятельности, признаки ЯЕ, понятие о нем.

Повт-обобщ УПР: систематизировать и обобщать теор. Свед., включ. Нов. Знания в систему уже известных.

Творческие УПР развив. Мышление, память, формир. Умение строить текст.

МАКРО- и МИКРОТЕХНОЛОГИИ в методике.

Концептуально различные подходы (методологическая основа макротехнологий, психолого – педагогическое обоснование: Гальперин, Выготский, Лернер и пр.):

  1. структурно-семантический (М.Т. Баранов)
  2. системно-функциональный (Е.Ф. Глебова)

Лингвистическая база: для 1. академическая грамматика (Белошапкова и др.);

для 2. коммуникативный подход к изучению РЯ (Г.А. Золотова, Н.Ю. Шведова и др.)

Логика изучения ЯЕ (языковых единиц) для 1. форма, семантика, функция; для 2. функция, семантика, форма.

Система упражнений состоит из

- блока упражнений, ориентированных на освоение семантики языковой единицы (дифференцированной семантики):

- блока упражнений, ориентированных на набор функций ЯЕ;

- блока упражнений, ориентированных на анализ текстообразующих возможностей ЯЕ;

- блока упражнений, формирующих навыки самостоятельного конструирования текстов с учетом системно-функциональных характеристик ЯЕ.

ЦЕЛЬ во 2): Перевод учащихся с интуитивно-подражательного использования ЯЕ и ЯС (языковых средств) на осознанное

достигается в результате

- ломки стереотипа отношения к языковым единицам (языковой системе) как словарю и своду правил, изменение мотивации к изучению языка;

- закрепление понимания языка как универсальной знаковой системы общения, расширения общего и лингвистического кругозора; cпособности к общению.

- развития способности к общению, самовыражению (в лингвометодике опора на коммуникативную лингвистику, психолингвистику, паралингвистику, социолингвистику, лингвистику текста, прагмолингвистику, когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвоконфликтологию, лингвориторику и пр.)

- развитие способности осознавать «программу (прагматику, дискурсивно-концептуальные рамки и пр. ограничители и определители) и «поэтику» текста, композиционную, информационную, художественную роль ЯЕ (ЯС), роль (функцию – Бондарко и др.). Понятия СО (смысловая основа) и ИК – интерпретационный компонент (в основе мотивации идиоэтнический компонент – Бондарко). КОМПЕТЕНЦИИ и рече-языковые параметры их оформления (смыслоконструирование/смыслоразличение в учебно-методических целях: освоение понятийно-терминологического аппарата; адаптация теоретического блока к ЛОПС).

Наиболее актуальный ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход к изучению языка (принцип соизучения языка и культуры, лингвокультурологический принцип, текстоцентрический подход и пр.).

- блока упражнений, ориентированных на анализ текстообразующих возможностей ЯЕ;

- блока упражнений, формирующих навыки самостоятельного конструирования текстов с учетом системно-функциональных характеристик ЯЕ.

ЦЕЛЬ во 2): Перевод учащихся с интуитивно-подражательного использования ЯЕ и ЯС (языковых средств) на осознанное

достигается в результате

- ломки стереотипа отношения к языковым единицам (языковой системе) как словарю и своду правил, изменение мотивации к изучению языка;

- закрепление понимания языка как универсальной знаковой системы общения, расширения общего и лингвистического кругозора; cпособности к общению.

- развития способности к общению, самовыражению (в лингвометодике опора на коммуникативную лингвистику, психолингвистику, паралингвистику, социолингвистику, лингвистику текста, прагмолингвистику, когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвоконфликтологию, лингвориторику и пр.)

- развитие способности осознавать «программу (прагматику, дискурсивно-концептуальные рамки и пр. ограничители и определители) и «поэтику» текста, композиционную, информационную, художественную роль ЯЕ (ЯС), роль (функцию – Бондарко и др.). Понятия СО (смысловая основа) и ИК – интерпретационный компонент (в основе мотивации идиоэтнический компонент – Бондарко). КОМПЕТЕНЦИИ и рече-языковые параметры их оформления (смыслоконструирование/смыслоразличение в учебно-методических целях: освоение понятийно-терминологического аппарата; адаптация теоретического блока к ЛОПС).

Наиболее актуальный ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход к изучению языка (принцип соизучения языка и культуры, лингвокультурологический принцип, текстоцентрический подход и пр.).

- блока упражнений, ориентированных на анализ текстообразующих возможностей ЯЕ;

- блока упражнений, формирующих навыки самостоятельного конструирования текстов с учетом системно-функциональных характеристик ЯЕ.

ЦЕЛЬ во 2): Перевод учащихся с интуитивно-подражательного использования ЯЕ и ЯС (языковых средств) на осознанное

достигается в результате

- ломки стереотипа отношения к языковым единицам (языковой системе) как словарю и своду правил, изменение мотивации к изучению языка;

- закрепление понимания языка как универсальной знаковой системы общения, расширения общего и лингвистического кругозора; cпособности к общению.

- развития способности к общению, самовыражению (в лингвометодике опора на коммуникативную лингвистику, психолингвистику, паралингвистику, социолингвистику, лингвистику текста, прагмолингвистику, когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвоконфликтологию, лингвориторику и пр.)

- развитие способности осознавать «программу (прагматику, дискурсивно-концептуальные рамки и пр. ограничители и определители) и «поэтику» текста, композиционную, информационную, художественную роль ЯЕ (ЯС), роль (функцию – Бондарко и др.). Понятия СО (смысловая основа) и ИК – интерпретационный компонент (в основе мотивации идиоэтнический компонент – Бондарко). КОМПЕТЕНЦИИ и рече-языковые параметры их оформления (смыслоконструирование/смыслоразличение в учебно-методических целях: освоение понятийно-терминологического аппарата; адаптация теоретического блока к ЛОПС).

Наиболее актуальный ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход к изучению языка (принцип соизучения языка и культуры, лингвокультурологический принцип, текстоцентрический подход и пр.).

- блока упражнений, ориентированных на анализ текстообразующих возможностей ЯЕ;

- блока упражнений, формирующих навыки самостоятельного конструирования текстов с учетом системно-функциональных характеристик ЯЕ.

ЦЕЛЬ во 2): Перевод учащихся с интуитивно-подражательного использования ЯЕ и ЯС (языковых средств) на осознанное

достигается в результате

- ломки стереотипа отношения к языковым единицам (языковой системе) как словарю и своду правил, изменение мотивации к изучению языка;

- закрепление понимания языка как универсальной знаковой системы общения, расширения общего и лингвистического кругозора; cпособности к общению.

- развития способности к общению, самовыражению (в лингвометодике опора на коммуникативную лингвистику, психолингвистику, паралингвистику, социолингвистику, лингвистику текста, прагмолингвистику, когнитивную лингвистику, лингвокультурологию, лингвоконфликтологию, лингвориторику и пр.)

- развитие способности осознавать «программу (прагматику, дискурсивно-концептуальные рамки и пр. ограничители и определители) и «поэтику» текста, композиционную, информационную, художественную роль ЯЕ (ЯС), роль (функцию – Бондарко и др.). Понятия СО (смысловая основа) и ИК – интерпретационный компонент (в основе мотивации идиоэтнический компонент – Бондарко). КОМПЕТЕНЦИИ и рече-языковые параметры их оформления (смыслоконструирование/смыслоразличение в учебно-методических целях: освоение понятийно-терминологического аппарата; адаптация теоретического блока к ЛОПС).

Наиболее актуальный ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход к изучению языка (принцип соизучения языка и культуры, лингвокультурологический принцип, текстоцентрический подход и пр.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.