Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 94 страница




[58]) Кондак – производят от греческого слова χοντός – малый, краткий, что означает такое краткое молитвословие, в котором кратко прославляется жизнь святого или воспоминается в кратких основных чертах какое-нибудь событие. Другие название кондак производят от слова, называющего тот материал, на котором раньше писали. Действительно, первоначально χονταχία – назывались свертки пергамента, исписанные с двух сторон.

[59]) Для образца назовем следующие два прокимена: а) в дни Св. Апостолов: “Во всю землю языде вещание их и в концы вселенныя глаголы их”; б) в честь Богородицы: “Помяну имя Твое во всяком роде и роде.”

[60]) Здесь упомянуты не все названия молитв и песнопений. В сочинениях, посвященных более подробному ознакомлению с православным богослужением, приводятся еще следующие названия: воскресен, крестобогородичен, троичен, мученичен, покоен, подобен, самогласен, седален, ипокой, аллилуарий, непорочен, хвалитен, блаженны, светилен и экзапостилларий.

[61]) При ознакомлении с изменяющимися молитвословиями (тропари, кондаки, стихиры и каноны) обращается внимание и на их форму и ритм. Раньше думали, что форма и ритм христианских священных песнопений сходны с ритмом ветхозаветных псалмов и девяти гимнов, образцов канонов, отличаясь от них только христианским смыслом и благодатным духом. Теперь же устанавливается, что церковные песнопения и молитвы отличаются как от ветхозаветных, так и от древне-классических. Строй древне-классических произведений был метрическим, основанным на долготе и краткости слогов; строй церковных произведений – ритмический, основанный на количестве слогов в стихе и месте ударения в них. Ударение играет главную роль в построении песнопений. – Поэтому славянское чтение, которое не всегда точно передает смысл греческих слов и не сохраняет греческого ритма, не дает полного понятия о поэтических достоинствах священной греческой поэзии.

[62]) Содержание Устава и значение его для богослужения и молитв очень велико. Как руководство для совершения богослужения, Устав имеет значение, подобное тому, что “иконописный подлинник” или художественный оригинал – для создания священного изображения, что “план” и “модель” для постройки здания, что “ноты” для поющих. В Уставе все относящееся к богослужению объяснено и начертано или “очерчено” (поэтому Устав и называется “типиконом”; происх. от слова τύπος = типос, тип, образ, очертание). Но, подобно тому, как внешний и внутренний вид храмов сложился постепенно и в. разнообразился по местностям и векам, отчего и произошло разнообразие стилей архитектуры и живописи, подобно сему и вид богослужения, который ныне совершается и который составляет предмет объяснения в руководствах по богослужению, также сложился постепенно. Постепенное развитие богослужения уже открывалось из предшествующего изложения: еще виднее оно будет в последующем. Вследствие такого-то долгое время не устанавливавшегося, а скорее изменяющегося вида и содержания богослужения, выдающимся руководителям церковной жизни естественно было придать устойчивость богослужению и составить руководство к совершению его. В различных местах составлялись эти руководства (напр. в Иерусалиме, в Константинополе, на Афоне и пр.). Отсюда существует несколько уставов, которые, будучи сходны или тождественны во многом, разнообразятся в частностях и дают большое право говорить о разнообразии видов или стилей богослужения, как говорилось о разнообразии стилей архитектуры и живописи, и как будет говориться о разнообразии распевов одного и того же гласа Церковного пения. “Устав,” ныне употребляющийся для руководства правосл. богослужением, надписывается так: “Типикон, сиречь (т.е.) Изображение Церковного последования в Иерусалиме Святыя Лавры Преподобнаго и богоноснаго Отца Нашего Саввы († 532). Тоже последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителях: подобне и в прочих Святых Божиих Церквей.”

[63]) Находящиеся в Октоихе и Минее молитвословия и песнопения напечатаны черным шрифтом, а их названия, напр. тропарь, канон, кондак, стихира и др. а также время их исполнения или указание, на какой голос следует их исполнять, напечатаны красными буквами.

[64]) В самое последнее время сделана попытка воспроизвести (реставрировать) музыкальный строй и содержание древнехристианского пения, принадлежащая директору Московского Синодального училища, духов. композитору, А. Д. Кастальскому (в сочин. “Из минувших веков.” Тетрадь III. “Христиане”). По предположениям Кастальского древнехристианское пение иногда сопровождалось аккомпанементом лиры и арфы.

[65]) Для того, чтобы понять, хоть отчасти, основы строя греческого пения, отразившиеся как на церковном пении византийском, так и русском, заметим следующее. 1) У древних греков существовал троякий способ и манера для выражения в звуках переживаемых чувств: диатонический, хроматический и энгармонический, смотря по тому, какое было расстояние между звуками, или какой был интервал (промежуток) между ступенями звуковой лестницы, теперь называемой гаммой. Если преобладали целые тоны (с одним полутоном), то этот способ пения назывался диатоническим (наиболее простой и доступный восприятию). Если преобладали полутоны – назывался хроматическим (более трудный для усвоения). Если преобладали промежутки, равные ј тона – получался строй энгармонический (в. трудный для восприятия). Диатонический строй у древних греков и позднее был самым удобоисполнимым. 2) Для запоминания и изучения пения уже древние греки включили волну возможных человеческих звуков в определенные границы (словно русло), по которым можно было узнавать и изучать характер, силу и высоту звуковых движений человеч. души. Условные грани для звуковых волнений назывались тетрахордами или четырехзвучиями. Таких тетрахордов уже у древних греков было обозначено три: Лидийский (когда полутон находился на верху тетрахорда: Соль + 1 т. ля + 1 т. си + Ѕ т. до); фригийский (полутон занимал средину тетрахорда: ля + 1 т. си + Ѕ до + 1 т. ре) и дорийский (полутон находился внизу тетрахорда: си + Ѕ до + 1 т. ре + 1 т. ми). 3) Так как тетрахорда или четырехзвучия недостаточно было для выражения разнообразия человеческих чувств, то с течением времени звукоряд или звуковая лестница удлинилась через сложение двух тетрахордов, и в удлиненном виде называлась уже не тетрахордом, а ладом. (Лад, очевидно, более может быть уподобляем современной гамме). Лады также получили название лидийского, фригийского и дорийского, смотря по тому, из каких тетрахордов они составлены. Однако при этом необходимо заметить, что соединение двух тетрахордов для образования лада могло быть двояким: или а) между двумя тетрахордами был самостоятельный тон, напр. до, ре, ми, фа + соль, ля, си, до; или б) срединный общий звук соединяемых тетрахордов исчезал, напр. Соль, ля, си, до = 1 тетрахорд/2 тетрахорд до, ре, ми, фа. Первый лад был длиннее звуками; второй короче. 4) От различного соединения трех видов диатонических тетрахордов получались разнообразные лады, которые разделялись на главные (или аутентичные), получавшиеся по первому способу соединения, и побочные (или плагальные), получившиеся по второму способу. Разнообразное соединение этих тетрахордов давало большое число ладов или гамм и вырабатывало большое число напевов и оттенков, не менее 12 – 15). Все это разнообразие греческих мелодий и напевов сопровождалось не только трудностью для усвоения христианскими певцами, но и ущербом для богослужения. Поэтому на Западе Св. Амвросий Медиоланский, а потом Св. Григорий Великий, а на Востоке сначала Св. Иоанн Златоуст, а главн. обр. Св. Иоанн Дамаскин – избрали из множества существовавших ладов (и напевов) восемь наиболее удобных и соответствовавших богослужению и, изложивши письменно, положили начало церковному осмогласию. В основу 1 гласа был положен фригийский лад; 2 – лидийский; 3 – миксолидийский; 4 – дорийский; 5 – ипофригийский; 6 – иполидийский; 7 – ипомиксолидийский; 8 – иподорийский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.