Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности первохристианского искусства




На формирование и развитие первохристианского искусства безусловное влияние имели как социально-политическая атмосфера античного времени (не будем забывать, что это было время частых гонений и преследований за исповедания христианской веры), так и стилистика античного искусства, которую христианскому мастеру необходимо было переосмыслить и преодолеть. Но однозначно можем сказать словами Л.А. Успенского, что «это не было натуралистическое искусство, свойственное этой эпохе, а искусство новое, специфически христианское» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).

С приходом в мир Спасителя и возникновением Церкви Христовой формируется образ нового человека, меняются мировоззренческие установки, характер отношения к миру и человеку в нем. Не случайно Св. Климент Александрийский (к.2 -215), Св. Кирилл Иерусалимский (4 в.) настаивают на необходимости символичности изображения передачи и выражения вероучительных истин дабы уберечь паству от античного соблазна идолопоклонства. Этим обстоятельством объясняется и решение эльвинского собора (302 г.), согласно 36 правилу которого: «Да не будет в церквях изображений на стенах». Символ – вот единственный способ выразить средствами искусства истины Священного Писания, которые должно раскрывать оглашенным постепенно, по мере приготовления их к крещению. Таким образом, первой особенностью первохристианского искусства стал его знаково-символический и антинатуралистический характер.

Но для того, чтобы выразить это новое учение, необходимы средства: не только символы, но и сюжеты, техника и, наконец, стиль. К тому времени: «художественный язык Церкви находился еще в периоде своего формирования, и фрески римских катакомб прекрасно иллюстрируют первые этапы этого становления» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3). Поэтому новое мировоззрение и новые сюжеты не могли облекаться в старые античные формы. Напротив, первохристианская сюжетика «…нуждалась в таком стиле, который наилучшим образом воплощал бы спиритуалистические идеалы христианства» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1947, т. 1, с. 38). Но для выработки такого стиля необходимо время для осмысления и выражения нового понимания действительности. Поэтому, второй особенностью первохристианского искусства было привлечение для выражения своего учения наряду с собственными христианскими символами и сюжетами символов и сюжетов греко-римской мифологии. В особенности это стало актуальным тогда, когда в Церковь начали приходить язычники, которым библейские символы были чужды и мало понятны. Но, при этом, пользуясь хорошо известными формами и символами античного искусства, первохристианская Церковь наполняет их новым христианским содержанием. Примером тому может служить используемый образ Орфея играющего на лире и таким образом укрощающего диких зверей; умерщвляемого и воскрешаемого Сераписа и Исиды. Образ Орфея, который есть символом Христа, раскрывает идею силы слова Христова, привлекающего и ведущего за Собой людей.

 

 

Рисунок 1. Серапис и Исида. III век. Темпера. Описание: створки триптиха

 

Отсюда следует, что третьей особенностью первохристианского искусства стал его вероучительный характер. Искусство это, писал Л.А Успенский, «…прежде всего, передает учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим и цель его - не в отражении повседневной жизни, а в ее осмыслении, не в том, чтобы выразить ее проблематику, а в том, чтобы на эту проблематику дать евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического содержания» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3). Показательно, что во времена Нерона и Диоклетиана, когда христиан преследовали по всей римской империи, мучили, отдавали на растерзание диким зверям, распинали на крестах, изображения мучений в первохристианском искусстве отсутствуют. Они появляются только тогда, когда мученичество перестало быть делом закономерным и хорошо известным.

 

2. 3.

 

Рисунок 2. «Портрет римлянина». Фаюмские портреты. 1-2 век н.е. Энкаустика.

Рисунок 3. Добрый пастырь. Мраморная статуя. Рим. 3 в.

 

Еще одной (четвертой) особенностью первохристианского искусства стала его лаконичность: «образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3). Поскольку молитвенное состояние становится основным содержанием изображаемых сюжетов, то и мастер ставит себе цель сосредоточить внимание на глубине содержания изображенного, которое открывается только духовному взору. «Он должен был отказаться от самодовлеющего эстетического наслаждения и использовать всю красоту видимого мира для передачи мира горнего. Его язык должен был быть особенно ясным и точным, ибо для того, чтобы передавать телесным глазам духовный мир, нужен не расплывчатый туман, а, наоборот, большая точность и четкость, подобно тому как святые Отцы, говоря о духовном мире, употребляют особенно ясные и точные выражения» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).

Наконец, пятой особенностью первохристианского искусства есть его литургическая и догматическая устремленность, являющая примеры продуманных приемов воспитательного и проповеднического характера. «С первых же своих шагов в мире Церковь начинает вырабатывать такой художественный язык, который должен выразить ту же истину, что и ее язык словесный». (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).

Как известно, характеристические особенности искусства так же указывают и на характер, понимание и восприятие человеком красоты. Согласно представленных выводов, которые делает Л.А. Успенский, красота раннехристианского искусства выражается в большей мере «…в тех возможностях, которые в нем заключаются; оно еще не осуществляет всей полноты заключенного в нем смысла, а является лишь обещанием бесконечных возможностей в будущем» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.