Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О ранге мужа и жены в семье




Тоска по отцу

Объективная и субъективная вина ребенка

Б.Х. (Дагмар): Позволь сказать несколько слов, которые помогут тебе понять твою ситуацию. Когда ребенок принимает на себя роль другого лица, влияющего на систему, и одновременно находится в позиции обвинителя по отношению к своим родителям, тогда его вина объективна, а не субъективна. Такая вина вытекут из определенной динамики, которой ребенок не может противостоять. Значит, ребенок не позволяет себе ничего, на что он не имеет права. Это было бы субъективным процессом. Но здесь мы имеем дело с процессом объективным, воздействие которого идентично субъективному, с той лишь разницей, что здесь нет никакой личной вины ребенка. То есть он находится в семейно-системном переплетении. Только если после нашего семинара, во время которого ты поняла динамику своей проблемы, ты продолжишь жить как прежде, у тебя сформируется субъективная вина.

 

Гертруда: Я чувствую себя очень плохо. Мне не по себе. Во время расстановки, исполняя роль матери, я почувствовала такую слабость, какой не чувствовала еще никогда в жизни.

Б.Х.: Но с тобой лично это не имеет ничего общего.

Гертруда: Однако это продолжает влиять на меня. Мне чего-то не хватает. У меня есть к тебе вопрос, касающийся моего внебрачного сына. Я думала об этом весь обеденный перерыв. (Она тяжело вздыхает и вот-вот расплачется.) Я в чем-то виновата?

Б.Х.: Возьми свой стул и поставь его сюда. Сядь передо мной и закрой глаза. Приоткрой рот, дыши спокойно и предоставь себя тому, что сейчас произойдет.

(Б.Х. кладет руку на голову Гертруды и склоняет ее.)

Б.Х.: Дыши интенсивнее! Подчинись внутреннему движению.

(Гертруда всхлипывает.)

Б.Х.: Представь, что ты держишь что-то в руках.

(Немного погодя): Хочешь оставить это здесь?

(Гертруда согласно кивает.)

Б.Х.: Ну что, как ты себя чувствуешь?

Гертруда: Лучше, но не понимаю, почему/

Б.Х.: Не важно.

(Видя, что она снова волнуется): Поддайся чувству, которое овладело тобой. Поддайся внутреннему движению.

(Гертруда плачет.)

Б.Х. (шепотом): Ты чувствуешь какую-то тоску?

Гертруда: Я думаю о моем отце.

Б.Х.: Закрой глаза и представь себе, что ты нашла дорогу к нему.

(Гертруда всхлипывает.)

Б.Х: Не переставай глубоко дышать. Позволь всем накопленным чувствам выйти.

(Дыхание Гертруды становится более спокойным.)

Б.Х: Ты знаешь старую песню о принце и принцессе?

Гертруда: Нет.

Б.Х.: Нет? В ней поется: «Они не могли соединиться, река между ними была слишком глубока...»

Гертруда (смеется): Нет, мне удалось к нему приблизиться.

Б.Х.: Хорошо.

 

Георг: В каких случаях в расстановках семей место мужа справа от жены, а в каких слева?

Б.Х.: Это зависит от конкретного случая. В основном оба родителя имеют одинаковый ранг. Вместе они занимают в семье первое место. Затем следуют дети: первый ребенок, второй, третий, четвертый и т. д. Между родителями не существует никакой очередности, так как они вступают в свою роль одновременно. Тем не менее в семье существует очередность по функциям. Отвечающий за безопасность в семейной системе, как пра-

вило, имеет высший ранг, и обычно это муж. Тогда в расстановках он должен стоять справа от жены. Но в той или иной семье, например, в семье Иды, — судя по тому, что она нам здесь рассказала, — мать, очевидно, имеет первый ранг. В таких констелляциях жена стоит справа от мужа.

Но существуют и другие ситуации, когда жена обладает преимуществом перед мужем. Подобные изменения очередности наблюдаются в тех случаях, если в родительской семье матери какие-то важные лица были исключены из системы, например, отец, потому что он не женился на матери, или же мать, вследствие ее тяжелой судьбы. В таких случаях исключенные члены семьи располагаются в порядке справа налево, затем — жена и на последней позиции — муж. Иерархия в такой расстановке определяется исходя из тяжести судеб членов семьи. Тэя, например, имела первый ранг в ее теперешней семье, так как динамика, исходящая из совокупности судеб членов ее родительской семьи, дала ей такое преимущество. Терапевт должен испробовать разные констелляционные возможности в каждом конкретном случае.

Если кто-то из родителей раньше был помолвлен с кем-либо, его теперешний партнер должен стоять между ним и его бывшей невестой/женихом. Поэтому, например, в расстановке родительской семьи Дагмар ее мать должна была стать между своим мужем и его бывшей невестой, то есть мать Дагмар по очередности имела преимущество перед ее отцом. Такой позицией она показывает своему мужу и его бывшей невесте, что «принимает» его как своего мужа и что действительно имеет на него права. С другой стороны, не только связь между отцом Дагмар и его бывшей невестой прервется, но и эта женщина обретет свободу.

Как бы то ни было, существуют и другие случаи, когда второму партнеру не позволено стоять между своим мужем/женой и его/ее бывшим невестой/женихом. Часто вторая жена не должна стоять между своим мужем и его первой женой в тех случаях, если та умерла или с ней очень несправедливо обошлись.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.