Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинг партнерского общения 10 страница




Обязательное условие. Объяснения причин высказывания должны даваться только в форме «Я - посланий» и ни в коем случае не в форме «Ты - посланий», так как в последнем случае упражнение может выродиться в привычный для обыденного общения обмен взаимными упреками и претензиями. Суть же упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и затем сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это нужно особым «психосинтетическим» способом, не нарушающим личностной целостности другого человека.

«Я - послания» говорят о том, что нечто создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. «Ты - послания» же говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему и из-за тебя мне приходится что-то менять в себе. Поскольку привычнее для нас «Ты - послания», посмотрим, как они могут быть превращены в «Я - послания».

«Ты - послания»

«Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится слишком напрягать свое внимание».

«Я - послания»

«Общаясь с тобой, я развиваю произвольное внимание». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне бывает тру л но уловить суть длинной речи»).

«Ты - послания»

«Ты все время сидишь с непроницаемым видом, так что трудно понять, какая ты на самом деле».

«Я - послания»

«Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Ибо в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне очень трудно улавливать тонкие и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю все время только на тех, кто чаще высказывается, смеется, восклицает и т. п.»)

Упражнение требует иногда дополнительного смягчения. Например, можно предложить всем участникам высказываться еще более ритуализированно — ведь более жесткий ритуал смягчает эмоциональную остроту высказывания. Например, можно предложить всем высказываться в особом «восточном» стиле: «Игорь, я столь благодарен судьбе за встречу с тобой! Какой это благословенный подарок для меня!» Ибо общаясь с тобой, я развиваю свои аналитические способности». Игорь: «А почему?» Ответ: «Наверное, потому, что мне не все бывает сразу понятно, когда речь идет о тонких материях. Я не привык все подвергать анализу и поначалу мне было трудно вникать».

Иногда участникам группы сложно переключиться с приятных сторон общения на проблемные. Некоторые из них начинают в своих высказываниях подчеркивать положительные стороны другого человека, которые воспринимают как пример для себя: «Общаясь с тобой, я учусь выдержке, ты такая выдержанная!» и т. п. В этом случае необходимо повторить инструкцию.

Упражнение заканчивается только после того, как каждый из участников по крайней мере один раз выскажется. После этого можно задать группе вопрос: «Что дает это упражнение?» Чаще всего участники указывают на то, что благодаря этому упражнению они осознали свои собственные проблемы — «слепые пятна», не позволяющие воспринимать и принимать других людей такими, какие они есть. Кроме того, упражнение помогает участникам понять, что именно в поведении других людей затрудняет их общение с ними. Наконец, участники, как правило, высоко оценивают используемую в упражнении «психосинтетическую» модель построения нашего сообщения другому человеку о том, какие проблемы у нас возникают в процессе общения с ним.

Данное упражнение может прояснить или обострить напряжения, существующие в группе, вызвать новые источники напряжений. То, насколько успешно группа справляется с этим упражнением, может служить показателем степени групповой сплоченности и зрелости. Если тренер почувствует, что участники группы защищаются от этого упражнения, повторяя фактически одни и те же высказывания о произвольном внимании, выдержке, чуткости и т. п., то ему придется решать, следует ли настаивать на выполнении упражнения или довольствоваться формальным его прохождением группой.

В любом случае данное упражнение дает ценную информацию тренеру, проявляя скрытые напряжения в группе и проясняя личностные качества участников, в том числе их самокритичность, гибкость, личностную глубину и широту взглядов. Информативным будет и фактический отказ группы выполнять упражнение. На какую глубину готовы пойти участники группы? В состоянии ли они выдержать ситуации выражения негативных чувств? Необходимо помнить, что данное упражнение не только «измеряет» групповую динамику, но и влияет на нее — как и всякое упражнение, проясняющее отношения между участниками группы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 62.

 

Группа сидит по кругу.

«Это упражнение называется „Молва". Нам потребуется доброволец, желающий узнать как можно больше нового о себе. Он должен будет выйти за дверь, в коридор, чтобы не слышать, о чем мы тут говорим. Каждый из участников выскажется об этом человеке, а я запишу все эти высказывания, которые могут быть длинными или лаконичными. Это могут быть слова, выражающие ваше мнение об ушедшем человеке или ваше отношение к нему или даже цитаты из стихов и других произведений — все, что угодно. После того как мною будут собраны высказывания всех участников, мы пригласим того, о ком шла „молва».

Его задача — выслушивать каждое высказывание, которое я буду воспроизводить, и пытаться определить, кто его автор».

Выбор обсуждаемого в данном упражнении имеет главенствующее значение. Этот человек не может быть случайным. Для успеха упражнения необходимо, чтобы он мог безошибочно понимать невербальные сигналы тренера. Роль тренера в этом упражнении состоит в том, чтобы запомнить выражение лица, позу, жесты, интонацию, характерные вкрапления в речь, — все, чем сопровождалось высказывание каждого отдельного члена группы. Это трудная работа, требующая настройки последовательно на многих людей, запоминания их невербальных и паралингвистических сигналов, а затем — их воспроизведения. Задача участника, о котором «шла молва», состоит не в том, чтобы логически пытаться «вычислить», что каждый мог сказать о нем, а в том, чтобы реагировать на невербальные и паралингвистические изменения в поведении тренера и безошибочно определять по ним авторов всех высказываний.

Успех упражнения определяется тем, сможет ли тренер выбрать человека, способного распознать его невербальные коды, и тем, сможет ли сам тренер воспроизвести реакции участников группы.

Можно спросить у самих участников, кто из них хорошо понимает невербальные сигналы тренера. Опыт показывает, что потенциально возможные исполнители этой роли почти всегда себя обнаруживают.

Обязательное условие. После того как все участники высказались, тренер спрашивает каждого из них: «Согласен ли ты, чтобы твое высказывание произносилось мною с твоими интонациями, жестами и выражением лица?» Только получив согласие участника, тренер может воспроизводить его поведение.

Когда выходивший участник возвратится в комнату, тренер говорит: «Постарайся сосредоточиться на мне, на том, как я буду это говорить. Не отвлекайся на логические рассуждения, старайся быть все время здесь, с нами. Тогда ты наверняка отгадаешь всех».

Будет лучше, если сначала тренер воспроизведет высказывание человека, отличающегося наиболее характерными интонациями, жестами или чем-то иным. Если угадывающий правильно называет имя автора высказывания, это вызывает у него и у многих участников группы прилив воодушевления. Если он не отгадывает автора первого высказывания, можно перейти к следующему со словами: «Постепенно ты определишь всех. Сосредоточься на том, как я это говорю». Как правило, угадав одного участника, игрок затем отгадывает всех, хотя, может быть, и не с первого предъявления. В нашей практике была лишь одна неудача, причина которой состояла в том, что на роль отгадывающего был выбран участник, очень желавший выполнять упражнение, но не очень подходивший для этой цели.

Упражнение вызывает у участников не только острый интерес, но и удивление и озадаченности Многим бывает приятно, что тренер их «изображает», другие могут испытывать смешанные чувства, гораздо реже это вызывает неприятные ощущения. В конце упражнения важно спросить участников о том, какие чувства они испытывали. После этого тренер говорит и о своих чувствах; чаще всего это ощущение эмоциональной близости к каждому человеку, в которого он пытался вжиться. Это может быть также ощущение недостаточного понимания тех людей, которых тренеру было труднее всего изобразить.

Упражнение можно завершить обсуждением закономерностей «кинестезического» понимания других людей, описанных У. Джемсом, Н. Ланге, Г. В Оллпортом, позже — Ф. Фромм-Рейхманн. Воспроизводя рисунок поведения другого человека, мы начинаем чувствовать нечто похожее на его чувства и думать, как он. Можно привести также описана поведения мальчика из рассказа Эдгара По «Похищенное письмо». Этот мальчик безошибочно понимал своих партнеров в игре «Чет и нечет» благодаря тому, что старался придать своему лицу такое же выражение, которое видел на лице каждого из них.

По существу это упражнение является вводным для следующего.

 

УПРАЖНЕНИЕ 63.

 

Упражнение проводится на четвертый-пятый день работы группы.

Участники сидят по кругу.

«В течение 4(5) дней мы работали вместе. За это время мы имели возможность многое увидеть, услышать, понять и запомнить. Сейчас я прошу вас подумать и вспомнить характерные невербальные знаки, которые, безусловно, есть у каждого из нас и проявлялись здесь, в этом круге. Это могли быть жесты, позы, мимические экспрессии или комплексы невербальных проявлений. После того как все будут готовы, кто-либо начнет и представит нам чей-нибудь невербальный знак, не называя, кому он принадлежит. Все остальные постараются определить, чей это знак».

При обсуждении упражнения тренер предлагает каждому из участников рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся при изображении чужого «знака», и о своих чувствах в процессе этой работы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 64.

 

Все участники группы сидят по кругу.

«Сейчас я раздам некоторым из нас (всем) карточки. (Тренер раздает карточки трем, шести, девяти или двенадцати членам группы.) На каждой карточке написано имя кого-то из нас и одно из трех слов: жестикуляция, мимика или пантомимика. Те, кто получил карточки, а это (имена приведены как пример) Дима, Аркадий, Таня — первая тройка, Валерий, Катя, Лена — вторая тройка, могут некоторое время подумать: один —-о характерных жестикуляторных, другой — мимических, третий — пантомимических проявлениях человека, имя которого написано на их карточке. (Тройки изображают разных участников.) Затем, не произнося ни слова, они одновременно покажут их нам.

Сначала это сделает первая тройка, затем вторая. Задача всех остальных — понять, кому принадлежат эти жесты, выражения лица, позы. Пока тройка представляет нам того или иного участника, мы только наблюдаем. Каждый выскажет свое мнение после того, как тройка завершит работу. Все понятно? Давайте начинать».

В процессе обсуждения упражнения тренер группирует высказанные варианты, после чего просит участников, высказавших одинаковые мнения, прокомментировать их. В ходе обсуждения ведущий задает вопросы: «Что для вас было определяющим из увиденного?», «Были ли у вас другие варианты ответа?», «Почему вы от них отказались?» В обсуждение включается и «обладатель» пантомимических проявлений. Тренер может обратиться к нему с вопросами: «Узнал ли ты себя?», «Что было передано наиболее, а что наименее точно?»

В обсуждении возникают идеи о противоречиях между сложившимся образом другого и его выражением, важности деталей, искажениях его невербальных проявлений.

Упражнение дает возможность потренировать наблюдательность, уточнить свои представления о других.

 

УПРАЖНЕНИЕ 65.

 

Группа сидит по кругу.

«Сейчас каждому из участников будет предоставлена возможность „вжиться" в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете „превратиться". Пока вы еще не получили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга. Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам задавать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратились в лицо другого пола. Не обязательно отвечать на мои вопросы по существу, можно вообще не ответить на содержание вопроса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п. Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сейчас будут „вживаться" и их „изображать"?»

Если все участники группы согласны, тренер раздает одной половине круга карточки с именами участников другой половины, а второй половине круга — карточки с именами участников первой половины круга. Условное разделение на два полукруга необходимо для того, чтобы никому из участников не досталась карточка с его собственным именем.

После этого тренер говорит: «Превращайтесь в другого человека». В этот момент в группе, как правило, происходит некоторое движение — многие меняют позы, выражение лица, группа преображается. Тренер начинает задавать кому-либо из участников вопросы. Например, это могут быть вопросы по поводу качеств человека, «хорошо разбирающегося в людях», описанных Г. В. Оллпортом: «Как ты думаешь, в чем твоя человеческая сложность?»; «В чем проявляются твои эстетические наклонности?»; «Каким образом ты находишь сходство с людьми?» Это могут быть и другие вопросы: «Как ты лучше воспринимаешь информацию — зрительно или на слух?»; «Если тебе придется выступить в роли ведущего переговоры, то каковы будут твои отличительные черты?»; «Что в тебе преобладает — эмпатия или наблюдательность и почему?»

По реакции участника на вопрос группа старается определить, «кто это». Тренер подчеркивает, что лучше всего, если первым догадается тот человек, которого сейчас изображают.

После того как все участники будут опознаны, можно провести групповую дискуссию по какой-либо значимой для группы проблеме, в которой все участники продолжают играть другого человека. Можно предложить каждому высказать пожелания группе от лица этого другого, или тому участнику, который получил карточку с именем тренера, от его лица завершить дискуссию.

В заключительном обсуждении каждому из участников предлагается поделиться своими чувствами. У многих это упражнение вызывает ощущение стремительного и глубокого постижения другого человека, ранее им недоступного.

 

МОДИФИКАЦИЯ.

 

Группа делится на две подгруппы по 6—7 человек.

«Сосредоточьтесь друг на друге. Вспомните, как двигается, говорит, смотрит, реагирует каждый ваш партнер по подгруппе. Подумайте, на что он обращает внимание в первую очередь, а что оставляет его равнодушным. Вспомните, как он начинает разговор, как проявляет свое желание завершить его. Отнеситесь к этому очень серьезно. Для этой работы у нас есть десять минут».

Через десять минут тренер продолжает инструкцию: «Сейчас я обращаюсь к Виктору и Кате (тренер называет по одному человеку из каждой подгруппы). Предлагаю вам взять на себя роль „понимающих". После того как вы уясните свою задачу, вам надо будет на некоторое время выйти из комнаты. Ваша задача заключается в том, чтобы, вернувшись в свои подгруппы и понаблюдав за ними в течение трех минут, понять, поведение кого из двух участников подгруппы изображают ваши коллеги. При этом учитывайте, что кто-то из них может оставаться самим собой, а также и то, что вас самих тоже могут „изображать"».

Затем ведущий просит двоих выйти из комнаты и дает возможность подгруппам определиться, чье поведение они будут изображать. Варианты могут быть разнообразными:

Ø один из участников остается самим собой, остальные изображают любого другого;

Ø подгруппа делится на две равные части, в каждой из которых по одному человеку остаются сами собой, а остальные играют их роль;

Ø подгруппа делится на две равные части, одна из которых изображает кого-то из другой половины, а вторая часть изображает «понимающего» и т. д.

После того как подгруппы сделали свой выбор, ведущий приглашает вышедших участников в комнату. При обсуждении упражнения основное внимание обращается на трудности, с которыми встретились как «понимающие», так и изображавшие поведение других. Кроме того, можно поговорить о чувствах, которые испытывал каждый из участников во время упражнения: они будут разными у тех, кто изображал других, наблюдал, как изображают его или решал задачу понимания. В процессе обсуждения можно также повести разговор о признаках, которые фиксировались как информативные, отличительные либо как не дающие информации о человеке.

 

УПРАЖНЕНИЕ 66.

 

Группа сидит по кругу.

«Давайте сыграем в волшебный магазин. Точнее, это будет биржа. Каждый может выставить на продажу свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Например, я говорю: „Меняю 500 граммов выдержки на 100 граммов проницательности". Если у кого-либо из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей проницательности и получить за это 500 граммов моей выдержки, то это значит, что сделка состоялась. Важно, чтобы каждый участник предложил на рынок свой товар, поскольку у нас биржа процветающая и нам нужен большой ассортимент».

 

Упражнение заканчивается либо после того, как каждый участник группы по крайней мере один раз выступит на бирже со своим «товаром», либо после того, как все участники группы удовлетворят свои потребности в получении нужных им личностных качеств. В первом случае упражнение будет носить скорее демонстрационный характер, во втором случае оно скорее всего окажет глубокое влияние на групповую динамику.

При обсуждении упражнения можно задать группе вопрос: «Какие чувства вызвало у вас это упражнение?», или «Какое новое значение о себе вы получили в результате этого упражнения?»

В первом случае участники группы и сам тренер могут говорить лишь о чувствах (часто это ощущения потерянности в момент, когда не находится ни одного человека, который мог бы совершить с вами обмен, и чувство поддержки, теплоты, исходящей от группы в конце упражнения). Вопрос о чувствах полезно поставить и в тех случаях, когда упражнение глубоко задело кого-либо из участников или столкнулось с таким сопротивлением их, что кто-то вообще отказался предлагать свой «товар» на биржу, ссылаясь на то, что он уже участвовал в чужих сделках.

Вопрос о новом знании о себе помогает сконцентрироваться на проблемах иерархии внутренних ценностей, принятия самого себя, самокритичности и способности относиться к себе с юмором.

Кроме того, это упражнение позволяет участникам группы попытаться отделить «сенсорно воспринимаемое» от «эмоционально переживаемого». Часто в высказываниях участников группы проскальзывает мысль о том, что если бы они так сильно не концентрировались на собственных переживаниях в процессе выполнения упражнения, то смогли бы получить много неоценимой информации о личностных качествах других, их отношений к самим себе, о том, что их мучает и что они по-настоящему ценят.

Как и в большинстве других упражнений подобного рода, степень самораскрытия здесь зависит от того, насколько открыто и доверительно по отношению к группе ведет себя сам тренер.

 

УПРАЖНЕНИЕ 67.

 

Группа сидит по кругу.

«Проведем небольшую социодраму. Социодрама это метод проигрывания ролей, который позволяет нам изнутри исследовать роль, раскрыть для себя ее возможности, ограничения, воздействие на личность, и испытать чувства, которые она вызывает. В нашей социодраме будет семь ролей, так что некоторым участникам придется играть одну и ту же роль. Две первые роли — это роли тренеров. Один из них будет „вести" группу, второй — наблюдать. Задача этих двух участников будет состоять в том, чтобы определить, какую из пяти ролей играет каждый из остальных участников группы. Эти пять групповых ролей описаны в 1957 г. Р. Шиндлером.

Альфа — лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но отнюдь не всегда, он говорит больше и чаще других. Лидер в реальной тренинговой группе может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы. Возможно, немногословность вообще более соответствует отечественному типу лидера. Вспомним, как напутствовал Борис Годунов своего сына перед предполагаемым вступлением его на царский трон:

 

«Будь молчалив, не должен царский голос

На воздухе теряться попустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник».

А. С. Пушкин

 

Бета — эксперт, который обладает знаниями или опытом, важными для группы. Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон. Его поведение самокритично и рационально. Он не пытается прямо влиять на группу — только через информацию, которую он ей предоставляет.

Гамма — рядовые члены группы, основная часть ее, так называемые „массы". Большинство таких членов отождествляет себя с лидером и его решениями. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут проявлять такую активность и рвение, что неопытному ведущему может показаться, что именно они и есть лидеры. Российская история изобилует примерами того, как рьяные исполнители чужой воли значительно превосходили своих повелителей в жестокости и насилии.

Омега — выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание другие члены группы, Крайний вариант такой роли — пренебрегаемый или отвергаемый член группы. Причиной его выпадения из группы может быть какое-либо отличие от всех остальных: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы. Иногда человек, организующий деятельность группы (воспитатель, руководитель), сам невольно способствует выпадению какого-либо участника23.

Р — противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он может бороться против лидера потому, что не согласен с ним, считает его несправедливым. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух противоречия, переполняющий его, недоверие к любым авторитетным фигурам. Он может быть также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль.

Итак, каждый из нас примет сейчас какую-либо из этих пяти ролей. У некоторых участников окажутся одинаковые роли, но это даже лучше, так как мы сможем увидеть одну и ту же роль разными глазами. Но прежде нам нужно выбрать ведущего и наблюдателя. Кто хочет попробовать себя в этих ролях?»

После того как два человека вызовутся на эти роли, они удаляются из комнаты. В этот момент удобно сделать перерыв на десять минут, поскольку инструкция для тренеров и остальных участников группы с этой минуты будет разной, но получить ее и те, и другие должны почти одновременно, чтобы начать работать параллельно.

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ.

 

«Когда вы вернетесь в комнату, группа будет сидеть по-прежнему 6 кругу, но при этом участники, играющие одну и ту же роль, например, рядовые члены группы или отвергаемые, будут сидеть рядом. Лидер будет один, но остальные роли могут быть представлены двумя, тремя или даже четырьмя участниками. Старайтесь отвлечься от ваших знаний о том или другом участника группы, так как роли будут участникам назначены. Поэтому не пытайтесь распознать роли, опираясь на ваше знание о личностных особенностях участников. Ориентируйтесь только на их поведение в процессе социодрамы. Ваша задача – определить, кто здесь лидер, который всем дирижирует, кто эксперты, рядовые члены, отвергаемые и противники. Не пытайтесь добиться качественного исполнения тех заданий, которые решите предложить группе. Ваша задача — не провести какое-либо упражнение, а „завести" групповой процесс. Пусть даже начнется неуправляемая дискуссия — на самом деле это то, что вам нужно. Наблюдайте, как члены группы взаимодействуют между собой. Только в процесса ролевого взаимодействия участников вы сможете понять, кто какую роль играет. И еще: не забывайте, что лидер может быть очень молчаливым и подавать лишь невербальные сигналы. На лидера поэтому чаще всего смотрят».

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ.

 

«Предлагаю каждому выбрать ту роль, которую ему реже всего приходилось играть в реальной жизни. Пусть это будет совершенно незнакомая вам роль или по крайней мере наименее понятная. Например, кто хотел бы сыграть роль «козлов отпущения».

Опыт показывает, что на роль отвергаемых выдвигают себя наиболее активные и авторитетные участники. После того как они оказываются таким образом «нейтрализованными», другим участникам становится легче предложить себя на роль лидера, экспертов или противников. Особое внимание нужно уделить подбору участника на роль лидера, а затем его подготовке к этой роли. Как правило, эту роль вызывается исполнять одна из наиболее тихих участниц группы.

По мере распределения ролей тренер рассаживает участников по кругу в последовательности: лидер с экспертами справа и слева от него, если экспертов двое, или лидер и справа от него эксперт, затем отвергаемые члены, противники (они оказываются прямо напротив лидера), рядовые члены группы. (См. рис. 1)

 

 

 


Противник

 


Рис. 1. Размещение участников в социодраме групповых ролей

 

Нужно оставить два места для ведущих: одно неподалеку от лидера, другое почти прямо напротив лидера, — для того, чтобы ведущие могли наблюдать направление взгляда участников из разных частей круга.

Сам тренер принимает на себя роль, которую нужно было бы усилить — например, роль противника, если ее выбрал только один человек, или роль рядового члена, если участники, принявшие эту роль, по его предположениям, не смогут справиться с нею без его поддержки и примера.

После того как группа расположилась по кругу, начинается репетиция. Тренер говорит: «Допустим, я сейчас в роли одного из ведущих — Филиппа или Александры. И вот я обращаюсь к группе: „Давайте сделаем упражнение, в котором каждый расскажет свое сновидение, а мы его проанализируем в психоаналитической традиции". Ваши действия? Помните, ваш первый взгляд — на лидера: какова его реакция? Нравится ли ему упражнение? Лидер, пожалуйста, не забывай реагировать на все происходящее невербально. Итак, „давайте каждый расскажет свое сновидение"». Участники группы начинают разыгрывать реакцию, соответствующую невербальной реакции лидера. Если идея упражнения ему не нравится, рядовые участники тут же активно начинают возражать против упражнения: «Ну нет, к этому мы не подготовлены»; «Вряд ли это интересно» и т. п. Противники же, наоборот, начинают поддерживать это предложение, сколь скоро оно не нравится лидеру: «Нет-нет, давайте попробуем, это настоящая психология»; «Не обращайте внимания на этих людей, они ничего не понимают» и т. п. Тренер говорит: «Допустим, лидеру надоел весь этот базар. Он невербально дает группе это понять — например, притопывает ногой, делает движение руками и т. п. Ваши действия?». В этот момент рядовые участники группы уже понимают, что им нужно мгновенно сменить направление своей реакции: «Ну ладно, давайте попробуем»; «В принципе-то мы не против». Теперь и противники должны сменить сип-реакцию: «Да нет, подходящий момент как-то уже прошел. Давайте попробуем что-нибудь другое» и этот момент тренер может предложить «рядовым членам оказать давление на «отвергнутых». Как правило, они тут же подхватывают эту идею и начинают заставлять их что-нибудь сделать: «Света, ну давай, рассказывай свое сновидение». В этот момент кто-либо из противников вступает в борьбу за отвергнутых: «Нет, Света, ни в коем случае, ты ведь не хочешь этого делать. Не подчиняйся чужой воле. Тренер может посоветовать Свете сначала согласиться с обратившимся к ней рядовым членом и начать делать то, что он велит, затем согласиться с противником и начать делать то, что предлагает он, и так несколько раз переходить от одной реакции к другой, чтобы лучше почувствовать роль отвергнутого.

После этого тренер должен сменить задание. Например, он может сказать: «Я выступаю в роли Александры. Давайте сейчас сделаем такое упражнение. Положим в центр круга все наши пальто и потом на них будем выполнять упражнения лежа». В этот момент тренер может дать подсказку лидеру — обратиться за информацией к эксперту.

Эксперт может сказать: «Упражнения лежа гигиеничнее выполнять на подстилке», или «При соприкосновении с полом обычно сильнее загрязняется светлая одежда. С другой стороны, физические упражнения значительно активизируют вин мание и разряжают обстановку» и т. п.

Такого рода репетиции должны проводиться тренером до тех пор, пока он не будет уверен, что группа готова к основной социодраме. Убедившись в готовности группы, он может пригласить ведущих. Однако для того чтобы облегчить им задачу, ему лучше еще раз обсудить с ними подготовленную ими программу действий, уточнить детали, которые остались не совсем ясны, ответить на их вопросы. Остальным участникам в это время можно предложить продолжить репетицию.

Наконец, после устранения всех неясностей можно начать основное действие социодрамы. Ведущие входят и начинают «заводить» групповую дискуссию. Если кто-то из участников выходит из своей роли или играет ее неточно, тренер может подойти к этому участнику и дать ему необходимые подсказки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.