Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двенадцатое сомнение. Некоторые говорят, что это вопрос иджтихада, то есть в нем можно выбирать различные мнения




Ученые говорят, что создавать изображения для даруры (крайней вынужденности) - разрешено.И действительно, делать изображения для вынужденности разрешено, но что такое вынужденность?

Некоторые говорят, что снимание видео в прямом эфире разрешено, потому что, по их мнению, это перемещение действительности на экран, и это подобно зеркалу, это зеркало изображает твое отражение.

Мы говорим, что это не является правильным, потому что прямой эфир, это скопление многих тысяч фотографий. Отметим, что видеокамера работает так, она делает много-много фотографий, они записываются на магнитную ленту, или другие носители, а затем эти фотографии прокручиваются с большой скоростью и кажутся единым кадром. Сказал шейх Мукбиль в своей книге, о постановлении относительно изображений: «Прямой эфир входит в общие контексты о запрете, потому что это считается изображением. И эта вещь называется изображением, и люди считают это изображением, - поэтому это запрещено».

И также спросили у шейха Аль-Альбани: «Разрешен ли прямой эфир?» На что он ответил: «Может ли быть такое, что прямой эфир не сохраняется»? Ему ответили: «Нет.» (То есть любой телеканал когда что-то показывает в прямом эфире, сохраняет это. Но даже, если представим себе, что не сохраняет, все равно это запрещено, так как любой другой может его сохранить. Поэтому этого надо сторониться. И отговорки, о необходимости и желании увидеть родственников, здесь неуместны. Вспомни, как жили саляфы, вспомни, как жили люди 20 лет назад. Они также уезжали требовать знания на 10-15 лет и не видели своих родственников, и разве от этого что-то случалось? Ничего от этого не случалось. Просто сейчас Всевышний Аллах как испытание для людей за их грехи облегчил им создание изображений живых существ. Всевышний Аллах говорит о сынах Исраиля, когда запретил Аллах им ловить рыбу в субботу, рыба начала приплывать к ним по субботам, а в другие дни не приходила. Всевышний Аллах говорит так: «Мы испытали их за то, что они были грешниками». О чем это говорит? Облегчение греха происходит не по причине его лёгкости, а по причине грехов этих людей. И Всевышний Аллах приближает их греху, испытывая их этим, за их грехи. Тоже самое сегодня, Всевышний Аллах испытывает людей, облегчив им создание изображений, ведь сейчас везде есть фотоаппараты, и в телефонах, и везде стоят камеры. Но это не говорит о том, что грех создания изображений стал легким. Тем более те, кто приписывают себя к салафии должны держаться от этого подальше. И как минимум это сомнительная вещь, которой надо сторониться. А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: Что тот, кто хочет сохранить свою честь и религию - должен сторониться сомнительных вещей. Но мы говорим, что это не сомнительная вещь, а явно запретная, и пришли явные и ясные контексты о запрете изображений, и нельзя говорить, - что это сомнительная вещь. Сомнительное, это как приходит в хадисе: что харам известен и халяль известен, а между ними вещи сомнительные (непонятные), то есть, относительно них, нет конкретных контекстов. А относительно изображений живых существ, есть явные открытые контексты из сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому эти вещи не относятся к разряду сомнительных.

10. Десятое сомнение.

Можно ли делать игрушки для детей? Относительно этого пришло два хадиса. Имеются ввиду игрушки в форме живых существ.

. عَنْ الرُّبَيِّعِ بِنْتِ مُعَوِّذٍ قَالَتْ:"فَكُنَّا نَصُومُهُ بَعْدُ وَنُصَوِّمُ صِبْيَانَنَا وَنَجْعَلُ لَهُمْ اللُّعْبَةَ مِنْ الْعِهْنِ فَإِذَا بَكَى أَحَدُهُمْ عَلَى الطَّعَامِ أَعْطَيْنَاهُ ذَاكَ حَتَّى يَكُونَ عِنْدَ الْإِفْطَارِ" (متفق عليه).

У Бухари, Муслима и Ахмада от Ар-Рубаййиъ бинти Муъаууиз она говорит: «Мы держали пост в день Ашура, и мы заставляли наших детей также поститься (в целях воспитания и приучения к посту, старались не давать им еды) и делали им игрушку из шерсти, (если они начинали плакать перед магрибом), то этим они отвлекались и додерживали пост до конца. Ни в одном из риваятов этого хадиса не приходит указания на то, что эти игрушки были в виде изображений живых существ. Исходя из этого хадиса, мы не можем взять разрешение на создание игрушек, в виде живых существ.

عن عائشة مرفوعا: "ما هذا يا عائشة؟ قالت: "بَناتي" وَرأَى بَيْنَهُنَّ فَرَساَ لَه جَناحانِ مِنْ رِقاعٍ فَقال: "ما هذا الذي أَرَى في وَسَطِهِنَّ؟" قالت: "فَرَسٌ" قال: "وما هذا الذي عليه؟" قالت: "جَناحان" قال: "فَرَسٌ له جَناحان؟" قالت: "أما سَمِعْتَ أن لِسليمان خَيلاً لها أَجْنِحةٌ؟" قالت: "فَضَحِكَ رسولُ الله (صلى الله عليه و سلم) حتَّى رَأيتُ نَواجِذَهُ". (أبو داود - صحيح).

От Аиши приходит со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Что это, о Аиша?», она ответила: «Мои дочери». Он увидел между ними лошадь с двумя крыльями из заплаток и спросил: «А что это я вижу посередине?» Она ответила: «Лошадь». Он сказал: «А что это у нее на верху (на спине)?» Она ответила: «Крылья». Он спросил: «Лошадь с двумя крыльями?» Она сказала «Разве ты не слышал, что у Сулеймана была лошадь с крыльями?» Затем она сказала: «И улыбнулся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так широко, что я могла видеть его коренные зубы» (Абу Дауд, Сахих)

В этом хадисе приходит, что эту игрушку сделала сама Айша, и не сделал какой-то взрослый человек. Во-вторых, в этом хадисе указание на то, что эта лошадь не была полноценной лошадью, довод на это то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «А что это за игрушка у тебя посередине?» Она ответила: «Лошадь». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А что это у нее на спине? Она ответила: «Это ее крылья», а он сказал: «А разве бывают лошади с крыльями?» Она ответила: «Разве ты не слышал, что у Сулеймана была лошадь с крыльями?» И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся так широко, что я могла видеть его коренные зубы.

Из этого хадиса мы берем то, что эта игрушка не была явно похожа на лошадь. Так, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось расспрашивать её о том, что это такое. И она сказала, что это лошадь.… Отсюда мы берем, что эта игрушка не была сделана в нормальной форме, чтобы возможно было различить, что это лошадь.

 

عن عائشة قالت: "قَدِمَ رسولُ الله (صلى الله عليه و سلم) مِنْ سَفَرٍ وقَد سَتَرْتُ على بابي دُرْنوكاً فيه الخَيْلُ ذَواتُ الأجْنِحَةِ فأَمَرَني فَنَزَعْتُهُ" (مسلم).

И доводом на это является хадис, который приходит у Муслима от Аиши, да будет доволен ей Аллах. Она рассказывала, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приехал с пути, а я повесила на дверь занавеску, на которой была изображена лошадь с крыльями. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел эту занавеску, то приказал сорвать её. Это говорит о том, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел полноценное изображение лошади с крыльями, он тут же приказал его сорвать и разорвать. И в одном риваяте пришло, что лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменилось в гневе, и он протянул руку и разорвал её. Получается, если бы игрушка Аиши выглядела как настоящая лошадь, у которой есть голова, крылья, - чтобы было понятно, что это изображение живого существа, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отнесся бы к нему также, как отнесся к изображению на занавеске. Поэтому сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия: «Потому что у этих игрушек не было голов». То есть, эти игрушки были без голов, и не было понятно, что это изображение живого существа. И также сказал Марузи, передавая от имама Ахмада: «Спросили имама Ахмада о человеке, который покупает игрушку своим детям, если они просят её. На что ответил имама Ахмад: «Если игрушка в виде изображения живого существа, - тогда запрещено». Ибн Теймия подтвердил, что эта игрушка Аиши была без головы. И есть косвенный довод на то, что запрещено держать игрушки живых существ, по которым понятно, что это живое существо, например: мужчина или мальчик или солдат и т.п. И это хадис о том, когда Джибрил пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он рассказал о том, что помешало ему войти в дом пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И это то, что было в его доме: собака, занавеска с изображением живых существ и статуэтки мужчин при входе. Теперь вопрос: откуда появились статуэтки мужчин у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Некоторые ученые говорят, что это были игрушки Хасана и Хусейна. Потому что, во-первых, невозможно представить что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приносил домой статуэтки людей, в то время как он враждовал с многобожием и знал, что именно этим статуэткам поклоняются. Во-вторых, Джибрил сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он выгнал собаку. В одном из риваятов хадиса приходит, что это был щенок Хасана и Хусейна. Отсюда мы понимаем, что Хасан и Хусейн играли в доме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и у нас появляется мнение, что эти статуэтки принадлежали внукам посланника Аллаха. Но, несмотря на это обстоятельство, Джибрил не сделал исключение, по причине того, что это были игрушки Хасана и Хусейна, а сказал: что это статуэтки мужчин. И по этой причине мы (ангелы) не можем зайти к тебе домой. И сказал шейх Мукбиль относительно этого: «Разрешено, чтобы ребенок делал сам себе игрушку, даже если это будет в форме живого существа. Потому что ребенок не способен создать полноценное изображение живого существа. Поэтому, всё, что можно взять из этих двух хадисов, это то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал Аише, и разрешил ей самой делать игрушки, которые она считала за живые существа. Но сам он ей игрушек не делал. Поэтому говорит шейх Мукбиль: «Разрешается, чтобы девочка сама себе делала игрушку, но чтобы делал эту игрушку большой человек, - не разрешается, а покупать игрушку из пластика, как девочка с руками с ногами с волосами и т. д., - это не разрешается». Такого же мнения придерживался шейх Усаймин когда его спросили относительно игрушек, он сказал: «Что в этом вопросе есть разногласия, но безопаснее ограничиться на том, на чем ограничился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то есть разрешить делать это самим детям, но самим этого не делать. А в хадисе ар-Рубаййиъ бинти Муъаууиз не приходит указания на то, что они делали изображения живых существ, но приходит «игрушки из шерсти», а из шерсти можно сделать абсолютно разные игрушки.

11. Одиннадцатое сомнение.

В шариате есть два понятия: аль-хаджа (حَاجَةٌ - необходимость) и дарура (ضَرُورَةٌ-крайняя вынужденность). У ученых есть несколько разъяснений того, что такое дарура:

Первое разъяснение вынужденности связано с потерей человеком пяти важных вещей, ради сохранения которых Всевышний Аллах узаконил свой шариат:

1. Потеря человеком жизни.

2. Потеря всего своего имущества.

3. Потеря человеком разума.

4. Потеря потомства.

5. Потеря человеком религии.

Установления шариата пришли, чтобы человек сохранил эти пять вещей.

Некоторые ученые говорят, что понятие дарура связана с этими пятью вещами. И если у человека есть явная и несомненная опасность, того что он если не сделает что то, то он потеряет одну из этих пяти вещей тогда ему разрешается это сделать. То есть, если человек знает, что если он не сделает этого, то он точно потеряет религию, выйдет из Ислама, - тогда это ему разрешается делать. Или если он этого не сделает, то его убьют или казнят или побьют до смерти и т.д. - это второе. Или он потеряет потомство. То есть если он не сделает чего-то, то убьют его детей или сделают так, что он не сможет иметь потомство. Или потеряет все свое имущество. И пятое разум, то есть если он этого не сделает, то с ним сделают такое, что он потеряет разум, т.е. станет сумасшедшим. Тогда в этом случае человеку разрешается совершить грех, в этом случае ему это не будет записано как грех.

Другие ученые сказали, что вынужденность, - это когда если человек не сделает грех, тогда его убьют или потеряет жизненно важный орган тела, не просто любой орган тела, а жизненно важный, без которого он либо не сможет жить, либо жить ему будет очень затруднительно, например как потеря зрения или слуха и т.п.

И некоторые другие ученые, как например шейх Мубиль сказал: Если ты не сделаешь какой-то грех, то ты потеряешь возможность совершать множество ваджибатов (обязанностей), то есть множество обязанностей, которые на тебя возложил Всевышний Аллах. Сказал Шейх Мукбиль: «Что такое границы вынужденности, когда человек попадает в вынужденность? Это если человек оставит создание изображений, то у него аннулируются какие-то пользы, которые он делает в жизни, которые возложил на него Всевышний Аллах». Приведём примеры этому. Такие ученые как шейх Ибн Баз, шейх Мубиль и другие, когда перечисляют разрешённость создания изображений для вынужденности приводят в пример паспорт, то есть если человек не сфотографируется на паспорт, то он не сможет жить в современном мире, не сможет устроиться на работу, не сможет выехать за границу, даже не сможет проехать какой-нибудь ближайший пост на машине, и т.д. То есть, он потеряет возможность совершать те ваджибы, которые возложил на него Всевышний Аллах. Не сможет поехать в хадж, не сможет сделать ничего, не сможет жить в этом мире без паспорта. Тоже самое, водительские права, если человек не сфотографируется на водительские права, то он потеряет возможность выполнения многих ваджибов или зарабатывания на жизнь, и т.п. Потому что сегодняшняя жизнь тесно связана с автомобилем. Или деньги с изображением живых существ, их разрешено держать в кармане или в доме, потому что это вынужденность, ты не сможешь жить без денег, человек не может оставлять свои деньги на улице, чтобы не заносить их домой или не может закрасить изображение, которое на этих деньгах, потому что если он это сделает, то их не примут у него. Вот эти примеры приводят на вынужденность.

Что касается фотографирования преступников, чтобы развешивать их фото на стенах, то шейх Мукбиль говорит, что это - не дарура, это не является вынужденностью. То есть до этого 30 лет назад, тысячелетиями люди жили без этих вещей и находили преступников и делали с ними, то, что нужно делать. И поэтому шейх Мукбиль говорит: «Делайте так, как приказал вам Всевышний Аллах», А что Он приказал? Он приказал отрубать руку преступнику. Результат - завтра у тебя никто не будет воровать. Обнаружил прелюбодея, закидай его камнями, завтра никто не будет делать прелюбодеяние. Поймал убийцу, также его казни, и завтра не будут появляться те, которые убивают тех, кого Аллах запретил убивать. Или убийств станет меньше. А говорить так, что мы этого всего делать не будем, но просто будем развешивать фото преступников, для того чтобы поймать и найти их, - это не то, что приказал тебе Всевышний Аллах. Всевышний Аллах не приказывал тебе развешивать фотографии преступников, для того чтобы найти их, а сказал что нужно с ними делать. И делает это правитель мусульман, а не каждый, кто попало, ловит преступников и выполняет худуды حُدُودٌ - шариатские наказания. Вот что такое дарура – вынужденность.

Не является необходимостью, то, что тебе захотелось, чтобы мама посмотрела, например, на твоего ребенка. Это вынужденность или необходимость? Это необходимость, но это не вынужденность. Так как если ты не сделаешь изображение, то ты не потеряешь ни жизнь, ни имущество, ни разум, ни потомство, ни свою религию. То есть ты не потеряешь от этого ни одно из этих пяти вещей. Тебя никто за это не убьет, и ты не потеряешь жизненно важный орган.

Разберём, что такое вопросы иджтихада? То есть, в каких вопросах мы можем делать иджтихад? В тех вопросах, в которых нет конкретных контекстов о разрешенности или запрещенности, о желательности или нежелательности, - то есть ничего не сказано по этому вопросу. Либо есть контексты относительно этого вопроса, но на противоположной стороне есть контексты такой же силы. Например, приходит контекст разрешено делать так то, приходит хадисы и аяты, о том, что это делать можно, но на противоположной стороне есть такие же контексты, или похожие по силе, которые говорят, - что этого делать нельзя. Вот в этом случае это вопрос иджтихада.

Что же касается вопроса изображения живых существ, - это не вопрос иджтихада. Относительно него пришли конкретные контексты о запрещенности, а что касается контекстов, о которых можно сказать, что он разрешают это, то это единственный хадис от Аиши, «о ее игрушках», который мы разъяснили выше. И на этом все!!! Какие еще у тебя есть доводы которые могут противостоять этим 20 или 30 хадисам, в которых приходит явный запрет на создание изображений живых существ?! Поэтому мы говорим, что вопрос создания изображений живых существ не является вопросом иджтихада просто потому что сегодня есть фотокамера, а раньше её не было. Потому что запретность изображений не связана с тем, каким способом они изображаются. Они запрещены, а чем ты их делаешь рукой, или фотоаппаратом, или видеокамерой, на сегодняшний день, это роли не играет.

Тоже самое говорят относительно смешения женщин с мужчинами. Говорят, этот вопрос понятен, это вопрос не иджтихада, запрещал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смешение мужчин и женщин в одном маджлисе. Но сегодня есть университеты, в которых происходит учеба, где в одном помещении смешиваются мужчины и женщины, и говорят нет запрета на это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и поэтому это уже вопрос иджтихада. От того, что появилось здание, на котором написали «университет», а во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были подобные здания, на которых не было надписи и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не заходите к женщинам». Это значит, не заходите в помещения, где есть женщины. И неужели, от того что при жизни посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, не было многоэтажных зданий на которых было написано «университет» этот вопрос стал вопросом иджтихада??? Какая разница в том, какое это здание, и что на нем написано? Здание есть здание, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заходить туда, где есть женщины. И изменение некоторой действительности не приводит к тому, что контексты отменяются, или перестают действовать, и приходится вытаскивать из них постановления способами иджтихада и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.