Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 46 страница




Следовательно, современная Литургия оглашенных определилась во II веке [111]). Молитвы за оглашенных и кающихся были длинны и читались вслух, оттого Литургия удлинялась. Поэтому выдающиеся церковные деятели IV в. снизойдя к человеческой немощи и желая придать дальнейшее единство в совершении Литургии, занялись сокращением Литургии и приданием ей письменного изложения. В числе таких деятелей были: Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст — на Востоке, а на Западе — Амвросий Медиоланский, папа Лев Великий, папа Геласий, Григорий Великий, в Сирии и Армении — Св. Григорий. Эти св. Отцы действительно и составили Литургии в письменном изложении, каждый своего имени и для подчиненных церквей своей церковной области.

Деятельность Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста состояла в сокращении литургийных молитв, которые дошли от предшествующих времен, и в письменном изложении их.

В частности о Св. Иоанне Златоусте теперь установлено, что составил или сократил следующие молитвы из числа читаемых священником тайно: молитву об оглашенных, две молитвы о верных пред Великим входом, молитву по перенесении Св. Даров с жертвенника на престол, Евхаристическую молитву за живых и умерших, молитву приготовления верующих к причащению (во время 2 просительной ектении), после Отче наш, перед возношением Св. Даров и после причащения.

Что же касается формы Литургии, которую сократил Василий Великий, то прежде думали, что этою Литургиею была так называемая палестинская Литургия — Апостола Иакова. Теперь предполагают, что это была Литургия антиохийская, называемая Климентовой Литургией и находящаяся в древнехристианском сочинении, под заглавием “Сборник Апостольских постановлений” [112]). Подобно сему и о Св. И. Златоусте существует два мнения. По одному (старому) он сократил литургию Василия В.; по другому (вновь возникающему) Св. Златоуст мог самостоятельно, независимо от Василия В. сократить молитвы (по преимуществу Евхаристические, и за живых и умерших) какой-либо антиохийско- малоазийской Литургии, напр. той же Климентовой. При этом обращается внимание, что и по сокращении литургийные молитвы при Св. Василии и Иоанне Златоусте продолжали читаться вслух, и только впоследствии они стали читаться священнослужителями тайно.

С течением времени ученые озаботились разысканием и сличением между собою различных письменных памятников, свидетельствующих о совершении Литургии в различные века ее существования и в различных местах ее совершения (в районе Палестинском, Александрийском, Антиохийском, Римском, Константинопольском и Сирийском) и в первоначальном зерне принадлежащих, так сказать, первым составителям (Апостолам — Иакову, Марку, Фаддею, Петру и др.). Путем такого сравнения возможно устанавливать, какие же молитвы и какие моменты Литургии сохранились неизменными и постоянными во все времена существования Божественной Литургии. Таким моментом является Евхаристическая молитва, содержащая в себе ту же хвалу Богу и те Божественные Слова, которые произнесены были впервые Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечери: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое.” Существенные мысли и слова Евхаристической молитвы являются “сердцевиною,” около которой появились наслоения других молитв и песнопений Литургии [113]).

 

 

Литургия есть особо торжественная служба; между тем есть дни, в которые чувства скорби и печали должны быть особенно свойственны верующим. Поэтому существует несколько дней, в которые положено не совершать Литургии, а именно: в среду и пятницу Сырной недели, т.е. на масленице; по понедельникам, вторникам и четвергам на неделях Великого Поста (Св. Четыредесятницы); в Страстную Пятницу. Если же в перечисленные дни приходится храмовый или двунадесятый праздник (по срокам приходится иногда или Сретение, или Благовещение), то Литургия должна быть совершена.

 

 

Иногда Литургия не совершается даже в те дни, когда ее возможно совершать, напр. когда священник уже совершил Литургию, но его просят прихожане совершить Литургию вторично; или когда в той или другой местности не бывает Церкви, а только часовня без Престола и Антиминса. В таких случаях существует обычай совершать для молящихся особую службу, носящую название “обедницы.” В состав “обедницы” входят многие молитвы из полной Литургии, за исключением Евхаристических молитв. Порядок “обедницы” такой: возглас священника и диакона; великая ектения; изобразительные псалмы 102 и 145; “Единородный Сыне”; Заповеди блаженства; прокимен, чтение Апостола и Евангелия; сугубая ектения и ектения за усопших; Символ Веры; просительная Ектения; Отче наш; пение тропарей и кондаков дневных; “буди имя Господне” и обычный отпуст. Так как в состав “обедницы” входят псалмы изобразительные, то обедница называется иначе последованием изобразительных. Под этим именем и с некоторыми дополнениями “изобразительные” составляют необходимую принадлежность Великопостного богослужения.

 

 

“Часами” называются службы, освящающие определенные моменты дня, которые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, 6 и 9), дали повод уже первым христианам во главе с Апостолами молиться в храме Иерусалимском или дома в эти именно часы (Деян. 2:3, 15, 10:9, 3:1). Так как ветхозаветное богослужение и в частности молитвы, освящающие дневные часы, состояли главным образом в чтении и пении псалмов, то и христианские часы в начале содержали псалмы. В каждом часе содержится по три псалма. Позднее в состав часов вошли и христианские молитвы, которыми прославлялась память дневного Святого, или события из земной жизни Иисуса Христа, или же прославлялась наша усердная Заступница Матерь Божия. Поэтому на каждом часе читается молитва к Богородице, называемая “Богородичным,” а также молитва, располагающая к молитвенному обращению к Долготерпеливому и Многомилостивому Господу, любящему праведных и милующему грешников. Псалмы, тропари, кондаки, Богородичны и молитва “Иже на всякое время и на всякий час”… и являются составными частями часов, среди которых вставляются постоянные молитвы, напр. “Отче наш,” “Слава и ныне,” “Аллилуиа” и др. Перед началом часов бывает “обычное начало,” а в конце каждого часа читается молитва Господу Иисусу. В тропарях и кондаках, читаемых на часах, изображаются новозаветные христианские события. Новозаветные события изображаются также и в псалмах, хотя только пророчески и прообразовательно. Как уже говорилось (в § 49), на первом часе (по нашему 7—8 утра) вспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата, происходивший в эти утренние часы. Поэтому для 1-го часа подобраны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова “суд,” “милость,” изображается злоба, беззаконие врагов [114]), кротость и незлобие Иисуса Христа и содержится обращение за помилованием [115]) (разумеется Иисус Христос).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.