Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 91 страница




[21]) Происхождение дарохранительниц обусловливается древним обычаем оставлять часть Св. Даров и сохранять их в частных домах и в храмах. Сохраняемые в храмах Св. Дары полагались в особые сосуды, имевшие форму “голубя” и подвешенные над Престолом, в кивории. В иных местах “ голубь” привешивался внутри особой напрестольной “башенки” (золотой или серебряной) – иногда значительной высоты и веса (напр. 30 фунтов). Постепенно “голубь” стал помещаться не внутри башни, а наверху башенки, утрачивая свое первоначальное назначение. Напрестольная башня уменьшилась в размерах и приобрела форму Церкви (с гробиком для Св. Даров), а иногда и драгоценной модели своего храма. Такова знаменитая дарохранительница – модель Исаакиевского собора.

[22]) Из исторически известных храмов самостоятельное место жертвеннику отведено в храме Воскресения на Екатерининском канале в С.-Петербурге.

[23]) В видах исторического соответствия с этим обычаем древности в исторических храмах XIX в. в алтаре, за Престолом, также изображена Евхаристия, напр. в храме Христа Спасителя, Киево-Владимирском Соборе, в храме Воскресения (см. рис. 221 и222, л. 55 и 56).

[24]) Во время архиерейского служения употребляются: 1) дикирий – подсвечник с двумя свечами, означающими два естества в Иисусе Христе, 2) трикирий – подсвечник с тремя свечами, означающими три лица Св. Троицы, 3) рипиды – металлические круги с изображением на них Серафимов (см. рис. на л. 53).

[25]) Сущность предания состоит в следующем: Эдесский Царь Авгарь, страдая от болезни и услышав о чудесах Иисуса Христа, послал к Нему письмо. Исповедуя веру в Божество Спасителя, Авгарь просил Его прибыть и помочь ему. По преданию, Спаситель дал письменный ответ, в котором, повторяя столь известное изречение: “Блажен ты, поверовавший в меня, не видев меня,” добавил: “ Когда я взойду к Отцу моему, то пошлю к тебе одного из моих учеников, который исцелит тебя от болезни.” Таким посланником оказался Ап. Фадей, прибывший в Эдессу, исцеливший Авгаря и проповедовавший там Христианство. К этому преданию присоединяется и другое. Авгарь послал живописца снять изображение с Господа, но вследствие чудесного сияния от лика Христа, живописец не в состоянии был снять с Него изображение. Спаситель тогда Сам взял полотно, и приложив его к Своему лицу, возвратил полотно с оказавшимся на нем божественным изображением.

[26]) По этому преданию, неоднократно передаваемому церковными писателями, рассказывается, что Св. Евангелист Лука, бывший врачом и знакомый с живописным искусством, начертал при жизни Богоматери Ее честный образ в то время, когда Она обитала в Сионе. Из Уст Пресвятой Богородицы он услышал обещание, что Благодать ее пребудет с его иконою. В V в. византийская царица Евдоксия, вдова бывшего императора Феодосия II († 450), отправившись на поклонение в Палестину, прислала из Иерусалима в Константинополь сестре своей Пульхерии, жене императора Маркиана († 457) эту икону Богоматери, написанную Ев. Лукою. По дальнейшим историческим сведениям эта икона пребывала в Константинополе, в Одигитриевском монастыре еще в XII – XIV в. А затем след этой Святыни теряется, вследствие тяжелых обстоятельств над византийской империей, и какая судьба этой иконы, историки пока не решаются говорить определенно.

Но в те же IX – XIII вв. как в Греции, так и в Западно-христианских странах (преимущественно в Италии), а равно и в России, распространяются Иконы Богоматери, написанные на основании древнейшего изображения Богоматери, сделанного Евангелистом Лукою. В России эти иконы именуются “Корсунскими” (т.е. принесенными из древне-священного города Корсуни, места крещения св. Владимира) и такими иконами считаются Владимирская в Успенском Соборе, Смоленская в Смоленском Успенском Соборе, Тихвинская в Новгородском Тихвинском монастыре. (См. рис. л. 42).

[27]) Из древнейших изображений Спасителя в прямом виде являются изображения: а) в катакомбах св. Петра и Марцеллины и б) в кат. св. Понцианы (рис. № 154, л. 37).

[28]) Из древнейших изображений Богоматери в катакомбах являются: а) в кат. св. Прискиллы (рис. 152, л. 37) и б) св. Агнессы (рис. 175-а, л. 42).

[29])Название диптихи происходит от греческого слова δύς = дис (дважды) и πτύσσω = птиссо (складываю), и обозначает предмет или таблицу, дважды сложенную. В древней Церкви было несколько видов диптихов для записи: 1) крещенных; 2) живых членов Церкви; 3) умерших, и 4) святых или мучеников. Диптихи служат историческим началом: 1) так называемых метрических книг; 2) помянников, и 3) книги с исчислением прихожан известной Церкви.

[30]) Афон, имеющий большое значение в истории ц. архитектуры, живописи, пения и вообще в истории церковной православной жизни, в территориально-географическом отношении представляет узкий гористый полуостров на юге Македонии (в пределах нынешней турецкой Империи), недалеко от г. Солуни или Фессалоник, где потрудился в деле проповеди Св. Апостол Павел. С цветущей растительностью, с прекрасным климатом и воздухом, Афонский полуостров имеет в длину около 80 верст, оканчиваясь исполинскою горою, называемою Св. Горою Афон. Полуостров этот сделался местом уединения христианских отшельников, начиная с IV – V в. В VII в. Афон был опустошен арабами; а с конца того же века монашество начинает приобретать на Афоне более прочную и широкую организацию. С этого века Афон и афонские монахи приобретают большое покровительство византийских императоров Константина Погоната и особенно императоров IX – X в. Василия Македонянина, Льва Мудрого, Романа Старшего, Никифора Фоки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.