Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 101 страница




[135]) В “Постановлениях Апостольских” в состав Вечерни входила молитва диякона (сходная с нынешней Просительной Ектенией) и три молитвы епископа: в первой содержится прошение о даровании мирной и безгрешной нощи и вечной жизни во Христе (сходна с просит. ектенией); во второй – о призрении на молящихся милостивым оком и принятии утренних благодарений (сходна по выражениям с молитвою на вечерни Праздника Троицы); в третьей – о призрении на преклонивших главы и сохранении их как зеницу и (сходна с современ. молитвой вечерни главопреклонения).

[136]) Утреня, вероятно, имела и предварительную часть: Псал. “Боже, в помощь мою вонми,” после чего настоятель трижды произносит: “Господи, устне мои отверзеши,” и передавал продолжение службы очередным лицам; затем читались 3 и 94 псалмы.

[137]) Библейские песни в некоторых местах следовали за кафизмами и чтениями из Нового Завета, занимая приблизительно то же место, что и теперь. Сколько их было числом, прямо не говорится, но упоминаются третья, шестая, восьмая и девятая. После двух первых полагались какие-то добавочные песни, после восьмой – тропари, а после девятой – “всякое дыхание.” (Вот первоначальная основа теперешнего канона).

[138]) Вот этот рассказ. Два палестинских инока, Иоанн и Софроний, перед воскресеньем пришли к авве Нилу, на гору Синайскую; пришли к вечерне, и старец начал: “Слава Отцу, и прочее”; и после того, как сказали “Блажен муж” и “Господи воззвах” без тропарей и “Свете тихий” и “Сподоби,” начали “Ныне отпущаеши” и прочее. По окончании Вечерни препод. Нил предложил пришельцам трапезу. После трапезы начался канон (правила) и после шести псалмов, сказавши “Отче наш,” начали псалмы нараспев. “Когда сказали, говорится в рассказе, первую статью в 50 псалмов, старец начал “Отче наш,” “Господи помилуй” и, когда сели, один из учеников его прочитал Соборное послание Иакова. Вставши, начали вторую статью в 50 псалмов, и, по исполнении 50 псалмов, старец дал другому брату и тот прочитал из той же книги соборное послание Петрово. И, вставши, начали 3-ю статью. По исполнении 150 псалмов и после того, как сказали “Отче наш” и “Господи помилуй,” сели, и было чтение из Соборного Послания Иоаннова. Снова вставши, начали песни (οδάς) Моисеевы (тихо) на распев без тропарей, и ни на третьей песни, ни на шестой не делали междопесния (μεσώδιον), но по “Отче наш” и “Господи помилуй,” сказавши хвалитные без тропарей, начали “Верую во единого Бога” и “Отче наш” и “Господи помилуй.” (Старец же прибавил: Сыне и Слове Божий Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и помоги и спаси души наши). И когда мы сказали” “аминь,” сели. Наблюдательные палестинские иноки говорили далее старцу: “почему, авва, не сохраняете чина кафолической и апостольской церкви. Как же ты не говоришь на Вечерни св. недели ни на Господи воззвах тропарей, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи, тропаря, ни на каноне “Бог Господь,” ни на стихословиях псалмов кафизм воскресных, ни на песнях трех отроков тропарей, ни на Величит, Всякое дыхание, ни на славословии Воскресение Спасово?” На вопросы посетителей старец ответил, что причиною таких отступлений от общего церковного устава в его молитвенном правиле является отсутствие в их обители лица со священным саном.

[139]) Так как число псалмов, читаемых на молитве, было неодинаково, то и число молитв колебалось (от 5 –9, и даже 3).

Число псалмов уменьшалось и изменялось, но число молитв оставалось прежнее благодаря тому обстоятельству, что они записывались в Евхологиях (т.е. служебниках) молитвословах отдельно от псалмов.

[140]) Очень возможно, что эти отрывочные стихи из перечисленных псалмов писались в Часослове отрывочно за трудностью переписки книг и служили напоминанием, что брать целиком нужно псалмы из Псалтири. Эти псалмы так же не вносились в Часослов, как и священнические молитвы не вносились сюда, а помещались только в Евхологиях. С течением времени уже перестали (что также возможно) обращаться к Псалтири и ограничивались отрывками из Часослова.

[141]) Таким образом, по времени появления самыми древними составными частями Всенощной являются псалмы “Отче наш,” “Свете тихий,” “Спаси Господи,” “Ныне отпущаеши,” “Великое славословие”… Время появления новозаветных песнопений определяется разнообразно, в зависимости от времени жизни многочисленных их составителей.

[142]) Некоторые ученые особенно обращают внимание на этот возглас священника, как на доказательство того, что Литургия Преждеосвященных Даров и причащение ими молящихся в древности совершалось вечером, за вечерним богослужением. Слова этого возгласа соответствовали моменту освещения храма светильниками по случаю наступавшей темноты.

[143]) Канон состоит из 250 тропарей и велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству: по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем представлены события Нов. и В. Завета в нравоучительном освещении. Лица священной истории представляют Св. Андрею Критскому высокие образцы святой жизни, или же примерами грехов возбуждают нас к глубокому трезвлению. После изображения опустошений, какие произвели страсти в жизни некоторых, даже великих мужей, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного; в Исааке показывает жертву послушания; в Измаиле пример дерзости, порождаемый необузданной плотью; тяжкие наказания за плотские похоти представлены в изображении огня Содомского. Под образами двух жен Иакова разумеется двоякая жизнь – деятельная и созерцательная. Жезл Моисеев, рассекающий море – Крест Христов, которым душа христианская творит дела чудные. Далее, по порядку времен беседуют с душою кающиеся цари и пророки Израиля. Наконец, в девятой песни певец вспоминает Божественные слова и деяния милостивого Спасителя Господа; посещением Его убеждает себя к посту; с мытарем смиренно вопиет: “Боже, милостив буди мне грешному,” с ханаанской женою и слепцами молит: “Помилуй мя, Сыне Давидов”; подобно блуднице, омывает слезами ноги Спасителя, и с разбойником благоразумным взывает: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.”




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.