Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потир и дискос




Купель и водосвятная чаша

Поскольку началом спасительного пути обновления человека является Таинство Крещения водою и Духом Святым, анализ символики предметов церковно-прикладного искусства следует начать с купели. Купель есть символический образ «Иордани» создаваемой по образу Крещения Господня в водах реки Иордан. Если в первоапостольские года, когда христиан преследовали и крещение производили даже в бассейнах частных домов, то в Древней Руси изначально крестили на реке. Деревянный сруб ставился прямо на воде, знаменуя святое место Палестинского Иордана. Со временем Крещенскую Купель выкладывали в полу храма. Примером тому может служить круглый (в диаметре 3-4 метра) водоем в Благовещенской церкви в Новгороде. В последствии Купели обрели форму чашеобразных сосудов подобную форме Водоосвятных чаш.

Образ чаши, мыслится как символ промыслительного действия Воли Божией («Да мимо идет от Мене чаша сия» Мр.14,36) и символ «очистительного Пресуществления Троицы действа». Освящение воды и обновление твари, осуществляемое «во имя Отца, Сына и Духа Святого», нашло отражение на троичной форме купели, состоящей из чаши, подножия и соединяющих их стояна. Отсюда и символ трёх горящих над краем чаши свечей.

Такую же трехчастную форму, как и водосвятная чаша, имеет потир. – символ Евхаристической чаши которую держал в руках Христос и которая имеет важное значение в Таинстве Евхаристии. Если через Крещение человек входит в Церковь Христову, то через Святое Причастие Тела и Крови Христовых происходит очищение его греховного естества. Следовательно, потир есть символом всей Церкви образующей Тело Христово. Его трехчастное строение символизирует также трехчастную Церковь Христову: верхняя чаша как символ Церкви Небесной - Торжествующей, нижний поддон, имеющий так же форму чаши, но более плоский как символ Церкви Земной – Воинствующей и пространство Ангельских Сил славящих Бога и служащих по воле Божией человеку. Потиры изготовлялись из различных материалов: дерева, олова, меди, серебра и золота. Использовались и различные техники для их украшения: чеканка, чернь, финифть.

 

 

Рисунок 32. Потир. Сардоникс, позолоченное серебро, перегородчатая эмаль, жемчуг. Высота 22,4 см. 10 в. Венеция, Прокуратория ди Сан-Марко. Близость памятника Лимбургской Ставротеке и надпись на основании "Господи, помоги Роману, православному императору (деспоту)" позволяют датировать его 10 в., правлением Романа I или II. Обкладка верхней части сардониксовой чаши украшена 15 пластинами перегородчатой эмали. Первоначальный порядок в их распределении нарушен; образы Христа и Предтечи должны были быть диаметрально противоположны образам Богоматери и двух Архангелов по сторонам Её. Между этими двумя группами персонажей располагались эмали с изображением Петра и Павла, четырёх Евангелистов и четырёх Отцов церкви. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1478]

 

Изображенные на Потирах орнаменты и иконописные изображения раскрывали богословский смысл Таинства Евхаристии смысл следующим образом: на верхней чаше, вмещающей причастие и символизирующей Торжествующую Церковь Небесную, помещается изображение Спасителя (поясное на Убрусе), Распятие, Воскресение Христово, Деисусный Чин как символ всей Небесной Церкви и так же произнесенные на Тайной Вечери слова Господа Нашего Иисуса Христа. На нижнем поддоне, который иногда имеет восьми или четырехчастное деление в форме розетки, имеется растительный орнамент, а иногда покрывается чеканным рисунком – символом молитвенного пламени, обращенного к Господу. Четырехчастное деление поддона есть символ соборности Земной Церкви просвещенной четырьмя Евангелистами. Восьмичастное деление поддона определено символом числа восемь - образом восьмиконечной звезды на мафории пресвятой Богородицы. Средняя часть Потира, имеющая название стояна с «яблоком», иногда украшается образами херувимов (примером чему может служить Потир 1686 года из Успенского Собора во Владимире) или драгоценными камнями (изумруды, рубины и др.), имеющие свое числовое (4, 6, 8, 12) и символическое толкование. Красный цвет рубина есть символом Жертвы Христовой и Пасхи, а зеленый цвет изумруда (ясписа) – символ Спасителя, как «Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех…».

 

 

Рисунок 33. Евхаристическое блюдо или дискос. Алебастр, золото, серебро, перегородчатая эмаль, хрусталь, жемчуг. Диаметр 34 см. 11 в. Венеция, Сан-Марко. В центральном медальоне в технике перегородчатой эмали изображён Христос Пантократор. Евхаристическое назначение блюда выражено обрамляющей его круговой надписью: "Приимите, ядите, сие есть Тело Моё" (Мф 26, 26). [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1473].

 

Евхаристические блюда или же дискосы, так же как и потиры, нередко создавались из драгоценных металлов, украшались жемчугом и драгоценными камнями, а так же декорировались священными изображениями Евхаристической тематики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.