Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XIX век — Экстрамурос




ВВЕДЕНИЕ на Кубе в последней трети XVIII века свободы торговли, ее новые экономические связи со странами Старого Света позволили кубинцам шире познакомиться с жизнью этих стран, с их архитектурой. Особенно горячо креольской буржуазией был подхвачен неоклассицизм революционной Фран­ции как своеобразное противопоставление культурным традициям монархи­ческой Испании, от власти которой она стремилась освободиться. Неокласси­цизм сделался господствующим стилем в первой половине XIX века, когда город решительно перешагнул пределы городской стены.

Открыл период неоклассицизма небольшой храм Темплете на Пласа-де-Армас. Возведенный в честь 300-летия основания Гаваны на месте закладки города, Темплете был сооружен по проекту Антонио-Мария де ла Торре. Шестиколонный дорический портик, поднятый на небольшой стилобат, под­держивает классический фронтон. Со стилобата к Пласа-де-Армас спускается широкая лестница, охватывающая весь фронт фасада. Перед храмом уста­новлен обелиск в честь основания города.

Развитие города в южном направлении всегда было связано с обслужи­ванием порта и складов, с производственной деятельностью на верфях и в арсенале, с работой на табачных фабриках, в ремесленных мастерских. Это привело к тому, что южные районы стали промышленной зоной столицы. Городская застройка за пределы стены в южную сторону развивалась хао­тично, следуя случайным изгибам бывших сельских дорог. И к тому же до­мами беднейших слоев населения, чьи интересы мало заботили городскую администрацию. Планировка же парадной застройки в западном направле­нии вдоль берега океана находилась под неослабным контролем. Эта часть города в то время получила название Экстрамурос («Застенье»), или Новая Гавана, а позже — Центральная Гавана.

Правила застройки, разработанные в начале XIX века крупным инжене­ром-градостроителем Антонио-Мария де ла Торре, определили здесь прямо­угольную сетку улиц, выделив в ней важнейшие более широкие магистрали. Из улиц, перпендикулярных к морскому берегу, главными стали азениды Галиано, Беласкоаин и Инфанта. Параллельно береговой линии были проло­жены улицы Нептуно, Сан-Рафаэль и Санха. Владельцев участков вдоль этих магистралей правила обязывали строить портики в сторону авенид для за­щиты пешеходов от солнца и дождя, восстанавливая тем самым старинные Законы Индий, от которых отступили в Старой Гаване из-за тесноты.

Значительный вклад в создание нового облика города «за стенами» внесла прокладка двух важнейших магистралей этого района: Пасео-Милитар и Аламеды-де-Экстрамурос. За свою историю обе эти парадные улицы не-


сколько раз меняли наименования и ныне соответственно называются авенида Сальвадор Альенде (вместе с бывшей улицей Рейна) и Пасео-де-Хосе-Марти (хотя последнюю чаще называют Прадо, так, как ее именовали многие деся­тилетия). Принципиально новым явлением для Гаваны была чрезвычайно большая ширина этих магистралей, а главное, введение в их архитектуру зеленых насаждений.

Обе магистрали в течение полутора столетий украшались фонтанами, ажурными металлическими оградами, скамьями, скульптурами. Бульвар Прадо последние декоративные дополнения получил в 20-е годы нашего века. И те­перь он — одно из самых излюбленных гаванцами мест отдыха. Дети, ста­рики, учащиеся — днем. Музыка, танцы, песни — вечером, Оркестры, шумные гулянья — по праздникам. Красочные шествия — в карнавальные дни.

Как и Аламеда-де-Паула, прогулочная лента бульвара Прадо приподнята над улицами. От проезжей части бульвар отделен относительно высокой ка­менной преградой, сложенной скамьями, пьедесталами фонарей и ваз, деко­ративными волютами и другими разнообразными архитектурными формами. Бульвар создает впечатление великолепного парадного зала города, проду­ваемого струями морского бриза: отполированные до блеска каменные цвет­ные плиты под ногами, сплошной зеленый свод, образованный густым пере­плетением крон огромных деревьев, над головой.

Облик Новой Гаваны был, действительно, совершенно новым. Название дано удивительно метко, ибо оно не столько обозначало понятие временное или географическое, сколько отображало новизну этой части города. Общее увеличение ширины улиц, проспекты-бульвары, ленты портиков вдоль важ­нейших магистралей, а главное, вид зданий, выполненных в новом стиле неоклассицизма, принципиально изменили вид столицы.

Рядом с городом узких улочек-ущелий, сдавленных почти глухими сте­нами, за крепостной мощью каменной кладки которых порой невозможно угадать функциональное назначение здания, возник новый город, просторный и открытый. Небольшие по размерам дома открывались наружу лоджиями, колоннадами, террасами. Помещения, ранее раскрывавшиеся навстречу бри­зам вовнутрь дома, к патио, в Новой Гаване стали открываться к улице и внешнему саду.

Правда, позже из Центральной Гаваны эти строения исчезли, вытесненные многоэтажными доходными домами. Частично они сохранились лишь в райо­не Серро и послужили прототипом для многочисленных жилых зданий сред­ней и мелкой буржуазии в XX веке. Такие дома с портиками в виде аркад или колоннад, с открытыми террасами, окруженные балюстрадами и метал­лическими решетками, во множестве возводились в Гаване. По меткому опре­делению выдающегося кубинского писателя Алехо Карпентьера, они создали «невероятное изобилие колонн в городе, царство колонн, лес колонн, сре­доточие бесчисленных колоннад». Автор образно назвал статью «Город колонн».

XIX век отмечен в Гаване упорядочением целого ряда городских служб. Регулярно проводятся реконструкция и расширение набережных и молов, верфей и складов порта, которые перешли и на противоположный берег




 


 


бухты —в Реглу и Касабланку. Начинается строительство новых мостов через мелкие речушки, пересекающие город, мощение улиц и их освещение. Стро­ятся здания первых пожарных команд. Оформляются кладбища Эспады в Сан-Ласаро и Колон в Ведадо. Открываются новые рынки. Развиваются транс­порт и связь. Возникший в начале века новый водопровод дал воду фонтанам «Ла-Индиа», «Лос-Леонес», «Нептуно». В 1893 году вступает в строй еще один водопровод.

Усилившийся процесс развития капиталистических отношений во второй половине XIX века и связанный с этим рост городов во всем мире не обошел и Гавану, хотя развитие промышленности на Кубе имело свою особенность, связанную с тем, что ее основная промышленность — сахарная — складыва­лась вне городов. Но Гавана оставалась ведущим портом по вывозу сахара и других продуктов местного производства, а также по импорту промышлен­ных товаров. Особенно возрастает роль гаванского порта в связи с проклад­кой в середине века железнодорожных линий, ведущих к столице.

В Гаване возникают новые табачные фабрики, заводы по первичной пе­реработке местного сырья, по производству строительных изделий, растут предприятия и мастерские кустарных промыслов. Банки и торговые фирмы


обосновываются только в Гаване. Увеличивается число учреждений обслужи­вающего характера. Все это, вместе с притяжением, которое создают учеб­ные заведения, учреждения культуры и науки, обеспечивает Гаване необык­новенный рост во второй половине прошлого века. За 50 лет, с середины и до конца XIX века, площадь города выросла более чем вдвое, т. е. настолько же, насколько в течение предыдущих трех с половиной веков!

Количественный рост города сопровождался в этот период все боль­шим социальным расслоением его населения. Социальная поляризация и географическое размежевание шли в Гаване по двум направлениям террито­риального развития города. Как и раньше, на юге и вокруг бухты продол­жался рост промышленных объектов и жилых кварталов трудового народа. Они тесно обступили улицы Кристины и Кончи, сгустились в районах Атарес, Луйяно и Регла. Жилища трудящихся занимали наиболее неблагоприятные городские участки в устьях рек, на болотах и крутых склонах холмов. Эти районы характеризовались высокой плотностью застройки, низким уровнем благоустройства и плохим качеством жилищ. С конца XIX века малоимущие слои начинают селиться в бывших дворцах гаванской знати, которая посте­пенно мигрировала из Старой Гаваны на запад города из-за неблагоприятного


соседства с растущим портом и промышленными предприятиями. Набитые до предела большими семьями, не приспособленные для этого, старинные дворцы создали ужасающие условия жизни; здания начали ветшать и обва­ливаться.

«Город для богатых», формировавшийся в это время на западе, харак­теризовался малой плотностью застройки, свободно рос среди зелени, ку­пался в струях морского бриза. К 1850 году западная граница столицы дошла примерно до нынешней улицы Галиано, в 1870 — перешла Беласкоаин, а к 1890 году достигла Инфанты. Развитие транспорта позволило имущим слоям гаванского общества решительно оторваться от старого города. С 1860 года, после очередного сахарного бума, создавшего нуворишей, начинает застраи­ваться Ведадо, где первые богатые жилища возникают около берега океана, недалеко от устья реки Альмендарес вдоль улицы Линия, где их можно увидеть и ныне.

В стилевом отношении здания Гаваны второй половины XIX века демон­стрируют те же пути перехода от неоклассицизма к эклектике и затем к модерну, которые были характерны для всех капиталистических стран мира. Эклектически варьируются отработанные веками архитектурные темы.

Однако надо отметить, что в постройках Гаваны они сочетаются в доста­точно гармоничное целое, никогда не переходящее в помпезность или чрез­мерность. Тем более, что доминирующей архитектурной темой продолжает оставаться жилой дом, где накопились традиции высокой художественной культуры. Строились в это время также театры и рынки, колледжи и боль­ницы, казармы и тюрьмы, ряд других зданий общественного назначения, производственные и инженерные сооружения.

В начале XIX века успешно завершились войны за независимость народов континентальных колоний Испании на землях Америки. На Кубе, в силу осо­бенностей ее исторического развития, консолидация антииспанских сил про­изошла позже, в ходе повстанческих войн 1868—1878, 1879—1880 и 1895— 1898 годов. В результате вооруженной борьбы кубинские патриоты были уже близки к завоеванию национальной независимости. Однако молодое революционное движение Кубы, сумев одержать победу над войсками ис­панской монархии, обескровленное многолетними изматывающими боями, не смогло справиться с сильным североамериканским империализмом.

Окрепнув к концу XIX века, когда все колонии в мире были уже поде­лены, молодой хищник поставил себе целью перехватить последние колонии дряхлеющей Испании. Уже во второй половине XIX века, начав экономическое проникновение на Кубу, провокационно взорвав в 1898 году в порту Гаваны собственный крейсер «Мэн» и вынудив Испанию вступить с ними в войну, США заняли Филиппины, Пуэрто-Рико и Кубу. Оккупанты обеспечили своим монополиям возможность за бесценок прибрать к рукам значительную часть богатств Кубы: ее земли и заводы, банки, объекты культуры и обслуживания.


СТОЛИЦА БУРЖУАЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В НАЧАЛЕ XX века экономика Кубы и, прежде всего, ее главное богатство — сахарное производство оказались под контролем североамериканских моно­полий. Агрессивные планы империализма США слились с интересами кубин­ской элиты — латифундистской сахарозаводческой аристократии и торговой буржуазии. 20 мая 1902 года Куба была провозглашена республикой. Сбросив оковы испанского колониального режима, замедлявшего развитие капитали­стических отношений, кубинская буржуазия стремилась наверстать упущен­ное, но в рамках диктата северного соседа.

Экономическое благополучие страны зависело также от игры цен на ми­ровом рынке на сахар. Это создавало перманентную неустойчивость эконо­мики Кубы. Сахарные бумы сменялись падениями стоимости сахара. Волны расцвета строительства сменялись периодами упадка и застоя.

Первые два десятилетия XX века, отмеченные империалистической вой­ной на полях Европы, принесли кубинской знати неслыханные барыши в связи с увеличением спроса на кубинский сахар. Эти годы в истории страны полу­чили красноречивые названия «тучных коров» и «пляски миллионов».

Население Гаваны на рубеже XX века достигло 250 тысяч. К концу 20-х годов Гаванский порт вошел в число крупнейших в мире. Среди важ­нейших строительных работ в период буржуазной республики первое место занимали портовые сооружения.

Провозглашение Кубы независимой республикой, хотя и было номиналь­ным, привело к образованию целого ряда новых механизмов власти. Нужны были специальные здания, приспособленные к новому функциональному назначению. Развивающаяся торговая и финансовая деятельность вызвали необходимость строительства административных, общественных зданий и жилищ для богатеющей буржуазии. Новые административные, банковские, торговые и другие общественные здания в первые десятилетия республики продолжали строиться около Прадо, развивая центр, сложившийся еще в конце предыдущего века.

Одним из первых свершений новой республики было сооружение в Цент­ральном парке монумента Хосе Марти. Памятник выполнен из белого кар­рарского мрамора кубинским скульптором Хосе Вильальта де Сааведра и открыт в 1905 году. На пьедестале памятника изображен и герб новой рес­публики.

Рядом с монументом в 1915 году был открыт Галисийский клуб. Пожалуй, это самое помпезное здание из всех, созданных в Гаване. Напротив Галисий­ского клуба возникает Астурийский. На Прадо же строятся 8-этажная гости­ница «Билтмор» (теперь «Севилья»), крупный торговый пассаж и ряд отдель-


 


* С начала XX века гаванским улицам по североамерикан­скому образцу стали давать цифровые и буквенные обозна­чения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.