Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 52 страница




В двунадесятые праздники и в праздники великих святых перед вынесенною на середину храма иконою праздника или святого поется сначала священнослужителями, затем певчими “величание” в честь Господа, Божией Матери или святого. После выноса Евангелия, во время пения “Хвалите имя Господне” совершается каждение священнослужителями храма и молящихся, продолжающееся и при пении “Благословен еси, Господи,” или “величания,” если священнослужители не успеют обойти храм. После следующей за величанием или воскресными тропарями малой ектении поются “степенны” или “антифоны,” которые поются попеременно то на правом, то на левом клиросах [131]). Под Великие праздники поются следующие антифоны 4-го гласа:

 

От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше. Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне. От самой моей юности обуревают мою душу многие страсти, но Ты, Боже, защити и спаси меня. Устыдитесь ненавидящие Церковь Божию! ибо вы как трава от огня — иссохнете. Святым Духом оживляется всякая душа и возвышается чистотою и священно-таинственным образом просвещается Единством Св. Троицы.

В этих словах содержится мысль о благодатной помощи, которая подается молящимся через Иисуса Христа и Церковь Божию, названную в антифонах “Сионом” (рис. 237, л. 60).

После утренних антифонов произносится утренний прокимен, а затем читается Евангелие, повествующее о Воскресении Христовом (под воскресные дни) и об явлениях Его ученикам по воскресении. Воскресных утренних Евангелий одиннадцать. Эти Евангелия, заимствованные из всех четырех Евангелистов, читаются, чередуясь между собою в строгом порядке, одно за другим. В другие праздники читаются Евангелия применительно к празднуемому событию.

По прочтении Евангелия поется певчими молитва:

 

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.   Увидев воскресение Христово, поклонимся Св. Господу Иисусу, единому безгрешному! Поклоняемся Твоему Кресту, Христе, воспеваем и прославляем Твое воскресение, потому что Ты — наш Бог и другого, кроме Тебя, мы не знаем, имя Твое призываем. Приидите все верующие поклониться Св. Христову воскресению: потому что вот через крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать Воскресение Его, п. ч. Он, претерпев распятие, Своею смертью разрушил смерть.

 

Верующие начинают лобызать Евангелие или же икону праздника, причем если бывает лития, священник помазует молящимся чело освященным (на литии) елеем с произнесением слов: “во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь.” Этим выражается желание, чтобы верующие были плодовитою духовною маслиною, чтобы они имели елей любви к Господу, проявившему Свои милости к верующим в празднуемом событии. Затем диакон произносит такое же моление, как и на литии: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и начинается пение “канона.” Величественным пением и чтением канонов, в которых говорится то про Воскресение Господа, то про верных Его слуг (Святых), как бы дается ответ на приглашение предыдущей молитвы “воспеть воскресение Его.” Святые люди прежде всего величественно Его воспевают (см. выше § 63 п. 10). После 3, 6 и 9 песни произносится Малая ектения [132]).

Так как в девятой песни канона воспоминается Богоматерь, то диакон, стоя с кадильницей перед иконою Божией Матери, возглашает: “Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим.” Певчие ублажают Богородицу пением: “Величит душа моя Господа и возрадовался Дух мой о Бозе Спасе моем” с припевом: “Честнейшую Херувим.”

После канона поется: “Свят Господь Бог наш” (трижды) и читается или поется “светилен” или утренний “экзапостилларий.” Светильным или экзапостилларием называется церковная песнь, заключающая в себе моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа в стихирах на хвалитех и в Великом славословии. После “светильна” или “экзапостиллария” поются “хвалитны,” в которых содержится славословие Богу от всей твари, даже неодушевленной, от царства природы.

“Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: Тебе подобает песнь Богу.”

“Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его: Тебе подобает песнь Богу” (См. 148, 149 и 150 псалмы).

К “хвалитным” псалмам присоединяются стихиры воскресные (во дни воскресные), или в честь празднуемого события или Святого, которые называются стихирами “на хвалитех.”

После стихир на “хвалитех” поется Богородичная песнь:

 

Преблагословенна еси, Богородице Дево: Воплощщим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.   В высшей степени благословенна Ты, Богородица Дева, п. ч. Воплотившийся из Тебя пленил ад, Адам вызван (из ада), проклятие уничтожено, Ева освобождена, смерть умерщвлена, и мы ожили. Поэтому, воспевая, взываем: “благословен Христос Бог благоволивый так, слава Тебе.”

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.