Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 44 страница




Затем начинается чтение часов, за которыми епископ сидит, и встает только при чтении “Аллилуиа.” “Трисвятого,” “Отче наш” и “Честнейшую херувим.” Обычный возглас во время часов “Молитвами Св. Отец наших”… произносится так: “Молитвами св. владыки нашего, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.” Священник и чтец стоят посредине церкви.

Во время часов выносится из алтаря рукоумывальник и полотенце, и архиерей умывает себе руки. Прислуживает ему обыкновенно лицо, рукополагаемое в священнический или диаконский сан, или посвящаемый в церковную должность “чтеца,” для выражения покорности священнослужителей и церковнослужителей епископскому сану. Во время чтения часов диаконы совершают каждение всем иконам. К концу часов все священнослужители выходят из алтаря боковыми и северными дверями. Моление перед Литургией совершает епископ. Старший из священников идет в алтарь и открывает Царские врата, начиная Литургию обычным возгласом. Далее следуют великая ектения и антифоны. Епископ стоит, окруженный сонмом священнослужителей. Сам епископ напоминает Спасителя, а священники Апостолов. Ко времени пения: “Единородный Сыне” все священнослужители уходят боковыми дверями в алтарь, епископ остается один среди храма. Затем совершается “малый вход.” Весь сонм священнослужителей снова выходит из алтаря на середину храма с Евангелием, свечами, дикирием, трикирием и рипидами (см. рис. 216, л. 53). После лобызания епископом Евангелия все священнослужители медленно удаляются Царскими вратами в алтарь с пением величественным напевом: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу”… Епископ, войдя в алтарь и облобызавши престол, производит каждение алтаря, иконостаса и народа. Во время каждения из алтаря слышится, словно ангельское, пение трех детских голосов “Ис полла эти деспота” (Мальчики, поющие в алтаре эти слова, называются обыкновенно “исполлатчиками”).

Далее следует пение тропарей и кондаков, причем после обычного возгласа диакона: “Господи, спаси благочестивыя и услыши ны” — протодиаконом делается молитвенное возглашение с пожеланием многолетия Св. Синоду, Государю, Епископу, Военачальникам, Градоначальникам и Христолюбивому воинству. После этих выкличек священнослужители поют кондак дня и епископ делает первый свой возглас “Яко Свят еси, Боже наш” и начинается пение “Св. Боже.” Трисвятое поется 6 Ѕ раз: попеременно поют сначала священнослужители в алтаре, затем певчие на клиросе и исполлатчики на середине храма. Перед пением “Святый Боже” исполлатчиками Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа — “духовный ветроград” (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: “Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди “и,” его же насади десница Твоя” (см. рис. 226, л. 57). Далее Литургия следует обычным порядком (чтение Апостола и Евангелия [99]), сугубая ект. молитва за Государя, др. ектении) до Великого входа. За Великим входом обычное поминовение гражданского и духовного начальства, делаемое священником и диаконом, повторяется Архиереем. (Рис. 241, л. 61).

Дальнейшей особенностью является еще то, что после молитвы за живых и умерших, после слов “И всех, и вся,” протодиакон возглашает велегласно великую похвалу, поминая в отдельности Государя, Царствующий Дом, служащего Епископа, “приносящего Святыя Дары Сия Господеви Богу нашему.” Певчие величественным напевом отвечают: “И о всех, и за вся.” Царские врата за Архиерейским служением бывают открыты до пения “Причастного.” Это делается в знак того, что Сын Божий, живя среди людей, был виден ими, и небо, означаемое алтарем, было отверсто для земнородных. Дальнейший порядок Литургии обыкновенный.

Во время архиерейского служения совершается иногда рукоположение в священнический и диаконский сан, составляющее Таинство Священства.

После Литургии епископ обыкновенно благословляет поочередно народ.

Литургия на архиерейском служении, при всей своей сложности по сравнению с обыкновенной, сохранила много следов исторической древности и помогает наглядному уяснению вопроса об историческом развитии Литургии.

 

 

Когда говорится, что наша Литургия составлена Св. Василием Великим или Св. Иоанном Златоустом, то невольно думается, что все молитвы и песнопения, входящие в состав Литургии, написаны этими церковными писателями или, по крайней мере, ими включены в состав Литургии. На самом деле это не так. Одни молитвы появились раньше Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста (“псалмы” и “Отче наш”), а другие молитвы появились после смерти их и в различные сроки включались в состав Литургии. Так напр. из молитв, произносимых и поемых вслух, молитва “Единородный Сыне” была составлена в 535 г. [100]); “Святый Боже” — в 439 [101]); “Херувимская песнь” — около 573 г. [102]); Символ Веры — в конце V в. (488 г). или в начале VI (510 г). века [103]); “Достойно есть яко воистину” — в 980 г. [104]); “Да исполнятся уста наша” — в 620 г.; Молитва за Государя — в 1881 г. [105]); Блаженны (стихи и тропари) включены около XV в.; Заамвон. молитв. — в X—XI в.; “Господи, Спаси благочестивыя” также после IV в. [106]).

Что же касается второго разряда молитв — произносимых священником тайно, то относительно их появления существует следующее мнение. Молитвы начального “входа” и “облачения,” проскомидийная и принятии Св. Даров, м. “малого входа,” м. “Трисвятого,” м. “Великого входа” и заамвонная появились значительно позже Святого И. Златоуста. Да и самая проскомидия в современном виде сложилась окончательно в XII в. сначала занимая положение между Литургией оглашенных и Литургией верных, а затем уже предшествуя Литургии оглашенных [107]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.