Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ Иисуса Христа




Иконографическая типология.

Как было уже отмечено в предыдущей теме в основе и догмата иконопочитания, и всей церковной иконологии, лежат два образа: Личность Иисуса Христа (Его Нерукотворный Образ) и личность Богоматери (Ее образ, писанный евангелистом Лукой) – нового Адама и новой Евы. В Иконописном Подлиннике как своеобразном руководстве для иконописцев, который содержал все необходимые технические и богословские сведения для написания иконы (как изготовить доску, загрунтовать ее левкасом, накладывать золото и растирать краски, как изображать священные лица и события согласно Священному Писанию), были проработаны и утверждены сюжетные и композиционные варианты изображений Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Остановимся на наиболее значимых из них.

Благодаря Священническому Апостольскому и святоотеческому Преданию образ Иисуса Христа закрепился в иконографии и по окончанию иконоборческих волнений был принят Церковью таким, каким согласно утвержденному иконографическому канону рекомендуется для написания Иконописным Подлинником. Одним из источников реалистичности изображения Сына Божия Церковь признает и Туринскую плащаницу.

В первоапостольские века Спасителя изображали безбородым юношей в образе доброго Пастыря. Однако в Византии образ Спасителя сложился в виде зрелого мужа в расцвете сил 30-33 летнего возраста (как говорили греки – в период «акме»). Все многообразие икон Сына Божия Иисуса Христа сводимо к трём базовым иконографическим типам: «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» («Пантократор») и «Господь на престоле» («Спас в силах» как его один из подтипов).

 

Рисунок 13 Добрый Пастырь. Деталь Мозаика в люнете западного рукава креста.

Середина 5 в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне.

 

1. «Спас Нерукотворный» или же «Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа» согласно Преданию стал первым прижизненным изображением Спасителя, который возник чудесным образом при следующих обстоятельствах. Больной проказою малоазийский царь Авгарь из города Едессы просил о помощи у Иисуса Христа через присланного к нему слугу. Христос, умыл лицо а потом вытер его чистым платом (убрусом). Так на убрусе возник лик Спасителя, которым исцелился прокаженный царь. По чудесному исцелению царя, который принячл крещение, убрус с нерукотворным Образом был прибит на доску и помещен над городскими воротами. Спустя некоторое время доску с убрусом замуровали, но когда нишу с убрусом вскрыли, то обнаружили, что он прекрасно сохранился и к тому же, на внутренней стороне ниши появилось еще одно изображение Спасителя. В середине Х века Убрус Спасителя был перенесен из Едессы в Константинополь, но после завоевания столицы Византии турками он бесследно исчез. Таким образом, сформировалось два типа изображений Спаса Нерукотворного: иконическое изображение на плате и на камне (черепие). Благочестивая традиция изображать образ Спаса Нерукотворного на воротах монастырей, храмов и городов была привнесена из Византии и на Русь.

Богословское осмысление образа «Спаса Нерукотворного» сводимо к идее воплощения Сына Божия во спасение страждущего человечества.

 

 

Рисунок 14. Деисус. Христос. Мозаика в апсиде. 1312 г. Церковь Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами). В алтарной части храма размещена монументальная деисусная композиция: тронный Спаситель в конхе апсиды, Богоматерь и Предтеча на боковых стенах вимы, на прилегающих сводах вимы - погрудные изображения Архангелов. Выбор программы алтарной декорации обусловлен гробничным назначением храма. [Константинополь: Деисус. Христос. Византийское искусство, S. 4616].

 

2. Господь на престоле. Этот иконографический тип Спасителя является центральным в иконостасе. Его подтипами есть: «Спас в силах» и «Моление» или «Деисусный Чин».

На иконах этого типа Спаситель изображается грозным Судией, во всей полноте Его славы, как Владику всего видимого и невидимого мира. Фигура Господа Иисуса Христа изображена восседающим на престоле в полный рост с книгой и с благословляющей рукой.

В «Молении» или «Деисусном Чине» в центре изображен Иисус Христос, который, восседая на небесном престоле, слушает молитвы о роде человеческом Девы Марии и Иоанна Крестителя. Дева Мария изображена по левую сторону, а Иоанн Креститель по сторону правую. Рядом могут быть изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел а также другие святые угодники божьи.

В иконах «Спас в силах» господь изображается как Владика всего сущего на земле и Судия таким, каким Он явится в конце времен, «когда небо свернется как свиток». Поэтому, обычно изображение Спасителя сопровождается изображениями символов евангелистов, проповедующих Благую Весть во все концы света и ангелов, которые окружают Его престол. В руках Спаситель держит открытую книгу.

Богословское осмысление образа «Господь на престоле» определяется идеей грядущего преображения вселенной после Страшного Суда.

 

3. Иконографический тип Пантократор, что с греческого переводится как Вседержитель, традиционно являет поясное изображение Иисуса Христа с раскрытой или зактытой книгой в одной руке и другой, как иерей, благословляющей людей. Встречаются изображения Спасителя этого иконографического типа и в полный рост.

Богословское осмысление этого иконографического типа определяется мыслию о Господе как промыслителе о мире и подателе истины, вершителе судеб мира сего.

 

 

Рисунок 15. Христос Пантократор с Его ветхозаветными предками по человечеству. Мозаика. Южный купол нартекса (No 55)1316-1321 гг. Нартекс перекрыт двумя зонтичными куполами на высоких барабанах. В южном расположены погрудный образ Христа Пантократора и фигуры 38 пророков, предков Спасителя по человечеству. В их числе Адам и Авель, находящиеся прямо под бюстом Христа. [Константинополь: Внутренний нартекс. Византийское искусство, S. 4240]

 

Иконы из земной жизни Иисуса Христа называемые «праздничными» восходят к следующим Евангельским сюжетам:

 

1. Рождество Иисуса Христа (младенец Иисус изображен лежащим во хлеву и рядом с ним Дева Мария и Иосиф),

2. Сретение (принесение во храм младенца Иисуса Христа),

3. Крещение Господнее,

4. Преображение,

5. Воскрешение Лазаря,

6. Вход Господень в Иерусалим,

7. Тайная Вечеря,

8. Омовение ног ученикам,

9. Распятие,

10. Снятие со креста,

11. Положение во Гроб,

12. Сошествие в ад,

13. Вознесение Господне,

14. Сошествие Святого Духа (икона и праздник, именуемый как Пятидесятница).

 

 

Рисунок 16. Преображение. Москва, ГТГ.Темпера, левкас, дерево. 184 х 134 см. Около 1403 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Икона была храмовым образом Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. В Третьяковской галерее с 1930 г.

Иконографический тип Преображения содержит ряд деталей, характерных для позднепалеологовского искусства. В их числе полные экспрессии позы Апостолов, сложной формы слава Христа, связанная с исихастским учением о нетварном Фаворском свете. Впервые эти детали отмечены в миниатюре Преображение из Теологических сочинений Иоанна Кантакузина. В верхних углах иконы показаны пророки Илия и Моисей на облаках, несомые ангелами; они же изображены по сторонам от Христа на горках, причём в руках у Моисея, стоящего по левую руку, Скрижали Завета. В среднике иконы показано также восхождение и спуск Христа с учениками с горы Фавор. Сходство приёмов линейной и живописной разделки формы с применявшимися Феофаном Греком во фресках церкви Спаса на Ильине позволили приписать икону из Переславля ему или его мастерской. [Поздневизантийский период 13 - 15 вв.: Прочие художественные центры. Византийское искусство, S. 3874]

К основным элементам иконографии Спасителя следует отнести:

- Нимб – есть символ святости, сияния Божественного света. Только на иконах Спасителя изображается нимб с вписанным в него крестом и с буквами о СОУ (греч. Сущий).

- Надпись IC XP – есть сокращенным именованием Спасителя. Только после того, как на иконе писалось имя изображенного, икона считалась законченной.

- Хитон – нижняя одежда в виде рубахи, которая имеет исключительно красный цвет, символизирующий о Божественной природе Спасителя.

- Гиматий – верхняя одежда, имеющая вид плаща. Преимущественно имеет синий (реже зеленый) цвет. Синий цвет символизирует воипостасированную человеческую природу Иисуса Христа. Золотой цвет одежд Спасителя символизирует сияние Божественной славы.

- Клав – нашивная вертикальная полоска на хитоне, которая в античном мире была знаком знатного патрицианского достоинства, а в христианской иконографии приобрела значение символа чистоты и совершенства человеческой природы Иисуса Христа.

- Книга – является обязательным элементом иконографии в иконографических типах «Пантократор» и «господь на престоле» («Деисусный Чин»). Ее изображают либо в виде свитка, либо в виде кодекса (сброшюрованных листов в переплёте). Книга может быть закрытой как символ «книги, написанной внутри и отвне, запечатленной семью печатями» (Откр. 5,1) или открытой с цитатой из Священного Писания.

- Благословляющая рука Спасителя – перстосложение на правой руке в виде инициалов Имени Господа.

Образ Девы Марии.

Образ Богородицы. как великой заступницы перед Господом за весь род людской, издревле в христианском мире был в большом почитании. Это благоговейное отношение к Пречистой Богородице Деве Марии во многом определило богатство многообразия богородичной иконографии. Иконографические типы образов Девы Марии сформировались также в Византии, откуда и пришли на Русь. Традиционно выделяют четыре основных типа:

 

 

Рисунок 17. Богоматерь Владимирская. Темпера, левкас, дерево. 78 х 55 см (первонач.) Первая четверть 12 в. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

 

 

1. Елеуса (по-гречески Милующая), известная на Руси как «Умиление». Известны ее поясной и оплечный варианты. Дева Мария держит на руках Иисуса Христа таким образом, что её щека дотрагивается до щеки Сына, выражая не просто бытовую сцену ласкания матери и ребенка, но взаимоотношения Творца и Его творения. Создатель мира, из любви к своему творению – человеку, отдает на заклание Своего Сына во искупление всечеловеческого греха.

Наиболее почитаемыми иконами Богородицы этого типа есть: Владимирская икона Божьей Матери; Донская икона Божьей Матери; Почаевская икона Божьей Матери; Федоровская икона Божьей Матери; Ярославская икона Божьей Матери; Корсунская икона Божьей Матери и др.

Подтипом «Умиления» есть Галактрофуса, известная как Игра. Иисус Христос сидит и играется на руках у Богородицы; к этому типу богородичных икон традиционно относят и образ Богородицы, кормящей грудью младенца Иисуса Христа.

 

 

Рисунок 18. Богоматерь Донская. Темпера, левкас, дерево. 86 х 67 см. 1390-е гг. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Двусторонняя икона (с образом Успения Богородицы на обороте) происходит из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, куда была привезена из Успенского собора Коломны в 1552-1563 гг. В 1920 г. поступила в ГИМ, в 1930 г. в ГТГ. Одна из наиболее прославленных чудотворных богородичных икон Руси, авторство которой приписывают Феофану Греку. Отмечают её близость образу Богородицы Молительницы из Благовещенского Деисусного чина, также связываемого с Феофаном. "Икона Донской написана более мягко, слитно и скрыто, чем Богоматерь из Деисуса, таким письмом, где приёмы совсем не видны, и оно кажется "нерукотворным". И, может быть, образ Богоматери в иконе Донской кажется ещё более светлым, душевно просветлённым и пронизанным духовным светом, чем образ из Благовещенского собора" (О.С. Попова). [Поздневизантийский период 13 - 15 вв.: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 3615]

2. Вторым типом Богородичной иконографической типологии выделяют «Одигитрию», именуемую на Руси как Путеводительница. Согласно Преданию, первая икона этого типа была написана еще евангелистом Лукой. Традиционно это так же поясное и оплечное (реже – в полный рост) изображение Богородицы, сидящей на престоле, которая жестом правой руки указывает на Младенца Иисуса Христа, восседающего на левой руке Богородицы и опирающегося (или же держащего в руках) свиток – символ Закона. Лик Богородицы развернут в сторону Сына, а Спаситель изображен фронтально.

Наиболеепочитаемыми иконами Богородицы этого типа есть: Влахернская икона Божьей Матери; Иверская икона Божьей Матери; икона Божьей Матери «Троеручница»; икона Божьей Матери «Скоропослушница; Тихвинская и Смоленская иконы Божьей Матери так же.

 

3. Третий тип в иконографической типологии Богородицы известен как «Оранта» (с лат. Молящаяся). Известными подтипами «Молящейся» есть: «Панагия», «Знамение», «Покрова Пресвятой Богородицы».

Этот иконографический тип известен как в поясном, так и в ростовом вариантах. Образ Девы Марии пишется с высоко поднятыми руками в молитвенном состоянии за род людской. Ярким образцом поясного варианта есть Курско-Коренная икона Божьей Матери, а ростового - икона Божьей Матери «Нерушимая стена».

В иконах подтипа «Знамение» образ Сына Божия пишется в круге на груди Богородицы, создавая символический образ просфоры, возлагаемой во время проскомидии на дискос. Христос изображается в ореоле Божественной Славы в геометрически правильном круге, который символизирует вечное бытие.

«Покрова Пресвятой Богородицы» - это образ Девы Марии, которая на высоко поднятых руках держит свой омофор как символ заступничества от всевозможных бед и напастей. Этот иконописный подтип сформировался только в Х веке.

 

4. Четвертый тип известен под названием «На престоле». Богоматерь с Младенцем предстает на престоле как образ Церкви, совершающей таинство Евхаристии. Золотой трон Богородицы уподоблен алтарному престолу с лежащим на нем белым литургическим покровом. Почитаемые иконы этого типа – «Свенско-Печерская» икона Божьей Матери, Ангелоктисса, Кипрская икона Божьей Матери.

 

Иконы на сюжеты Евангельских событий из земной жизни Девы Марии называемые «праздничными»:

- Рождество Девы Марии,

- Благовещение (Благая весть, принесенная ей от Бога Архангелом Гавриилом, о чудесном рождении Сына).

- Встреча с Елизаветой.

- Успение Пресвятой Богородицы.

- Вознесение Пресвятой Богородицы на небо.

 

К основным элементам иконографии Богородицы следует отнести:

- Нимб, но не содержит вписанный крест.

- Мафорий (с греческого – накидка) – верхняя одежда замужних женщин в виде плаща. Канонически изображается в красном цвете. С 474 года мафорий Девы Марии находится во Влахернском храме Богородицы в Константинополе.

- Звезды – как символ непорочности Девы Марии и символ Святой Троицы.

- Поручи – деталь богослужебного облачения, выступающая символом служения всей Церкви в лице Богородицы Небесному архиерею - Иисусу Христу.

- Надпись - ДIР×О¢У имеет значение сокращение слова «Матерь Бога».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.