Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 100 страница




[128]) Слово “кафизма” значит “сидение” (происх. от греч. слова χαθιςω = кафтизо, сижу; ср. со словом кафедра – место для сидения). На основании такого значения долгое время думали, что во время чтения “кафизм” в древности дозволялось сидеть, на самом же деле было наоборот. В древности во время исполнения псалмов (большею частью через пение, а не чтение) молящиеся стояли (отсюда самые части псалтири назывались “стасиями” или стояниями (по слов. статьями). После псалмопения следовало чтение жития Святых или поучение, во время чего, действительно, разрешалось для подкрепления сил сидеть, что было естественно ввиду продолжительности (иногда более 5 часов) службы.

[129]) Таковы след. стихи: “Ты не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истление”… (пс. 15), “Боже мой, вонми ми, всякую мя оставил еси… Вси видящии поругаша мя…, покиваша главою… Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя… ископаша руце и нозе моя” (пс. 21), “Кто взыдет на гору Господа… Неповинен рукама и чист сердцем”… (23 пс.).

[130]) Относительно выноса Св. Евангелия замечается разнообразие практики: в некоторых местностях и церквах Евангелие выносится на середину храма после кафизм и там читается, а в некоторых местах оно читается в алтаре, а затем выносится на середину во время пения: “Воскресение Христово видевше”…

[131]) Степенными называются песнопения, которые составлены применительно к 15-ти псалмам (119 – 133), называвшимся у евреев песнями степеней и певшим

ся на ступенях храма Иерусалимского двумя хорами левитов. В то же время “степенные антифоны” ведут молящих как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой.

[132]) Кроме этих общих замечаний о каноне следует принять во внимание и следующие более частные:

1) В состав каждой песни канона положено включать стихи их ветхозаветных гимнов (см. § 13) в качестве особых припевов перед тропарями канона и в количестве, соответствующем характеру праздника.

2) Как и раньше было сказано (в § 63, пункт 10), на Утрени положено петь не только ирмосы в начале песней канона, но и в конце их; в таком случае повторные ирмосы, исполняемые иногда соединенными хорами или ликами певчих, называются катавасией (от греческого слова χαταβάσια – схождение.).

3) В будничные дни катавасия берется большею частью из очередного канона дня; в воскресные и праздничные дни для катавасии берутся ирмосы из других канонов: а именно – для большинства воскресных дней катавасией служит канон Богородицы, наиболее известный молящимся: “отверзу уста моя.” За частое употребление в церкви этот канон называется “рядовой” катавасией и его положено исполнять, как катавасию, в следующие сроки: а) с 22 Сент. по 20 Ноября, б) с 10 Февраля до 1 Августа, за исключением периода от Великого Поста до Троицы, но включая воскресенье Мытаря и Фарисея, 2-ое и 5-ое воскресенья Великого Поста и первое воскресенье после Троицы, какого бы числа и месяца оно ни случилось.

4) В промежуточные же периоды между означенными сплошными сроками пения “Отверзу уста моя” для катавасии берутся каноны двунадесятых праздников, а именно с 1-го Августа по 22 Сент. канон Воздвижения Креста Господня – “Крест начерта Моисей.” С 20 Ноября по 31-ое Декабря канон Рождества Христова – “Христос рождается, славите.” С 1-го по 14-е Января – канон Крещения Господня: “Глубины открыл есть дно.” С 15-го Янв. по 10-е Февраля – канон Сретения Господня – “Сушу глубородительную землю.” Кроме того, в ближайшие дни к праздникам Преображения, Успения Божией Матери, Вознесения – для катавасии берутся каноны этих Праздников. Начиная с первого дня Пасхи до Вознесения, для катавасии берется Пасхальный канон “Воскресный день.” Следовательно, помимо катавасии “Отверзу уста моя,” другие катавасии составляются из канонов, имеющих отдельные каноны.

5) Помимо малой ектении, после 3, 6 и 9 песней канона положено петь еще некоторые краткие стихи, а именно – после 3-й песни – ипакои и седальны, после 6-ой – кондаки и икосы, после 9-ой – светильны и экзапостилларии. Из этих молитвенных названий обращают на себя особое внимание “седальны” потому, что исполныть их полагается три раза в течение Всенощной. Первый раз – после кафизм; второй раз – после полиелея, и третий раз – после третьей песни канона. Происхождение названия седальна указывает на то, что в эти сроки всенощной в древности полагалось чтение или же жития святых, или же поучений и позволялось, ввиду длительности службы, молящимся сидеть.

6) Экзапостилларии – происходит от греческого слова εξαποστέλλω = посылаю и указывает на то, что в древности для исполнения их высылался один певец на середину церкви.

Следовательно, составными элементами канона являются: Ирмосы; Тропари; Стихи ветхозаветных песен; Праздничные припевы; Кондаки, седальны и ипакои; Ектении и возгласы; Катавасии и Чтение (иногда) прологов, т.е. житии святых и поучений. Если раньше канон мы называли “духовной поэмой,” то теперь его можно назвать как бы “Службой в службе,” весьма величественной и продолжительной, если бы сполна прочитывать и петь все входящее в состав канона.

 

[133]) После просит. ектении Священник благословляет молящихся (рис. 238).

[134]) Из этих памятников особенное значение для истории Вечерни и Утрени получили следующие: Сочинение под названием “Апостольские Постановления,” Описание “Путешествия к Св. местам,” составленное одной благочестивой паломницей (по предположениям) Сильвией Аквитанской (открыто в 1884 г.), Сочинение под назв. “Завещание Господа Нашего Иисуса Христа” (издано одним Катол. Учен. в 1899 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.